• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа: день первый

Летняя школа: день первый

Открытие Летней школы

1 июля в Высшей школе экономики (ВШЭ) состоялось открытие Летней школы «Теоретические и эмпирические исследования третьего сектора в России и за рубежом», организованной Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора.

Открывая Школу, директор Центра Ирина Мерсиянова рассказала, что Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора как научное подразделение ВШЭ проводит мониторинг состояния гражданского общества России, являясь, по сути, единственным источником эмпирического материала по данной проблематике в масштабах всей страны. В Центре изучается как вовлеченность россиян в практики гражданского общества, так сектор некоммерческих организаций (НКО).

Потенциал Центра используется и в образовательном процессе: в прошлом году в Высшей школе экономики открылась кафедра экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях. Несмотря на востребованность компетенций для работы с НКО, кафедра пока остается единственной по своему профилю в России.

После представления структурных подразделений ВШЭ, связанных с изучением гражданского общества, И. Мерсиянова рассказала о программе Летней школы и о том, как будет строиться ее работа. Помимо традиционных лекционных и семинарских занятий, участники Школы представят свои индивидуальные проекты, соответствующие заявкам, а также будут в течение недели работать в группах над исследовательскими проектами. Курировать эту работу со стороны организаторов будут преподаватели школы, в числе которых – ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, профессор кафедры организационной психологии ВШЭ Алла Купрейченко и научный сотрудник Центра, доцент кафедры экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях Гульнара Миннигалеева. Как подчеркнула И. Мерсиянова, оцениваться будет как научная состоятельность, так и выраженную практическую направленность. Авторы лучшей разработки будут отмечены дипломами первой, второй и третьей степени.

Затем директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора представила и других преподавателей и экспертов, которые проведут занятия и примут участие в дискуссиях по тематике Школы. Один из основных специалистов-исследователей третьего сектора в мире – Дэвид Хортон Смит, заслуженный профессор социологии Бостонского колледжа (США), почётный приглашённый профессор альтруизма Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ – также приветствовал участников Летней школы. Он вручил И. Мерсияновой недавно изданный словарь терминов и концептов по тематике некоммерческого сектора.

Далее произошло представление участников Летней школы. В этом году они приехали из разных городов России (в частности, из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Казани, Нижнего Новгорода, Саратова, Владивостока, Перми, Ярославля, Пскова и других), а также из Казахстана и Польши. Из семидесяти с лишним присланных заявок было одобрено более тридцати, причем участниками Летней школы стали как только начинающие исследователи гражданского общества (студенты университетов), так и более опытные – кандидаты и доктора наук. В число участников попали представители и руководители НКО, приехавшие для того, чтобы получить недостающие теоретические знания. Одна из участниц – Эльвира Хабибрахманова из Уфы – приехала на Летнюю школу Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ уже во второй раз. Первая Школа – «Исследования гражданского общества в междисциплинарной перспективе» – работала в 2012 году с 21 по 27 июня.

В школе примут участи и стажеры-исследователи Научно-учебной лаборатории междисциплинарных исследований некоммерческого сектора, задача которой привлечь студентов к научной работе в данной сфере.

Основная часть работы Школы будет проходить в подмосковном отеле Holiday Inn Moscow Vinogradovo, куда и отправились участники и организаторы.


Уже вечером первого дня работы Летней школы социолог, научный сотрудник факультета социальных наук Университета Сёдертёрн (Швеция) и аспирант Института изучения культуры Университета Лейпцига (Германия) Кристиан Фрёлих провел семинар «Понимание гражданского общества в разных культурных контекстах и его значение для исследовательской работы».

Он напомнил, что одним из первых стало определение гражданского общества, данное Адамом Фергюсоном в 1767 году. Этот исследователь понимал гражданское общество как находящуюся между государством и рынком сферу защиты моральных ценностей от интересов государственной политики и коммерческих интересов рынка.

В самом конце XX века, в 1996 году Хуан Линц (Juan Linz) и Альфред Штепан (Alfred Stepan) рассматривают гражданское общество несколько иначе. Гражданское общество в их интерпретации уже артикулирует ценности и продвигает свои интересы. Таким образом, современное понимание данного феномена сводится к тому, что гражданское общество становится активным актором социальных процессов, оно самостоятельно, в том числе с точки зрения выполнения функции по отстаиванию своих интересов.

По сути, считает К. Фрёлих, в современных исследованиях сформировались четыре основных подхода к изучению гражданского общества, которое рассматривается как 1) некоммерческий сектор, 2) третий сектор, 3) сектор волонтерства и общественность, 4) социальная экономика.

После предварительного сообщения слушатели школы разбились на четыре группы, для того чтобы на основе предложенных преподавателем материалов представить возможные трактовки четырех подходов к изучению гражданского общества.

Некоммерческий сектор. Этот подход характеризуется наличием в обществе институтов гражданского общества и независимых от рынка организаций. Ключевым принципом организации общества становится равенство, а в основе самоорганизации институтов гражданского общества лежит добровольность.

Третий сектор. Слушатели выяснили, что при таком подходе к изучению гражданского общества возможные трактовки условно можно сгруппировать на американские и европейские. Американские исследователи, опираясь на традиции этого общества, акцентируют внимание на экономических условиях и индивидуализме. В европейских же трактовках больший упор сделан на политических аспектах и защите интересов всего общества и отдельных сообществ граждан. В частности, организации третьего сектора могут направлять свои усилия на создание рабочих мест.

Подход к гражданскому обществу как сектору волонтерства опирается на религиозные традиции и филантропию. При этом граждане непрофессионально участвуют в общественной деятельности, а все их действия направлены на социальное развитие. Акцент при этом делается на действии, поступках, а не на структурах и институциях. И эти действия через мобилизацию общинных (горизонтальных) связей направлены на личность.

Термин «социальная экономика» возник в первой трети XIX века. Данный подход носит прикладной характер, отмечают исследователи, однако существует отдельная научная дисциплина с идентичным названием. Продуктом социальной экономики является общественное благо. Социальная экономика отличается от волонтерства. По сути, когда исследователи говорят о «социальной экономике», речь идет об «эффективном волонтерстве». В то же время у социальной экономики есть зоны пересечения с частным сектором, местным самоуправлением и профсоюзами. Очевидно, что в данном случае постулируется экономический подход к решению социальных проблем. Как отмечается в исследованиях, социальная экономика связана с экономическими явлениями, имеющими социальный аспект.

«Как же сравнивать гражданское общество разных стран?», - задается вопросом К Фрёлих. В целом, по его словам, некоммерческий сектор характеризуется такими чертами, как наличие институтов, независимых от государства, наличием некоммерческих организаций, самоуправлением и добровольностью. На основе этих характеристик, а также сопоставляя уровень государственных расходов на социальную сферу, была предложена классификация типов общественного устройства с точки зрения развития некоммерческого сектора.

Так можно выделить общества прогосударственного, либерального, социально-демократического и корпоративного типов. Первые два типа объединяет то, что государство не тратит на социальную сферу больших ресурсов. Уровень развития некоммерческого сектора в обществах прогосударственного типа низкий (государство практически полностью контролирует неправительственные организации), а в обществах либерального типа – высокий. Это связано с высокой степенью гражданской активности и самоорганизации. Примерами обществ такого типа могут быть США, Великобритания и некоторые другие страны.

Два других типа – социально-демократический и корпоративный – подразумевают высокие расходы государства на социальную сферу. Но если как, например, в Швеции, социальная сфера поддерживается, в основном, государством, то во Франции и Германии при высоких госрасходах, компании тратят на некоммерческие нужны довольно много. При этом корпорации в социальной сфере оказывают значительное влияние на государство, а уровень развития некоммерческого сектора в обществах корпоративного типа гораздо выше, чем в обществах социально-демократических.

Поскольку формат семинарского занятия подразумевает обсуждение и дискуссии К. Фрёлих предложил с привлечением теоретических сведений прокомментировать эпизоды из реальной практики, связанные с некоммерческими организациями.

Галина Макашина (Междуреченск), возглавляющая Кузбасский центр «Инициатива», рассказала о многолетнем опыте проведения конкурса социальных проектов в небольшом городе. По ее словам, основная трудность в деятельности НКО состоит в том, что практически невозможно исчислить эффективность социально значимых проектов. Это приводит к тому, что представители некоммерческого сектора часто не могут сориентироваться в направлениях возможной работы.

Участники Летней школы привели в качестве примера ситуацию с центрами по профилактике ВИЧ. Изначально в этой сфере работали многочисленные НКО, которые занимались в том числе и медицинскими услугами, и снабжением лекарственными препаратами. Однако за последние 15 лет из-за изменения законодательства государство практически полностью стало контролировать деятельность организаций в этой сфере. Это позволяет говорить о формировании прогосударственного типа общества с точки зрения развития некоммерческого сектора.

С этим не согласились некоторые слушатели Летней школы. Они в качестве примера привели рекрутинг волонтеров для работы на предстоящей Универсиаде в Казани. Казалось бы, речь идет о добровольцах, готовых помочь в организации и проведении большого спортивного мероприятия. Однако набор волонтеров зачастую носит принудительный характер. Такое явление можно назвать «квазиволонтерством», а тип общества – «квазисоциально-демократическим».

Подобные случаи, по мнению К. Фрелиха, свидетельствуют о сложности проблематики гражданского общества и некоммерческого сектора, о различных подходах к изучению данных явлений, обусловленных социально-культурными и историческими причинами.

Завершился первый день работы школы формированием рабочих групп для разработки исследовательских проектов. В форме деловой игры под руководством ведущего научного сотрудника Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, профессора кафедры организационной психологии ВШЭ Аллы Купрейченко были сформированы 5 групп.