• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа: день четвертый

Доклад Г.А. Миннигалеевой

«Кадры для третьего сектора: обучение и исследования» - такова тема доклада научного сотрудника научно-учебной лаборатории междисциплинарных исследований некоммерческого сектора Высшей школы экономики Гульнары Миннигалеевой, открывшей очередную сессию Летней школы.

Поговорка «кадры решают все» актуальна для любой организации, как коммерческой, так и некоммерческой. Тем не менее, для НКО в России проблема кадров стоит особенно остро в силу относительной недолговременности традиций добровольчества, благотворительности и деятельности НКО в России.

Актуальность проблемы стала ясной после беглого опроса слушателей школы о наличии у них образования в сфере НКО. Такой бэкграунд в виде курсов, тренингов или летних школ есть лишь у нескольких слушателей. И это не случайно, ведь если до 1991 года патриотическое и гражданское воспитание находилось в рамках государственной системы образования, то позднее ситуация изменилась.

По словам Г. Миннигалеевой, в России рынок образовательных услуг в сфере НКО в данное время лишь складывается и еще не преодолел стадию систематизации. Образовательные услуги сосредоточены в местах, где существуют устойчивые, давно работающие центры компетенций, ресурсные центры НКО. Они давно готовы участвовать, и участвуют в обучении кадров НКО. Кстати, этот процесс в последние два года получил поддержку со стороны государства по линии Министерства экономического развития.

В практике существует достаточно много форм повышения квалификации сотрудников некоммерческих организаций. Это и мастер-классы, и конференции, и семинары. Новые возможности для НКО представляет и дистанционное обучение. Однако эта форма представляет и некоторые трудности, связанные с владением технологиями и обеспеченностью соответствующим оборудованием. В той или иной степени, считает Гульнара Миннигалеева, обучение в сфере НКО на Западе совпадает с имеющимися формами в России. Однако, в отличие от западных стран, в России практически отсутствует традиция и культура высшего профессионального образования в сфере НКО. В частности, в вузах США все студенты слушают курсы, связанные с добровольчеством, и участвуют в акциях в качестве волонтеров.

Для формирования образовательной политики в этой области и удовлетворения потребностей сектора, необходимо понимать психосоциальные особенности тех, кто обучается для деятельности в НКО, их мотивацию и потребности в обучении, особую природу вовлеченности в деятельность НКО, потребности сектора и особенности формирования социальной базы третьего сектора.

Так, теоретическое обучение, очевидно, востребовано молодыми НКО. Те же организации, которые накопили опыт практической деятельности, важна прикладная составляющая, использование интерактивных форм и информационных технологий. Возможно, что должны существовать разные программы для госслужащих, работающих в сфере НКО, и для социально-ориентированных некоммерческих организаций. Также, по всей видимости, необходима дифференциация программ по направлениям деятельности НКО.

Важно, по мнению Г. Миннигалеевой, должное внимание уделять качеству образовательных услуг. На Западе вопросами качества подготовки кадров для НКО занимаются профессиональные общества и ассоциации.


Доклад А.Б. Купрейченко

В своем докладе «Мотивация социальной активности и участия населения в третьем секторе» в едущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Алла Купрейченкопредставила основания категоризации социальной активности.

Проблема детерминации общественной активности является одной из наиболее актуальных в области социальных наук. Результаты опросов показывают, что сегодня в России трудно быть общественно активным человеком. При этом спектр факторов, определяющих готовность к социальной активности, и выбор ее форм у различных групп населения довольно широк. В их ряду экономические, социальные, правовые, этно-культурные и психологические факторы.

Так, ведущими мотивами социальной активности студентов являются самореализация (70%), общении (67,5%), обучение (65%), помощь другим (51,25%). Срединное положение среди мотивов общественной активности занимают досуг, личностный рост, карьера. В конце списка – служение обществу, влияние на других, принадлежность к определенному сообществу. При этом у юношей доля альтруистических мотивов поведения крайне низка. У студенток ведущими оказываются мотивы самореализации, обучения, общения, помощи другим, сотрудничества. На последних местах – благополучие, престиж, уход о проблем.

Как заметила Алла Купрейченко, следует учитывать то обстоятельство, что мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. Также могут существенно различаться мотивы организаторов акций, их участников и спонсоров. И, в определенных случаях, может возникнуть конфликт целей и средств их достижения.

 

Доклад Е.А. Абросимовой

После обеда сессия четвертого дня продолжилась докладом эксперта комитета по делам общественных и религиозных объединений Государственной Думы РФ, члена экспертной группы по совершенствованию законодательства Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, члена Координационного Совета при председателе Совета Федерации Елены Абросимовой .

Она сосредоточилась на особенностях правовых исследований третьего сектора. По мнению эксперта, можно говорить о трех типах исследований некоммерческого сектора с точки зрения права. Так, статические исследования, носящие описательный характер, посвящены изучению текущего состояния законодательства, правовому статусу НКО и т.п. аспектам. В динамических исследованиях, которые посвящены функционированию системы третьего сектора, затрагиваются различные аспекты деятельности НКО. Третий тип исследований правового характера условно можно назвать коммуникационным, поскольку в такого рода работах изучаются отношения некоммерческих организаций и других субъектов системы.

Е.А. Абросимова представила также общий обзор российского законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций. Эта сфера регулируется, прежде всего, Гражданским кодексом и пятнадцатью федеральными законами. Ключевым является закон «О некоммерческих организациях», есть также ряд специальных законов, касающихся разных видов НКО (федеральные законы «О политических партиях», «О саморегулируемых организациях» и нек. др.).

При этом в российском законодательстве используются словосочетания «институты гражданского общества» и «развитие гражданского общества», тогда как термин «гражданское общество» нигде не упоминается и не определяется. Кроме того, практически не разведены понятия «некоммерческая организация» и «социально-ориентированная некоммерческая организация».

Подобные юридические казусы, разумеется, осложняют и работу исследователей.

Эксперт обратила внимание участников Летней школы на различиях некоммерческих и коммерческих организаций с точки зрения управления, порядка формирования имущества, специфики организации труда, порядка предоставления отчетности.

 

Презентации индивидуальных проектов

Попыткой найти ответ на вопрос о барьерах для развития добровольчества в России стало исследование, представленное Александрой Колесниковой (Екатеринбург) «Особенности и проблемы развития современного российского волонтёрства». По ее предположению, развитию современного российского волонтёрства мешает низкая популярность добровольческого труда в молодежной среде, отсутствие сформированного положительного имиджа такой деятельности, слабая эффективность механизмов мотивации добровольцев.

Недостаточное внимание, по мнению А. Колесниковой, уделяет внимание общественным инициативам и исполнительная власть. И если к проблемам развития волонтерства в молодежной среде государство относится с пониманием, то вне зоны внимания властей часто оказываются другие возрастные группы населения (в частности, пенсионеры. Хотя в ряде случаев их участие в добровольческих инициативах было бы не менее эффективно.

Мария Сакаева (Сыктывкар) презентовала исследовательский проект «Волонтёрские движения и добровольческие практики в студенческой среде как инструмент поддержки социально незащищенных групп населения в российских городах».

В России актуальность изучения данной проблематики вызвана существенными изменениями социально-экономической ситуации последних двадцати лет. Укрепившиеся в постсоветском обществе нормы индивидуализма и ориентации на личный успех обусловили разобщенность людей. Социальное поведение на основе таких ценностей приемлемо в ограниченном поле социальной действительности, так как в этом случае в уязвимом положении оказываются значительные группы людей: пожилые, дети, люди с ограниченными возможностями. 

С другой стороны, активисты НКО, эксперты и исследователи отмечают, что в последние годы в России растет уровень добровольческой активности. Как показывает практика, эффективность работы по повышению качества жизни социально уязвимых слоев населения растет в случаях сотрудничества государства, НКО, бизнеса и волонтеров. В последнем случае речь идет, прежде всего, о студентах как о группе, обладающей наиболее важными для волонтерской деятельности качествами: активной жизненной позицией, желанием реализовать себя, наличием свободного времени.

По наблюдениям М. Сакаевой, в малых городах России (как показывает опыт городов Коми – Сыктывкара и Ухты) основной группой, на которой концентрируются волонтеры – это дети и подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации (прежде всего, дети-инвалиды и дети-сироты). Известно, что для них важными являются социально-психологическая реабилитация и организация досуга. Однако и даже организация досуга и реализация программ социально-психологической реабилитации требует финансовой поддержки.

Как считает исследователь, социальный и человеческий капитал в условиях дефицита материальных ресурсов играет ключевую роль в системе взаимодействия волонтеров, их партнеров и потребителей их услуг. При этом добровольческая деятельность в социальной сфере привлекает преимущественно студентов профильных вузов и факультетов, что объясняется спецификой получаемого ими образованиями и лучшей степенью осведомленности о социальных проблемах в обществе и способах их решения. Участие же волонтеров в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, значительно повышает эффективность государственных социальных учреждений и качество работы системы социальной защиты населения.

Сообщение Ольги Донецкой (Казань) было посвящено развитию компетенций в области гражданского участия. Как показали исследования, уровень развития политико-правовой и гражданской культуры большинства студентов можно назвать низким. Но построение, поддержка и постоянное обновление демократического общества невозможны без компетентных, информированных, активных и ответственных граждан.

Для разрешения этого противоречия необходимо создавать в вузах условия для развития у студентов демократических гражданских компетенций.

Уже несколько лет Ирина Бурмыкина (Липецк) занимается проблемой мониторинга и оценки деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций. В ходе этой работы выяснилось, что научно-методическое и нормативное обеспечение оценки деятельности (проектов) социально-ориентированных некоммерческих организаций на федеральном и региональном уровнях практически отсутствует.

Разработка же технологии оценки деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций позволит организовать более эффективное использование средств поддержки таких НКО, а также и повысит общий уровень организации и результативности их деятельности.

Проблематике СО НКО посвящено еще одно исследование слушателей Летней школы. Варвара Кулькова (Казань) представила исследование «Формирование инфраструктурной поддержки СО НКО: опыт Республики Татарстан». В зарубежных странах некоммерческие организации, выступая неотъемлемым институтом гражданского общества, создают основу политической стабильности, помогают развивать корпоративную социальную ответственность бизнеса, занимают значительную долю в экономике.

В настоящее время наблюдается активизация интереса государства к СО НКО. В частности, в рамках государственной поддержки третьего сектора предусмотрено финансирование СО НКО в виде целевых грантов. Отдельное место в направлениях государственной политики по формированию устойчивости третьего сектора занимает инфраструктурная поддержка некоммерческих организаций, направленная на создание региональных и межрегиональных ресурсных центров

Вопрос о том, насколько реализуемая инфраструктурная поддержка влияет на увеличение производства социальных услуг, повышение гражданской активности СО НКО представляет значительный научный и практический интерес. Имеющиеся практики взаимодействия СО НКО с различными стейкхолдерами требуют обобщения и осмысления.

Согласно исследовательской гипотезе, рост третьего сектора в зарубежных странах связан с кризисом государственного рыночного патернализма и усилением рынка. В Росси же финансовая деятельность НКО отличается более высокой степенью контроля со стороны государства, а также значительно более скромными объемами привлеченияцелевого капитала.

Низкая степень устойчивости СО НКО обусловлена невысоким доверием к ним со стороны общественности. Кроме того, в деятельности СО НКО обнаруживаются «слабые» кооперационные связи с органами государственной власти и бизнес-структурами, не выстроено межрегиональное партнерство.

Результатом работы должны стать практические рекомендации по совершенствованию инфраструктурной поддержки СО НКО, активизации их взаимодействий с группами гражданского общества.

Изучением проблем повышения квалификации сотрудников СО НКО занимается Ольга Владенкова (Москва), представившая некоторые наблюдения в этом вопросе. Считается, что общественно-государственное партнерство является одним из главных инструментов эффективной реализации социальной политики. При этом если государство в России считается «сильным» партнером, то про СО НКО такого сказать пока нельзя. На «силу» организации влияет ряд факторов, в том числе и уровень квалификации персонала. 

Именно поэтому важно повышение квалификации сотрудников социально ориентированных некоммерческих организаций. Причем в этом, по идее, заинтересованы не только сами организации, но и широкий круг стейкхолдеров.

«Социологический анализ развития гражданского образования: Казахстан и мировой опыт» - такой исследовательских проект был представлен Ольгой Мелиховой (Алматы, Казахстан). По ее словам, важным условием формирования в Казахстане гражданского общества и правового государства, эффективной рыночной экономики является решение проблемы формирования гражданина, разделяющего демократические ценности, обладающего высоким уровнем мировоззренческой, правовой экономической и политической культуры.

В Казахстане накоплен большой опыт гражданского образования в школах, колледжах, лицеях, в системе дополнительного образования детей, в детских и юношеских общественных организациях. Однако, сегодня ощущается острая потребность в качественных изменениях в этой области и создании системы непрерывного гражданского образования.

В настоящее время существует тенденция к появлению комплексной (смешанной) модели гражданского образования в Казахстане. Комплексная модель содержит в себе элементы институциональной модели, рассчитанной на все ступени обучения в школе.

Проблеме влияния деятельности социально-ориентированных НКО на социально-экономическое развитие территорий посвящено исследование Галины Макашиной (Междуреченск). Некоммерческий сектор – это крупная, растущая отрасль, сопоставимая по важности и значению решаемых ею задач с деятельностью коммерческих организаций. Однако, в отличие от бизнеса, некоммерческий сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не могут являться предметом купли и продажи.

В современной России НКО выступают в роли социального организатора и универсального посредника между властью, предпринимательством и обществом. В то же время доверие населения к таким организациям невелико. Это обусловлено как недостаточной осведомленностью о деятельности общественных объединений, так и – в большей степени – неопределенностью экономических показателей деятельности СО НКО.

В настоящий момент органы исполнительной власти и местного самоуправления осуществляют переход на целевое бюджетирование. Однако, в большинстве случаев, бюджеты регионов и муниципальных образований не содержат в себе раздел о производстве общественных благ. Отсутствие понятных сообществу индикаторов общественно значимых результатов деятельности СО НКО затрудняет формирование положительного имиджа некоммерческого сектора и не позволяет оценить их вклад в социально экономическое развитие территории.

Таким образом, существует явное противоречие между необходимостью развития институтов гражданского общества для повышения эффективности экономической политики в регионах и отсутствием четких показателей вклада СО НКО в социально-экономическое развитие территорий.

В результате исследования предполагается разработать предложения по формированию бюджетов, ориентированных на получение общественных продуктов и благ.

Завершился пятый день Летней школы просмотром и обсуждением фильма о работе наблюдателей на выборах.