• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа: день пятый

Доклад С. Сусловой

Пятый день Летней школы открылся выступлением доцента кафедры экономической теории Пермского кампуса НИУ ВШЭ Светланы Сусловой «Экономические исследования третьего сектора».

Сегодня существуют экономические, социологические, политологические теории некоммерческого сектора. Исследование проблем функционирования организаций третьего сектора с позиций разных наук создает «точки соприкосновения», например, взгляд на роль социального капитала в развитии гражданского общества. Вместе с тем целостная экономическая теория некоммерческого сектора, объясняющая причины его возникновения и факторы развития, пока не сложилась. Во многом это объясняется высокой степенью разнородности некоммерческих организаций (НКО) с точки зрения их целей и принципов функционирования.

Г. Хансманн с определенной степенью условности разделил экономические теории возникновения и функционирования НКО на две группы: теории роли этих субъектов в экономике и теории их поведения. В западной литературе сформировались два основных направления теорий неприбыльного сектора (теорий роли): теории спроса на продукты НКО и теории предложения на основе данной формы хозяйствования. В рамках этих теорий, по словам С. Сусловой, сформулированы преимущества представителей «третьего» сектора, позволяющие им участвовать в межсекторной конкуренции с государством и бизнесом.

При этом некоммерческое производство имеет, разумеется, свою специфику. НКО производят чистые и смешанные общественные блага, клубные блага (для своих членов), «доверительные» блага, merit goods (социально значимые блага), relational goods (блага, которые формируются в процессе взаимодействия, общения участников процесса производства).

К теориям спроса, объясняющим процессы создания и развития НКО можно отнести теорию рыночных провалов (контрактных провалов), теорию провалов государства, которой, в свою очередь, противопоставляется теория взаимозависимости. В определенных условиях НКО пользуются большим доверием, чем государство и бизнес, что является их конкурентным преимуществом. Если представители государственного сектора не в состоянии производить какие-то услуги и товары, относящиеся к коллективным и социально значимым благам, то их могут начать создавать НКО, роль государства при этом может сводиться к поддержке развития НКО.

Теории предложения — теория социального (некоммерческого) предпринимательства, теория субсидирования, теория контроля стейкхолдеров — объясняют появление и развитие НКО как проявления альтруизма граждан, стремящихся решать социальные проблемы.

С позиций теорий спроса некоммерческий сектор заполняет существующие лакуны, то есть фактически занимаются тем, чего не делают по тем или иным причинам бизнес и государство. С точки зрения теорий предложения общество выбирает, где и как лучше производить коллективные блага и социальные услуги: в госсекторе, в бизнесе или в некоммерческом секторе. При этом НКО могут и не выдерживать конкуренции, то есть при определенных условиях работать хуже государства или бизнеса (теория «трех провалов»).

В целях исследования поведения организаций всю сферу некоммерческого сектора можно довольно условно разделить на два сегмента. Первый представлен организациями, которые занимаются, в основном, созданием разного рода чистых и смешанных общественных благ. В основном это сфера благотворительности, политических организаций и клубов (организаций, действующих в интересах своих членов). Во втором сегменте сосредоточены НКО, оказывающие социальные и иные услуги в сфере здравоохранения, образования, исполнительского искусства, науки, социального обслуживания. Одним из принципиальных отличий этих типов организаций являются особенности финансирования. В первом случае средства поступают за счет добровольных пожертвований и членских взносов, во втором – появляется возможность оказывать платные услуги. К особому типу относятся организации, которые близки по видам и целям деятельности к коммерческим организациям, – общества взаимного страхования, кредитные союзы, потребительские кооперативы. В рамках этого направления изучаются эффективность деятельности НКО, их конкурентные преимущества, мотивация менеджеров и рядовых сотрудников, взаимоотношения учредителей и менеджеров, факторы благотворительных пожертвований и альтруизма, влияние изменений внешней среды на работу организаций, вероятность и последствия коммерциализации НКО.

Отвечая на вопросы слушателей, С. Суслова заметила, что прогнозировать степень активности участия граждан в производстве общественного блага практически невозможно. Во-первых, в этом вопросе трудно точно сформулировать цели, выгоды и издержки граждан и НКО. Во-вторых, любой прогноз – это экстраполяция существующих правил в будущее, а некоммерческий сектор – самый уязвимый игрок с точки зрения самостоятельности.

 

Доклад О. Кононыхиной

Тенденциям в изучении третьего сектора был посвящен доклад соискателя степени PhD Heidelberg University (Германия), научного сотрудника Hertie School of Governance (Германия), независимого консультанта по исследованиям Ольги Кононыхиной «Чего хотят стейкхолдеры? Тренды в исследовании гражданского общества».

Исследования гражданского общества, как и любые другие социальные исследования могут иметь теоретический или прикладной характер. Практические исследования помимо научной новизны эмпирического материала должны быть призваны предоставить эмпирическую базу для лиц, принимающих решения.

В данном случае под трендами в исследованиях гражданского общества понимается запрос различных групп стейкхолдеров (доноров, организаций гражданского общества, представителей власти, бизнеса, общественности) на получение практических результатов о состоянии гражданского общества.

Эмпирической базой доклада, пояснила О. Кононыхина, послужили материалы, собранные с 2010 по 2013 год, опирающиеся на предложения различных донорских организаций, финансирующих исследования гражданского общества в мире – USAID, SIDA, OECD, UNDP, AUSAID и др; доклады UN, UNDP, World Bank и т.д.; материалы конференций CIVICUS, HLF4, COP17, RIO+, World Social Forum и т.д. а также другие встречи с представителями организаций гражданского общества, крупного бизнеса и международных организаций.

На основании анализа собранных материалов можно выделить следующие тренды в исследованиях гражданского общества. Правда, как оговорилась докладчица, эти тенденции носят обобщающий характер и в каждой стране могут быть отдельные специфические моменты.

Во-первых, гражданское общество может выступать катализатором инноваций, т.к. оно более мобильно, более ситуативно, быстрее перенимает лучшие практики и не требует больших ресурсов для производства инноваций.

Во-вторых, направлением в изучении гражданского общества является создание среды, благоприятной для его развития (законодательство в сфере НКО, индекс развития гражданского общества, обновление данных о текущем состоянии гражданского общества в той или иной стране).

Третье направление – внутреннее состояние организаций гражданского общества, их легитимность, прозрачность и подотчетность. По словам О. Кононыхиной, до сих пор не систематизированных данных по странам в этом аспекте, нет четкого ответа на вопрос о том, какие организации третьего сектора наиболее успешны.

В-четвертых, исследовательский интерес есть к вопросам, касающимся предоставления равных возможностей участия женщин и инвалидов в организациях гражданского общества.

Пятый тренд – какое влияние оказывает гражданское общество и организации гражданского общества – подразумевает поиск ответов на вопросы о репутации НКО, о степени влиятельности/не влиятельности организаций, на что (кого) проще/сложнее оказывать воздействие.

В-шестых, исследования могут касаться прогнозов развития гражданского общества. Это, считает О. Кононыхина, важно, прежде всего, с точки зрения оказания поддержки тем или иным организациям в меняющихся условиях. Проблема состоит в том, что относительно гражданского общества пока не выработана модель с высокой степенью вероятности прогноза.

Роль международных НКО в плане сетевого взаимодействия организаций третьего сектора – еще один исследовательский тренд. Как рассказала докладчица, если в 1990-е годы число международных организаций росло, то в 2000-е годы произошло стремительное сокращение, вызванное конкуренцией с сетями НКО и борьбой за ресурсы. При этом, отметила О. Кононыхина, практически нет исследований, посвященных тому, как сети образуются, по каким принципам осуществляется поиск партнеров, какова роль сетевых организаций в решении глобальных задач и ежедневных проблем.

В-восьмых, требует изучения неформальное (неорганизованное) гражданское общество как «серая зона», структура и возможности которой до конца неизвестны.

И, наконец, девятый тренд, выделенный в докладе, – новые возможности финансирования гражданского общества. Здесь, как считает автор доклада, важен вопрос диверсификации ресурсов.

В завершение выступления О. Кононыхина дала несколько исследовательских советов слушателям Летней школы. В частности, исследовать в первую очередь то, что нравится, и не забывать про «вечные» темы в исследованиях гражданского общества.

 

Доклад И. Краснопольской

После обеда сессионная часть Летней школы продолжилась докладом научного сотрудника Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ, MAinSociology Манчестерского университетаИрины Краснопольской «Потенциал влияния корпоративной социальной ответственности на инфраструктуру гражданского общества» посвящен рассмотрению корпоративной социальной ответственности (КСО) в рамках институционального подхода.

Фокус исследовательского интереса в мировой практике постепенно смещается, по мнению докладчика, в сторону рассмотрения новых субъектов их ролей в сфере гражданского общества, новых принципов их институционально взаимодействия. А в связи с ростом социальной значимости корпоративной социальной ответственности, назрела необходимость пересмотра теоретического понятия КСО.

Социальная деятельность фирм выходит за рамки экономической и рыночной сфер, компании становятся институциональными акторами, связывающими государство, рынок и общество, часто, в глобальной перспективе. В теоретических работах рассматривается современные трансформации сферы гражданского общества, которые находят отражение в пересмотре концептуальных основ понятия гражданского общества.

Как считает И. Краснопольская, необходимо включить в понятие гражданского общества новые, нетипичные формы социальных отношений, такие, как корпоративная социальная ответственность.

Институт КСО, относящийся к сфере гражданского общества, обладает большими возможностями по решению задач развития гражданского общества и решения социальных проблем.

 

Презентации индивидуальных проектов

«Роль некоммерческих организаций в проведении административной реформы: опыт регионов Западной Сибири» - такова тема проекта представленного Дарьей Вельш (Томск) исследования, в основе которого Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 годах. По мнению исследователя, именно эту Концепцию можно считать основой для участия некоммерческих организаций, институционально представляющих общество, в проведении административной реформы. Исследование затронуло четыре сибирских региона: Томскую, Тюменскую, Новосибирскую области и Алтайский край.

Как считает Д. Вельш, региональные власти хаотично реализовывали отдельные мероприятия реформы, практически не привлекали общественность к участию в реализации отдельных ее направлений. Сама реформа не освещалась, информационная среда вокруг нее отсутствовала. Общественное участие в преобразованиях в рамках взаимодействия с органами власти осуществлялось в форме общественно-консультативных советов непроизвольно, интуитивно, не имея непосредственного отношения к реформе.

Как предполагается, в ходе исследования будут изучаться деятельность органов власти, деятельность НКО, разные формы их взаимодействия, а также среда (нормативно-правовая, организационная в смысле наличия институтов, пресс-среда).

Предполагаемым результатом работы должно стать описание существующей ситуации и ее ретроспективы с участием НКО в указанных преобразованиях, а также рекомендации по эффективному включению представителей третьего сектора в процессы государственного реформирования.

В своем исследовании «Эффективность деятельности некоммерческого правозащитного центра по контролю за соблюдением избирательного законодательства» Анна Абрамова (Ярославль) рассуждает о проблеме «прозрачности» выборов. Этот вопрос весьма актуален: только во время избирательной кампании в рамках проекта «Итоги выборов» было обнаружен 521 факт расхождения в содержании копии протокола наблюдателя с официальными данными. Эти факты подтверждены фотографиями или скан-копиями протоколов, и могут считаться достоверной информацией. Исходя из этого посыла, автор работы и ставит цель исследования – выяснить, насколько эффективна деятельность центров по соблюдению избирательного законодательства.

По результатам проведенного исследования А. Абрамова делает вывод, что деятельность данных организаций помогает сделать избирательный процесс прозрачным – теперь любой гражданин может проявить свою активность, выявив замеченное нарушение самостоятельно. Также при этом значительно повышается правовая грамотность населения.

Об институциональных изменениях информационно-коммуникативного межсекторного взаимодействия некоммерческих организаций рассказал в своем выступлении Артем Гашин (Орел). Современный некоммерческий сектор – реальный инструмент конструктивного и социально обусловленного взаимодействия общества, власти и бизнеса, реальный субъект экономической и социальной деятельности. Однако разная социальная ориентация организаций, многообразие функциональных задач, неопределенность социальной миссии, борьба за источники финансирования, конкуренция на рынке спонсоров и доноров и ряд других проблем тормозят развитие институционализации НКО на федеральном, региональном и местном уровнях.

Поэтому, считает исследователь, необходимо с позиций современной науки и практики провести комплексное исследование места и роли НКО в процессе решения важнейших социальных задач совместно с органами государственной власти и муниципалитетами.

Некоммерческие организации сегодня, уверен А. Гашин, являются реальным инновационным инструментом улучшения государственного и муниципального управления в социальной сфере, эффективным механизмом устойчивого развития социального партнерства и межсекторного взаимодействия. Поэтому стремление НКО к устойчивому развитию под влиянием глобализации и научно-технического прогресса, с одной стороны, а также внутренних интеграционных процессов – с другой, выступают сигналами создания своеобразной социальной сети между негосударственными некоммерческими организациями, социально ответственным бизнесом и органами власти.

Исследователь планирует на основе проведенного исследования разработать концепцию единой информационной площадки сетевого взаимодействия между негосударственными некоммерческими организациями, социально ответственным бизнесом и органами власти. Создание такой площадки возможно в виде единого информационного портала в сети Интернет.

Формам коммуникации в сети Интернет между некоммерческими организациями и другими акторам посвящено исследование Наталии Фреик (Москва) «Краудфандинг: новые реалии для российских НКО». Краудфандинг (коллективное финансирование проектов в Интернете) – сравнительно новое явление для российского некоммерческого сектора. Однако за последние несколько лет он стал предметом больших общественных ожиданий в плане финансирования социальных и гражданских проектов, поскольку предлагает простой и удобный механизм для совершения пожертвований частными лицами; эффективный инструмент для продуцирования новых решений и идей, объединения энтузиастов; более эмоциональное и активное вовлечение в проект (уже на ранних его стадиях); активно использует потенциал социальных медиа.

Появление краудфандинговых платформ происходит в условиях изменения внешней и внутренней среды российского некоммерческого сектора и гражданского общества. Во-первых, меняется структура финансирования (при сокращении ресурсов иностранных фондов НКО переориентируются на иные источники финансирования: государственные, частные и спонсорские пожертвования, собственную предпринимательскую деятельность). Во-вторых, меняется внешняя среда российских НКО (развивается корпоративная социальная ответственность, корпоративное добровольчество, появляются самоорганизующиеся сообщества в Интернете и так далее).

Благодаря краудфандингу у НКО появляется возможность оперативного и значимого привлечения частных пожертвований; получения обратной связи, мобилизации и мотивации целевых групп, доноров и спонсоров; повышение интереса СМИ к социальным проектам и НКО; изменение форм коммуникаций и отчетности.

Удачность социального проекта на краудфандинговой платформе актуализирует спрос на его креативность; необходимость «взращивания» своей аудитории (followers) и новые отношения с ней (например, влияние на принятие решений); переориентацию на конкретный быстрый результат; изменение пассивных и активных ролей потребителя и производителя; изменение качества социальных связей.

Пока же сбор средств на краудфандинговых платформах занимает небольшую долю в структуре источников финансирования российских НКО, но постепенно его доля, считает Н. Феик, увеличится, а для ряда НКО станет заметной или основной. Развитие краудфандинга должно привести к упорядочиванию (экономическому и правовому) данного рынка. При этом должна измениться стратегия коммуникации НКО: произойдет переориентация на развитие «своего» сообщества в социальных сетях. Постепенно российские краудфандинговые площадки будут оказывать сопровождение проектов, предоставляя тем самым бесплатный аутсорсинг профессиональных услуг для НКО (реклама, PR, ресурсная, информационная поддержка, фандрайзинговая, поиск партнеров и пр.).

Вместе с тем, развитие краудфандинга может иметь и негативные для НКО последствия (переориентация на яркие кратковременные проекты; на быстрый и конкретный результат; зависимость от интернет-пользователей и пр.). Станет более размытым отличие деятельности НКО и коммерческих структур, НКО и гражданских инициатив. Усилится конкуренция российских НКО с неформальными инициативными группами.

В работе Вероники Хомяковой (Москва) исследуются «Коммуникационные инструменты социальных проектов: на примере социального предпринимательства». Социальному предпринимательству для решения его задач необходим PR, который совмещает особенности бизнеса и благотворительности. При этом автор исследования призывает разграничивать понятия «социальное предпринимательство» и «социальная ответственность бизнеса».

В PR классическому бизнесу необходима глобальная идея, которая может быть близка миллионам, а у социального предпринимательства она есть изначально. Однако, борясь за выживание и становление равноправным участником рынка, социальное предпринимательство редко может себе позволить услуги профессионального специалиста по связям с общественностью.

 

Завершился пятый день Летней школы концертом, подготовленными самими слушателями. В программу вечернего мероприятия вошли лирические песни, сатирические миниатюры, декламация стихов. При желании можно было освоить основные па украинского, польского и казахского народных танцев.