Пятый день Летней школы
5 июля 2014 года секционные заседания Летней школы продолжил семинар Анаэля Лабинье, члена исследовательского института при колледже Мацената в Берлине, автора книги «Мировоззренческий аспект гражданственности» (TheAttitudinalDimensionofCivility), на котором он выступил с докладом «Возложение бремени? Социальные инновации, социальное предпринимательство и социальные инвестиции между полюсами оригинальных идей и симптоматических решений».
«Размышления о социальных инновациях между полюсами оригинальных идей и «симптоматических решений», о которых говорил Питер Сенге (Peter M.Senge), позволяют мне сделать шаг назад и остановиться на двух пунктах: во-первых, точное предположение, что социальные инновации хорошо изучены, соответственно разумно обоснованным техническим инновациям (доминирующий подход), ставится под сомнение. Во-вторых, вместо того, чтобы исследовать, как измерить социальные инновации, я сосредоточусь проблеме: кто хочет организовать какие социальные изменения и как? – такую краткую аннотацию дает своему докладу доктор Лабинье. – Мы изучаем это с целью сделать шаг назад и отразить на данных двух позициях борьбу за социальные изменения как аналитическую категорию в фокусе социологического анализа».
Во вступительном слове докладчик отметил, что на его мировоззрение, как макросоциолога, оказали влияние научные школы Центра социальных исследований Гейдельбергского университета, Немецкого института экономических исследований (DIW Berlin), Свободного университета Берлина, Университета Гумбольдта Берлина и Берлинского Центра социальных исследований, которые вместе со школой управления Хертисоставляют развитую сеть сотрудничества, и с которыми было бы интересно установить контакты всем, кто интересуется проблематикой социальных инноваций. Также он представил аудитории свою новую книгу «Мировоззренческий аспект гражданственности» о роли общественных объединений в Германии, Франции и США (The Attitudinal Dimension of Civility, Voluntary Associations and Their Role in France, Germany and the United States, NOMOS, 2014). Проведенное исследование позволяет утверждать, что гражданское общество должно исследоваться не только как остаточная категория – третий сектор, состоящий из общественных объединений, которые не относятся ни к государству, ни к рынку, но и как специфический культурный проект, который имеет ощутимое значение, которое можно измерить.
Свою лекцию Анаэль Лабинье начинает с забавной иллюстрации современных кресел салона самолета (используемых авиакомпанией Люфтганза). Кресло с разнообразными опциями обеспечивает пассажиру исключительный комфорт и в горизонтальном состоянии, и в вертикальном или наклонном положениях. Вопрос – в каком смысле эти кресла являются инновационными; это направление в экономическом смысле, поскольку они были оптимизированы с экономической точки зрения, или в социальном, поскольку предназначено для комфорта пассажира, которые могут оценить его по уровню комфорта, удобству использования, прочности и надежности? Вернувшись к теме нашего обсуждения, всегда при изучении инновации важно учитывать и всю сопровождающую ее информацию.
Анаэль Лабинье акцентировал внимание аудитории на необычно сформулированной теме доклада «Возложение бремени? Социальные инновации, социальное предпринимательство и социальные инвестиции между полюсами оригинальных идей и симптоматических решений» :
– Я постараюсь объяснить, что я имею в виду и что такое симптоматические решения? Каково различие между симптоматическими решениями от более оригинальных и более долгосрочных решений? Полагаю также, что очень важно говорить и о том, как можно соединить уже имеющиеся теории с новыми идеями, до конца еще не определенными научно, если мы говорим о социальных инновациях. Правда, есть определенные нормативы, касающиеся определения гражданского общества, и нормативы, что считать социальными практиками.
Вопрос в том, является ли социальная инновация следующим пунктом в повестке дня среди социальных практик или это всего лишь новая научная концепция, которая может исчезнуть через несколько лет? Сегодня на первый план выдвинулась инновационная составляющая социальных практик: миллионы евро Европейская комиссия вкладывает в изучение социальных инноваций, год за годом эти деньги тратились на исследования некоммерческого и неправительственного сектора. На самом деле они посвящены тем же самым социальным проблемам, но название поменялось коренным образом. Политическим кругам нужно показывать, что они предпринимают меры для решения социальных проблем общества. Если в термине «неправительственный» звучит какая-то негативная составляющая, то определение объекта исследования как «социальной инновации» имеет положительную окраску.
Чтобы прояснить рождающееся поле исследований с макропозиций, то есть 2 точки зрения – с максималистских, и с минималистских позиций. Первая определяет социальную инновацию как новые формы производства в отношениях между некоммерческим сектором и государством, ведущим к демократизации общества. Минималистский взгляд не связан с теорией изменений в обществе, а связан с изменениями внутри существующей социальной системы. В своем докладе, поясняет доктор Лабинье, он придерживается минималистской позиции.
Каковы типичные примеры социальных инноваций при существующем порядке вещей. Новые инициативы в образовательной сфере, чартерные школы и образовательные инициативы (скажем, чартерная школа Teach First и т.д.), торговля разрешениями на выброс загрязняющих окружающую среду веществ, справедливая торговля (такие инициативы как Fairphone и т.д.), которые мы можем найти на сайте Стэнфордского университета.
Скажем, программа Teach First – волонтерская образовательная программа с привлечением учителей, призванная обеспечить равные для всех условия в получении качественного образования. Есть и такая точка зрения: «Эта программа может привести к снижению финансирования государством образовательных программ, раз это связано с волонтерским трудом». С одной стороны – это социальная инновация (по мнению университета), а оппоненты считают это вероятной угрозой для финансирования классического образования. Можно ли считать инновацией идею награждения экологически чистых товаров? Непонятно, считать ли такую инновацию социальной, и к каким сдвигам в экономике общества она может привести. Компания Fairphone из Нидерландов начала принимать заказы на устройство, которое она называет «первым в мире смартфоном, происхождение которого отвечает требованиям морали». Fairphone утверждает, что ее продукты созданы с помощью материалов, получаемых посредством полностью прозрачной цепочки поставок. Прозрачность касается даже таких областей, как безопасность используемых материалов, забота о благосостоянии всех вовлеченных работников, и программа утилизации электронных отходов. Другими словами, одной из основных целей компании является производство смартфонов с нанесением наименьшего вреда людям и планете в целом. Более того, простая организация социальных услуг тоже может являться социальной инновацией. Среди базовых примеров – общество взаимопомощи турецких женщин за рубежом друг другу, которое работает лучше классических методов оказания соцуслуг, потому что им не приходится сталкиваться с культурными барьерами.
«Для того чтобы понимать, что такое социальная инновация», нам необходимо проанализировать, что входит в это понятие, т.е. в общем смысле понимать, как организовано социальное изменение», – формулирует докладчик. Также довольно трудно ответить на вопрос, затрагивающийся во многих исследовательских проектах: «Как измерить социальную инновацию?»
Мало кто в обществе скажет, что не поддерживает социальные инновации. Но ученые, исследующие какое-либо явление, должны изучать это явление с разных сторон. Так почему же социальные инновации, социальные инвестиции и социальное предпринимательство находятся между полюсами «симптоматических» решений и инновационных идей? Может быть несколько решений, которые могут повлиять на нежелательные симптомы существующей проблемы, но только фундаментальное решение будет способствовать искоренению проблемы в долгосрочной перспективе.
Простой пример симптоматического решения проблемы – попытка избавиться от стресса с помощью бокала вина. На какое-то время это поможет, но в отсроченном виде будет иметь побочные эффекты в виде головной боли, большей утомляемости, более того – может привести к алкогольной зависимости. Бремя за попытку такого решения проблемы переносится на более высокий уровень. Другой, более сложный пример. Привлечение отдела по управлению человеческими ресурсами организации в решение проблем персонала этой организации препятствует, таким образом, менеджерам развивать их собственные навыки межличностной коммуникации.
Полезные инновационные идеи не должны равняться симптоматическим решениям. В первом примере альтернатива симптоматическому решению – изменить загруженность работой, соблюдать режим дня, высыпаться и т.д. Во втором примере необходимо позволить менеджерам общаться с работниками компании напрямую.
Анаэль Лабинье предложил участникам семинара разбиться на группы для проведения простого упражнения. У каждого есть свои достижения, которыми он гордится, – это может быть ученая степень, успешный проект или статья и т.п. Участникам было предложено обсудить, какими своими достижениями они гордятся и какие факторы были им необходимы для достижения успеха. Это простая, но очень эффективная идея – создание внутри организации неформальной структуры как способ обойти бюрократические институты и найти новые эффективные идеи.
В странах Европейского союза мы найдем примеры очень сложных социальных инноваций – обновления социальных явлений для улучшения общества. Но вопрос в том, что считать лучшим обществом? Сложность изучения социальных инноваций, социальных инвестиций и социального предпринимательства заключается в том, что недостаточно четко очерчены границы игроков, если рассматривать типологию, которой пользуются многие социологи. В какую среду поместить социальное предпринимательство – государство, рынок или третий сектор? Скажем, экономическое предпринимательство четко укладывается в рыночную сферу, социальное же с этой точки зрения – гибридно. Для определения социальной инновации нам нужен широкий термин, который был бы связан и с экономикой, и с государством, и с третьим сектором.
В случае социальных инноваций следование основным принципам оценки «технологических инноваций» может быть ложным путем. Социальные инновации, как и все инновации, реализуются в рамках заданной системы, до определенной степени социальные инновации должны учитывать и соответствовать правилам системы.
Доктор Лабинье обратил внимание аудитории, что часто думают, что социальные инновации могут решить социальные проблемы:
– Я бы поспорил с этим утверждением, действительно, можно стабилизировать или улучшить ситуацию, но на 100% решить социальные проблемы нельзя. Как, например, можно искоренить бедность?
Интересно также соотношение между техническими и социальными инновациями. Например, социальные сети – это технические инновации, которые имеют социальное значение.
И в заключение семинара доктор Лабинье задал участникам Летней школы вопрос, на который, на первый взгляд, было очень просто ответить. Он попросил слушателей описать, что с их точки зрения, изображено на представленной картинке (см. последний слайд презентации Анаэля Лабинье в разделе «Материалы»). Кто-то сразу произнес – семью, которая находится в гостиной и что-то обсуждает друг с другом. А почему нам кажется, что эти люди находятся в комнате? – Потому что мы видим окно над женским силуэтом… Действительно, социологическое исследование показало, что большинство европейцев видит на этой картинке семью, отдыхающую в гостиной.
На самом деле эта картинка взята из одной африканской книжки, и на женщине надета шляпа такой необычной формы, с которой европейцу не приходилось сталкиваться в его повседневной жизни. Это упражнение позволяет нам сделать вывод: «Мы воспринимаем мир не таким как он есть на самом деле, а таким, каким мы его представляем», – на такой креативной ноте Анаэль Лабинье завершает семинар.
Утреннюю программу дня продолжил круглый стол «Роль социальных инноваций в развитии гражданского общества и третьего сектора», который провел исполнительный директор Межрегиональной Благотворительной организацииРоссийского комитета «Детские деревни-SOS» Николай Слабжанин.
Представляя ведущего семинара, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Ирина Мерсиянова отметила, что Николай Слабжанин работает в некоммерческом секторе с 1995 года: является одним из учредителей и руководителей Сибирского центра поддержки общественных инициатив; с 2001 по 2004 работал в качестве международного специалиста в миссии ООН в республике Казахстан в Программе развития ООН (UNDP); автор ряда публикаций и книг, связанных с деятельностью НКО (среди которых – «Мозаика российского добровольчества», а так же «Добровольцы в вашей организации», имеющей 5 изданий в России и в Казахстане, переведенной на армянский язык).
«Тематика Летней школы 2014 связана с социальными инновациями…Я вам расскажу о деятельности нашей организации «Детские деревни-SOS Россия», и вы сможете сами оценить, насколько она является инновационной», – такими словами открыл круглый стол Николай Слабжанин.
«Детские деревни-SOS Интернешнл» – крупнейшая в мире благотворительная организация, заботящаяся о детях-сиротах и детях из группы риска социального сиротства. Наша международная, независимая, негосударственная, социальная организация работает уже более 60 лет в 133 странах на всех континентах. В течение всего этого времени деятельность «Детских деревень-SOS» практически полностью ведется на частные пожертвования, поступающие от людей со всего мира.
Концепция Детских деревень-SOS.
Четыре основных принципа, определяющих социально-педагогическую модель Детских деревень-SOS:
· Мама Детской деревни-SOS – это призвание, образ жизни и профессиональная работа. Женщина, выбравшая самую женскую профессию, живет вместе с детьми, воспитывает их, ведет домашнее хозяйство, как все другие мамы в мире. Потерявший родителей ребенок в Детской деревне вновь обретает семью, братьев и сестер.
· Братья и сестры в Детской деревне-SOS есть у каждого ребенка. В SOS-семье живут и воспитываются 6–8 детей разного возраста, а родных братьев и сестер никогда не разлучают. Повзрослев, они покидают деревню, но не порывают связи со своим домом.
· Дом – одно из самых дорогих мест в жизни каждого из нас. И по-настоящему может быть счастлив тот ребенок, который постоянно ощущает тепло и заботу домашних, знает, что такое семейные традиции и хлопоты. Именно такой дом обретают воспитанники Детских деревень-SOS.
· Детская деревня-SOS – это 12–14 семейных домов и вместе с тем – мостик в окружающий мир, обеспечивающий надежную адаптацию детей в обществе. Деревня не изолирована от окружающего мира. Дети ходят в обычные школы, детские сады, кружки и спортивные секции, музыкальные школы, а когда болеют, посещают вместе с SOS-мамой участкового врача. Их общение со сверстниками не ограничиваются. Детская деревня открыта для друзей.
Российский комитет «Детские деревни-SOS»» уже 18 летработает на благо российских детей-сирот и детей из неблагополучных семей. Сегодня под его опекой – более 2000 детей в Санкт-Петербурге, Вологде, Пскове, Мурманской, Орловской и Московской областях. В России существуют 6 Детских деревень-SOS (в Томилино, Лаврово, Пушкине, Кандалакше, Пскове и Вологде) и 5 Домов молодежи. Разработаны и реализуются уникальные программы по семей, проекты по укреплению семьи, образовательные программы и программы по защите прав детей.
«Любящий дом для каждого ребенка» – вот девиз «Детских деревень-SOS». «Все счастливые лица детей на слайдах презентации – это наши дети, проживающие в наших деревнях, мы никогда на используем посторонние фото», – отметил Николай Слабжанин. – Детские деревни-SOS – это уникальная альтернатива детским домам, где для детей, потерявших семью, создаются комфортные условия для реабилитации, счастливого детства и адекватной подготовки к взрослой жизни. В России, где более 700 000 детей лишены родной семьи и каждый год более 100 000 детей становятся «социальными» сиротами, эта работа особенно важна. Основное направление работы – реализация уникальной, максимально приближенной к семейной модели воспитания детей, лишенных родной семьи. SOS – сокращение от social society или social support и одновременно символическое обозначение острой проблемы, которую решает наша организация. Второе, не менее важное направление нашей работы – укрепление семьи и профилактика социального сиротства . В задачи нашей работы входит:
· Долгосрочная опека детей-сирот.
· Профилактика социального сиротства.
· Создание благоприятной образовательной среды для детей-сирот.
· Зашита прав ребенка».
«Конечно, инновационность заключается не в красивых домах, в которых проживают дети, а в новом типе встраивания ребенка-сироты в социальную структуру общества», – подчеркивает Николай Слабжанин.
Что же является новацией? Вопрос в том, как ребенка-сироту поместить в атмосферу семьи, где его будет опекать значимый взрослый, где возникнут прочные межличностные связи между опекунами и опекаемыми, которые помогут с ориентацией в социуме.
Детская деревня-SOS похожа на небольшой поселок с 11–15 домами на объединенной территории. Каждая Детская деревня SOS обычно расположена в ближайшей доступности к населенным пунктам –как, например, в подмосковном Томилино, в Пушкине или в Пскове. Это важно, потому что так детям проще вписаться в социальную жизнь, общаться с людьми, заводить друзей, ходить в обычные школы. В каждом доме живет семья – SOS-мама/SOS-семья, и 6–8 детей разного возраста и пола. У каждой семьи – своя собственная жизнь, со своими делами и заботами, привычками и традициями – как и в любой другой семье. Родители ведут хозяйство и учат детей всему, что понадобится им во взрослой жизни. Дети растут, помогают маме по дому, в учебное время ходят в детские сады и школы, на каникулах отдыхают в лагерях и походах. Праздники и важные события всегда отмечаются всей семьей, и у каждого здесь есть право голоса. Кроме семейных домов в каждой Детской деревне-SOS есть административная часть, где работают директор, бухгалтер, педагоги и приходящие работники, охрана и т.п.
SOS-мама – это профессионально подготовленный приемный родитель: мы тщательно отбираем из сотен кандидаток именно тех, кто сможет справиться с непростой круглосуточной работой многодетной мамы (главным критерием являются человеческие качества претендентки, а не профильное педагогическое образование – среди наших SOS-мам есть и бывшие ядерные физики, и бизнеследи), а непосредственная подготовка SOS-мам продолжается до 2 лет. С приобретенными знаниями и навыками SOS-мама знает, как помочь детям с непростой судьбой преодолеть кризис и залечить душевные травмы, которые они получили после расставания с родной семьей. Вырастая и покидая Детскую деревню-SOS, наши воспитанники всегда знают, что им есть, куда вернуться, и есть место, где их ждут и всегда им рады.
Николай Слабжанин подчеркнул, что им не безразлична судьба выпускников: из 220 выпускников за время работы лишь 4–5 случаев не успешно складывающейся жизненной ситуации (по статистике, лишь 20% выпускников детских домов создают прочную семью, находят хорошую работу и т.д.).
Чем Детская деревня-SOS отличается от детского дома? В-первую очередь, тем, что эта модель максимально приближена к семейной: в Детских деревнях-SOS нет коридорной системы, «уравниловки», штата сменных воспитателей, поварих и уборщиц - здесь дети живут, как в обычной семье. Предпринимаются все возможные меры, чтобы помочь им реабилитироваться после тяжелых детских травм, вернуть им счастливое детство и подготовить к полноценной самостоятельной жизни. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа развития, и, в отличие от воспитанников детских домов, дети из Детских деревень-SOS получают все необходимые навыки для адекватной социализации – начиная от ведения хозяйства и заканчивая дополнительным образованием, которое необходимо для реализации их творческого потенциала. Во-вторых, никогда не разлучают родных братьев и сестер. В-третьих, в Детской деревне-SOS дети не изолированы от мира, как в детских домах: они ходят в обычные школы, у них есть друзья за пределами деревни, и они с детства налаживают связи с окружением. Они ходят с мамой в поликлинику, как обычные дети. И, в-четвертых, выпускники получают полноценную социальную, психологическую и юридическую поддержку, которая необходима им для того, чтобы найти свое место в жизни и встать на ноги. В возрасте 15–16 лет подростки переходят в Дома молодежи-SOS, где им помогут получить профессию, найти работу и решить жилищные вопросы.
Что такое профилактика социального сиротства и укрепление семьи? Это комплексная помощь, которая оказывается семьям, попавшим в кризисные ситуации, которые могут привести к тому, что их ребенок может быть изъят из семьи или родители больше не смогут заботиться о нем. Доказано, что родная семья – лучшее окружение для воспитания и взросления ребенка, и порой необходимо лишь немного помочь взрослым, чтобы они научились сами создавать условия для нормальной жизни их детей. В специально созданном Фонде с такими семьями работает целый штат психологов, социальных работников, юристов, шаг за шагом выводя их из кризиса на уровень, когда они смогут быть самодостаточными и будут заботиться о своем ребенке. Все услуги оказываются бесплатно, и работа ведется исключительно на благотворительные пожертвования.
«Одна из задач НКО в сфере социальных инноваций – не только разрабатывать инновации, но и транслировать их как в среду НКО, так и в государственные структуры, считает докладчик. – Мы работаем не только над созданием новых деревень SOS, но и по переоборудованию по нашей модели уже существующих детских домов. В настоящее время ведутся переговоры с Новосибирском, есть запросы из Тульской области, Чувашии, вели переговоры с Томской областью».
На вопрос участников круглого стола, с какими сложностями приходится сталкиваться в работе, Николай Слабжанин прежде всего отмечает существование нормативных сложностей: «Несмотря на то, что особой финансовой поддержки от государства мы не получаем, отношения с государством у нас складываются в благоприятном русле. Многое также зависит от политической воли руководителей регионов. – Прекрасный пример сотрудничества – создание детской деревни в Псковской области».
Многочисленные вопросы аудитории были связаны с системой финансирования детских деревень SOS.
У детских деревень накоплен большой опыт в сфере профессионального фандрайзинга. Надо отметить, что Детские деревни-SOS Россия выступили одним из учредителей Ассоциации фандрайзеров России.
«Первая Детская деревня-SOS появилась в 1946 году в Австрии. Модель была придумана Германом Гмайнером, который нашел уникальную альтернативу казенным сиротским учреждениям в тот момент, когда это было особенно необходимо для тысяч детей, оставшихся сиротами после войны. Деньги на первую Детскую деревню-SOS Гмайнер собирал буквально мелочью, обходя все дома в своей общине. Сегодня почти вся работа ведется на благотворительные пожертвования. Большая часть нашего финансирования поступает от пожертвований обычных людей по всему миру, которые регулярно перечисляют небольшие суммы в пользу наших детей.
Годовой бюджет составляет порядка 10 млн долл., – такие интересные факты привел ведущий круглого стола. – Например, в Вологде Детская деревн-SOS была построена полностью на российские средства, а в Псковской области из 14 домиков 4 были построены за счет средств Сбербанка РФ, 4 – за счет Газпромбанка. На один домик собрал средства Российский филармонический оркестр, дав серию благотворительных концертов. Часть средств выделила областная администрация (и на ее средства предполагается дальнейшее сопровождение проекта), а оставшиеся средства собрали волонтеры Норвегии. Интересно, что в самой Норвегии есть лишь одна Детская деревня-SOS, но волонтеры этой страны активно участвуют в сборе средств для детских деревень SOS по всему миру. 64% от всех собранных средств поступает из-за рубежа».
Детские деревни SOS первые в России запустили масштабную акцию "Face to face"! Наши фандрайзеры работают на улице, в торговых и офисных центрах, рассказывая о нашей работе и предлагая помогать нам на регулярной основе. Ребят можно встретить в следующих городах: Москва, Нижний Новгород, Казань, Ижевск, Набережные Челны, Киров, Пенза и Сочи. Фандрайзеры оформляют пожертвования на планшетном компьютере. Пожертвования наличными деньгами ребята не берут. У каждого представителя есть персональный бейдж с телефонами для возникающих вопросов. Т олько в России благотворительные организации используют в ходе акции передовые технологии: пожертвования оформляются на планшетном компьютере представителя, тогда как во всем мире рекрутеры заполняют бумажные формы, которые потом попадают в банк для дальнейшего рассмотрения. Планшетный компьютер здесь играет не только роль «ускорителя» получения пожертвований, но и роль проверочного устройства, позволяющего сразу заметить ошибки в заполнении данных сторонника.
Задача этой акции создать доход от индивидуальных жертвователей таким образом, чтобы к 2020 году из 10 млн долларов он составил бы 64%. Такие пожертвования наиболее устойчивы в период экономических кризисов.
Доклад вызвал большой интерес у участников круглого стола, которые пришли к выводу, что в рамках деятельности Российского комитета «Детские деревни-SOS» разработаны не один, а целый ряд успешно реализуемых инновационных проектов, опыт которых следует перенимать органам государственной социальной защиты детей-сирот.
Дневную программу дня продолжило секционное заседание «Социальные инновации. Европейский опыт», на котором с докладом выступила Улла Папе, сотрудник недавно созданной Международной лаборатории Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, постдок, научный сотрудник университета Неймегена (Нидерланды).
Слушателям Летней школы была предоставлена возможность познакомиться с результатами международного проекта WILKO, посвященного исследованию социальных инноваций на местном уровне ряда городов Европы. Все результаты проекта представлены в электронной книге на сайтеwww.wilcoproject.eu. Эта электронная книга является частью исследовательского проекта под названием ‘Welfare innovations at the local level in favour of social cohesion” (WILCO) – Инновации в социальной сфере на местном уровне, укрепляющие социальную сплоченность.
Путем кросс-национальных сравнительных исследований проект исследовал, как местные системы социального обеспечения влияют на социальное неравенство и как они способствуют социальной сплоченности, обращая особое внимание на недостающее звено между инновациями на местном уровне и их успешной передаче и реализации в других условиях. WILCO консорциум охватил десять европейских стран и был профинансирован Европейской Комиссии (FP7, социально-экономические и гуманитарные науки).
Прежде всего, докладчик считает необходимым внести ясность в ключевые термины проекта:
· welfare innovations – инновации в предоставлении социальных услуг / в социальной сфере;
· Social cohesion – “ongoing process of developing a community of shared values, shared challenges and equal opportunity […], based on a sense of trust, hope and reciprocity” (source: The Social Cohesion Network) – Социальная сплоченность: непрерывный процесс создания пространства общих ценностей, общих вызовов и равных возможностей на основе чувства доверия, надежды и взаимности.
В завязавшейся дискуссии участники заседания пришли к выводу, что термин «социальная сплоченность» не распространен в России; не используется в бытовом общении, а встречается скорее в научной литературе, его можно встретить в целевых программах, научных публикациях и т.п. На вопрос докладчика, каким термином они воспользовались бы, последовали ответы – взаимовыручка, взаимопомощь, солидарность… Интересную версию выдвинул Владимир Беневоленский: «Думаю, что у нас в стране на бытовом уровне распространен антоним этого определения. В СМИ очень часто можно услышать «раскол общества», что подразумевает, что мы утратили нечто хорошее, а вот как назвать это хорошее, остается открытым вопросом. Интеграция? Общность?..»
Можно отметить, что дискуссия по этой тематике не так проста, как может показаться на первый взгляд, раз возникают трудности с определением всего лишь одного термина. Конечно, докладчик останавливается на определении социальной инновации, которое основано на рекомендациях Европейской комиссии: «Социальные инновации – это новые идеи, которые отвечают на социальные потребности, и в то же время создают новые формы сотрудничества между людьми». Это определение, по мнению докладчика, не противоречит тем, которые сформулировали на предыдущих секционные заседаниях представители различных научных школ из разных стран.
Основные направления исследования проекта WILKO:
· Местная система социальной защиты в исторической и институциональной перспективе.
· Измерение социальной сплоченности.
· Инновации в социальном аспекте городской политики.
· Инструменты и подходы в местных системах социальной защиты.
· Данные о социальном неравенстве.
Улла Папе отметила, что не все университеты смогли принять участие в исследовании по всем направлениям. Также каждая группа сама принимала решение, в каких городах будет проводиться исследование – и не всегда это были столицы, в исследование вошли и небольшие города. Всего в проекте WILKO приняло участие 77 подпроектов из 22 городов.
На сайте представлены 3 части документального фильма, которые служат своеобразными видеоотчетами проекта.
Каковы же Новые вызовы? С чем прежде всего связана социальная уязвимость в европейских городах? Этим проблемам посвящена 1-я часть фильма. Посмотрев ее, аудитории становятся понятно, в чем состоит социальная уязвимость в Европе, какие группы населения являются наиболее уязвимыми. Докладчик также задает слушателям вопрос: «Наблюдается ли рост уязвимости в европейских городах? С чем это связано?»
Участникам дискуссии бросается в глаза, что социальные группы уязвимости отличаются от таковых в России. Для Европейских городов – это, прежде всего, молодежь и мигранты. Причем, проблема мигрантов, которая всегда существовала, в наши дни приобретает новый размах.
Евгения Гатаулина, аспирант и преподаватель Свободного Университета Берлина, замечает: «В Европе можно часто услышать неформальное определение молодежи как «поколения практикантов». Возможно, это связано с требованиями социальной защиты, компании не спешат предлагать молодым людям заключать контракты на постоянной основе. А это ведет за собой цепочку других проблем: молодые люди, не имея возможности планировать финансовую составляющую жизни, откладывают свадьбы и появление детей».
Марина Чернышева, аспирант факультета социологии НИУ ВШЭ (кафедра экономической социологии), добавляет: «В России ситуация прямо противоположная. Существует большой спрос на молодых специалистов с хорошим образованием: на рынке труда их расхватывают как горячие пирожки».
Вторая часть фильма посвящена новым ответам – «Социальные инновации в Европе – как найти ответы на вызовы?». Третья часть фильма делает акцент на адаптации социальных инноваций – «Государственное и муниципальное управление и социальные инновации на местном уровне».
Участники дискуссии пришли к выводу, что и в России, и в Европе самое главное при внедрении социальных инноваций – обеспечение их устойчивости.
Благодаря таким проектам, как WILKO, в ходе исследования можно найти примеры инновационных моделей на местном уровне и транслировать их на другой уровень, но, конечно, такая работа требует затрат и финансов, и времени.
Программу дня продолжили презентации индивидуальных проектов.
Лев Якобсон, первый проректор НИУ ВШЭ, научный руководитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора выступил модератором на защите исследовательских проектов, посвященных вопросам инноваций и совершенствования коммуникаций.
Михаил Карягин представил исследование на тему «Возможности инновационных компонент сайтов государственных органов власти для развития гражданского общества».
«Несмотря на значительную изученность вопросов информатизации, электронного государства, информационной безопасности и информационной демократии в нашей стране, представляется очевидным тот факт, что практически все они носят теоретический характер, что значительно снижает их практическую значимость. Абстрактные размышления о должном зачастую не соотносятся с социальной реальностью, и наше прикладное исследование, опираясь на теоретические наработки, должно преодолеть дихотомию теории и практики», – вводит в курс дела автор.
Он указывает на существование такой социальной проблемы, что несмотря на то, что тратятся огромные деньги на создание новых сайтов и развитие функционала на них в рамках создания электронного Правительства, пользовательская активность на данных ресурсах крайне низка. Исследование помогает выяснить, какие элементы наиболее интересны гражданам, а также что может способствовать развитию гражданской активности в сети интернет. Среди исследовательских задач – проанализировать информационное содержание сайтов государственных органов власти, рассмотреть функциональные особенности сайтов государственных органов власти, определить характер пользовательской активности граждан и представителей гражданских ассоциаций на сайтах государственных органов власти, сформировать перечень структурных элементов сайтов, имеющих наибольшую социальную значимость для акторов гражданского общества. Автором выдвинута интересная гипотеза, что на сайтах государственных органов власти гражданам в первую очередь важны интерактивные элементы, которые позволяют наладить обратную связь с государственным органом (прямой контакт)? Конечно, тематика предполагает как контент-анализ сайтов государственных органов власти, так и интервьюирование пользователей и экспертов.
Среди предполагаемых результатов – конкретный пакет предложений для разных органов государственной власти (Федеральные, региональные исполнительные, законодательные органы власти), который бы повысил эффективность их взаимодействия с пользователями и гражданскими ассоциациями в сети Интернет.
В Презентации Анастасии Корниловой «Интернет как пространство формирования гражданской активности населения: социолого-управленческий анализ» рассказано об исследовании, цель которого – выявление форм и методов формирования гражданской активности, а также роли органов власти в Интернет-пространстве для совершенствования взаимодействия населения и органов муниципального управления по вопросу развития городских территорий.
В информационную эпоху XXI века просто и удобно выразить свою гражданскую позицию в удобной форме, например, через Интернет. Сферы гражданского участия могут быть различны: благоустройство и развитие городов, обсуждение законодательных инициатив, социально-культурные практики и т.д.Сегодня 100 000 подписей, набранных через Интернет, могут способствовать появлению нового закона. Гражданские практики, реализуемые с помощью современных интернет-технологий, являются оперативным способом взаимодействия с институтами власти и являются своеобразным критерием социального развития современного общества.
Для того, чтобы выявить портрет современного гражданского интернет-активиста, определить сферу его гражданских практик, установить формы современных интернет-технологий, необходимо применить ряд методологических инструментов – глубинное интервью, массовый анкетный опрос, онлайн-опросы, контент-анализ, кейс стади. Конечно, в разработке диссертационного исследования помогут новые знания и навыки, приобретенные на Летней школе, с тем, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, презентовать опыт успешных социальных практик по совершенствованию городской среды с помощью интернет-технологий.
Презентация Елены Калабиной «Коммуникативные интервенции как социально инновационные практики в деятельности организаций, оказывающих медицинские услуги» преследует цель изучения места и роли таких коммуникативных интервенций. В задачи входит выявить причины возникновения и раскрыть сущность, формы социально инновационных практик в сфере здравоохранения, провести эмпирическую оценку социально ориентированных практик врачебного сообщества в государственных и частных медицинских организациях на примере в г. Екатеринбурге и Свердловской области, дать интерпретацию факторов и условий распространения коммуникативных интервенций как феномена социально ориентированных практик в деятельности организаций, оказывающих медицинские услуги Базовая гипотеза – коммуникативные действия в отношениях «врач-пациент» как социально ориентированные практики в деятельности медицинских организаций различаются существенно от профиля, статуса и организационно-правовой формы данных учреждений, что оказывает влияние на результативность их деятельности. Первые результаты исследования позволяют делать вывод, что увеличение численности и рост активности врачей по созданию и развитию профессиональных сообществ в интернет-среде приводят к появлению специального профессионального термина среди специалистов в области здравоохранения и IT медицины и развитию новых социально инновационных практик.
Анжела Акаемова рассказала о р оли символических структур в политической коммуникации гражданского общества с точки зрения российско-украинского аспекта. Цель исследования – системный анализ сущности и механизмов применения символов в политической коммуникации гражданского общества. Автор выдвигает гипотезу, что роль символов в политической коммуникации зависит от информированности гражданского общества и от степени пользования ими с целью получения знаний о политике. Исследователь приступил к анализу эволюции понятия «политическая реклама» в социально-философской мысли, выявить существенные признаки, основные функции и структуру политического имиджа, предполагает дать системную интерпретацию базовых категорий, составляющих основу симолических структур, а также определить специфику методологии исследования особенностей символических структур в политической коммуникации гражданского общества.
Другая группа проектов, презентация которых прошла в пятый день школы, была посвящена инновациям в третьем секторе.Тема, представленная Галиной Носаненко, освещает становление и развитие некоммерческого сектора на региональном и местном уровне. Как известно, для России очень важно учитывать региональный аспект из-за существенных, часто резких различий в природных условиях и ресурсах, в уровне экономического развития региона, плотности населения, его уровня жизни и т.д. Докладчик рассказал, что сегодня на территории Нижнекамского муниципального района зарегистрировано 238 НКО. Однако, по словам экспертов, реально работает только половина из них. Кроме того, жители города далеко не всегда информирована о деятельности НКО. Для того что бы преодолеть этот недостаток при Нижнекамском филиале ИЭУП (г. Казань) (руководитель – к.полит.н., доцент Носаненко Г.Ю.) был разработан научно-исследовательский и общественный проект «Развитие институтов гражданского общества: индекс устойчивости НКО». Предполагаемые результаты: определение расстановки социальных сил и составление карты гражданского общества в городах Республики Татарстан и в республике в целом, выход коллективной монографии, научных статей, аналитических обзоров, методических рекомендаций и т.д., которые могут быть использованы рабочими комиссиями Общественной Палаты РТ, Общественными Советами муниципальных районов РТ, субъектами СО НКО, вузами Татарстана.
Тема Презентации Ирины Корнеевой – «Фандрайзинг как фактор устойчивого функционирования НКО». Путь к финансовой устойчивости НКО лежит через сложный процесс по привлечению и аккумулированию ресурсов для своей деятельности — фандрайзинг, который в последнее время становится в России на профессиональные рельсы. Какие факторы могут оказать влияние на этот процесс? Исследование подтверждает влияние на результативность фандрайзинга в НКО таких факторов, как направление деятельности, размер, географический охват и количество источников финансирования НКО. Подтверждается гипотеза, что возраст организации положительно влияет на результативность фандрайзинга. Размер организации увеличивает объем фандрайзинга — на 2,7% при каждом дополнительном сотруднике. Международный охват организации — также плюс в пользу фандрайзинга.
Исследование Михаила Гошина посвящено вопросам современной гуманистической школы как важнейшей социальной инновации гражданского общества.
Слушатель Летней школы из Республики Казахстан Алия Нысанбаева рассказала об актуальных проблемах развития гражданского общества в РК с политологической точки зрения.
Каждую свободную минуту участники посвящали коллективной работе над исследовательскими проектами.
Завершило программу дня уже ставшее хорошей традицией Летней школы шоу талантов.
Участники и гости школы получили уникальную возможность научиться азам рисования за 15 минут, побывали на шоу «Угадай мелодию», пели песни и оды, посвященные Летней школе, читали и коллективно сочиняли стихи и сказки, отгадывали загадки, а кто-то стал артистом юмористического жанра. Каждый из артистов получил на память забавные призы, но главным выигрышем, который получили все участники шоу, стали прекрасное настроение и заряд бодрости на следующие дни школы.