• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Седьмой день Летней школы

7 июля 2014 года состоялось подведение итогов Летней школы Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ  «Теоретические и эмпирические исследования социальных инноваций как фактора развития гражданского общества, третьего сектора и волонтерской деятельности».  

Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова отметила, что в 2014 году Летняя школа Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ впервые прошла в формате официальной программы повышения квалификации, что является своего рода инновацией для летних школ ВШЭ. Все слушатели с высшим образованием получили удостоверения государственного образца о повышении квалификации.

По мнению Ирины Мерсияновой, сегодня очень важно находить и поддерживать социальных акторов, чья деятельность запустит механизм модернизации общества. Поэтому в этом году решено было сделать основной целью Летней школы знакомство участников с инновациями, существующими в сфере третьего сектора, организаторы стремились предложить новые, более эффективные методы работы. На протяжении 7 дней опытные эксперты – с которыми более подробно можно познакомиться на сайте Летней школы 2014 в разделе Эксперты – провели секционные заседания, на которых представили новейшие теоретические и практические разработки по следующим направлениям:

·     Понимание гражданского общества в разных культурных контекстах и его значение для исследовательской работы.

·     Гражданское общество, третий сектор и социальные инновации.

·     О глобальной диффузии социальных инноваций в сфере гражданского общества (с учетом теории и практики в России).

·     Социальные инновации: европейский опыт.

·     Многомерные измерения инновационности: проектирование измерений инноваций.

·     Инновации в местном самоуправлении: «Право на город и участие».

·     Инструменты государственной поддержки НКО: драйвер социальных инноваций или механизм контроля общества в России.

·    Смещение бремени? Социальные инновации, социальные инвестиции и социальное предпринимательство между полюсами оригинальных идей и избавления от симптомов вместо решения проблем.

30 участников из разных городов России, Беларуси, Казахстана, Украины, Германии и Голландии, как опытные исследователи третьего сектора, ученые и практики, преподаватели вузов с научными степенями и сотрудники НКО, так и аспиранты, студенты и вчерашние выпускники вузов, магистры и бакалавры, в том числе и  факультета Государственного и муниципального управления и социологического факультета НИУ ВШЭ, – на протяжении недели делились своими  замыслами и обменивались результатами своих научных изысканий.  

7 июля участники смогли узнать результаты «внутреннего» соревнования по итогам состоявшейся накануне защиты своих исследовательских проектов, коллективная работа над которыми стала главным итогом секционных заседаний. Участникам коллективных проектов были вручены дипломы первой, второй и третьей степени. В голосовании принимали участие как члены компетентного жюри, так и сами участники, которым было предоставлено право отдать один голос за каждое призовое место от группы. Интересно, что мнения относительно победителя безоговорочно совпали, а разброс баллов относительно дипломов «второй» и «третьей» степени был сравнительно небольшим.

Диплом первой степени «За лучший коллективный исследовательский проект» получили участники проекта «Инновационные механизмы социального инвестирования бизнеса (на примере социального предпринимательства)» Марина Чернышева, Анастасия Корнилова, Игорь Михеев и Камилла Адгамова. Возможно, крупному бизнесу было бы интересно выступить заказчиком исследования, ведь группа отстаивала гипотезу о том, что инвестиции в социальное предпринимательство являются привлекательными для российского бизнеса, так как социально-ориентированный бизнес является более инновационным и вызывает большее доверие заинтересованных сторон.

Проект «Инновационные технологии формирования гражданской активности студенческой молодежи РФ» (АнгелинаБородина, Сериккали Аубекеров, Марина Возилкина, Михаил Карягин, Евгения Лапцова,  Владимир Попов, Наталья Черных) и проект «Инновационные практики социальной интеграции мигрантов с использованием технологии межсекторного  партнерства» (Артем Юдкин, Игорь Михеев, Ольга Владенкова, Оксана Ермакова, Анна Романова) завоевали во «внутреннем» соревновании диплом второй степени – «За самый оригинальный коллективный исследовательский проект».  Интересно, что Игорь Михеев принял участие в разработке двух проектов и получил сразу два диплома – первой и второй степени. Диплом третьей степени «За самый творческий коллективный исследовательский проект» был присужден участникам проекта «Участие потребителей услуг в деятельности общеобразовательных организаций как фактор роста удовлетворенности и доверия к системе образования» (Анна Ермишина, Евгения Гатаулина, Михаил Гошин, Елена Симонова, Ирина Корнеева, Наталья Иванова) и участникам проекта «Роль общественного доверия в деятельности НКО» (Анжела Акаемова, Галина Носаненко, Алия Нысанбаева, Марина Сухарькова, Владимир Беневоленский).

Получит ли продолжение работа участников над коллективными проектами? На этот вопрос сможет ответить только время, однако, прецеденты дальнейшей успешной разработки исследовательских проектов уже случались в истории Летних школ Центра. Так, на второй летней школе получил свое рождение двухлетний исследовательский проект «НКО как социальный лифт: Траектории индивидуальной мобильности в российском некоммерческой секторе» (грант РГНФ 14-33-01248), участники которой получили на второй летней школе диплом третьей степени.

Какие впечатления от Летней школы остались у ее слушателей? Слушатель летней школы, доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии Башкирского государственного университета Ангелина Бородина рассказывает о причинах своего участия и поставленных перед собой дальнейших задачах:

 – Молодежь настолько дифференцирована в отношении интересов и актуальных социальных проблем отдельных ее возрастных и субкультурных групп, что, на мой взгляд, на сегодня традиционные механизмы и технологии работы по решению этих проблем в рамках социального партнерства устаревают и недостаточно эффективны. С точки зрения теории, хотелось бы отметить доклад по социальным инновациям доктора Анаэля Лабинье, который позволил по-новому взглянуть на проблему социальных инноваций.  Мне так же интересен полученный опыт передовых стран и регионов России в реализации информационной и научно-методической функции молодежного социального партнерства, возможность его применения в регионе. Работать в разноуровневом, от студентов до докторов наук,  и междисциплинарном коллективе участников было очень интересно. Считаю, что изучение гражданского общества и возможно только на стыке различных наук. Какие цели я ставлю перед собой в перспективе? – Разработать комплекс учебно-методических, информационных, материалов и коммуникационных технологий по реализации мероприятий стратегии: для молодежи, для субъектов диалога молодежного социального партнерства на местном уровне с использованием современных теоретических и эмпирических материалов, в том числе полученных в школе.

Слушатель Летней школы, доцент кафедры экономической теории Киевского университета управления и предпринимательства,  доцент кафедры политологии Института политических и этнонациональных исследований им. И.Ф. Кураса НАН Украины Анжела Акаемова отмечает:

– Участие в Летней школе необходимо для того, чтобы применить полученные знания в научной и  практической деятельности. Во-первых, надеюсь, что новые навыки и умения  дадут мне возможность написать раздел для монографии, а также в диссертационном исследовании. Во-вторых, я работаю (по совместительству) в Институте политических и этнонациональных исследований им. И.Ф. Кураса НАН Украины, где провожу занятия для госслужащих, помощников депутатов и депутатов. Уверена, что материалы, полученные мною в процессе обучения в Летней школе, пригодятся мне в преподавательской и научной деятельности. В-третьих, в настоящее время в связи с информационной политикой в Украине, хотелось бы изменить отношения Россия –Украина в преподавательской и в научной среде к лучшему, а также продолжать укреплять положительный имидж двухсторонних отношений для дальнейшего сотрудничества между нашими странами.

Доцент кафедры юриспруденции и таможенного дела Западно-Казахстанского инженерно-гуманитарного университета, директор и юрист общественного объединения «Молодые исследователи» Сериккали Аубекеров (г. Уральск, Республика Казахстан) делится своими впечатлениями:

– Несмотря на очень плотный график Программы, я не разочаровался в своем решении. Сама атмосфера Летней школы располагает к самодисциплине и мобилизации, чтобы с максимальной пользой использовать полученную возможность и повысить уровень знаний в этой сфере благодаря как опытным экспертам международного уровня, с которыми очно можно встретиться только в рамках таких мероприятий, так и опыту других участников из разных стран постсоветского пространства. 

Михаил Карягин, эксперт-исследователь Фонда свободы информации, магистрант отделения прикладной политологии НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), принявший участие в Летней школе Центра уже во второй раз, отметил:

– Организация опять была проведена на самом высоком уровне. Конечно, Летняя школа 2014 была посвящена  немного другой тематике, но в этот раз мне было намного интересней – с моей точки зрения, возрос уровень как участников, так и экспертов школы.

Николай Слабжанин, исполнительный директор Межрегиональной Благотворительной организации Российского комитета «Детские деревни SOS Россия, эксперт школы и член жюри, в своем заключительном слове отметил:

– География Летней школы Центра гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ с каждым годом расширяется, и вместе с ней раздвигаются границы знаний. Новая география – это новый опыт, новые возможности, которые получают участники и эксперты. Хочу поблагодарить организаторов, которым уже удалось сделать проведение Летней школы важной традицией для исследователей гражданского общества. И сегодня, в день завершения школы, мы уже смотрим в будущее и надеемся на новую, не менее интересную встречу с 1 по 7 июля следующего года. 


 Фоторепортаж