• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Второй день Летней школы


Выступление Гельмута Анхайера (Ph.D., проф. социологии и директор Центра исследований социальных инвестиций ун-та Гейдельберг; проф. социологии и декан Школы управления им. Херти)

 

Инновации в некоммерческом секторе: постановка проблемы

 

В презентации проф. Г. Анхайера очерчено проблемное поле, в рамках которого ведутся современные исследования роли и  места некоммерческих организаций в инновационных процессах, изменяющих общество.

Г. Анхайер придерживается определения некоммерческого сектора (ЕКС), предложенного в рамках Проекта сравнительных исследований некоммерческого сектора ун-та им. Дж. Хопкинса: НКС – это совокупность институциональных единиц, представляющих собой организации, которые не преследуют цели получения прибыли и не распределяют прибыль между учредителями и / или участниками, существуют независимо от органов государственного управления, являются самоуправляющимися и образованными на принципе добровольного участия (членства).

Такие организации выполняют следующие общественно значимые функции:

·        предоставление социальных услуг

·        генерирование социальных инноваций или пионерное продвижение социальных инноваций

·        выражение интересов социальных групп и / или ценностей, значимых для социальных групп или общества в целом

·        адвокатирование, т.е. (в понимании Г. Анхаейра) участие в формулировании приоритетов социальной политики.

 

Доля таких организаций в общей численности занятых в ОЭСР достигает 5-7%, что сопоставимо с занятостью в крупных отраслях экономики этих стран. Сектор устойчиво растет в последние десятилетия.

Г. Анхайер предложил оригинальную периодизацию развития межсекторного партнерства между НКО и государственными органами, ответственными за социальную политику, в странах с высоким уровнем развития НКС.

·        1980-е годы - «новое публичное управление»: государство использует межсекторное партнерство с НКО для  реформ в социальной сфере, нацеленных на повышение уровня удовлетворенности граждан социальными услугами и на рост эффективности социальной сферы

·        1990-е годы – «неотоквилианские подходы»: межсекторное партнерство используется как инструмент формирования социального капитала

·        2000-е годы – «общественная подотчетность / общественный контроль»: НКО активно привлекаются для повышения прозрачности функционирования общественных институтов, в т.ч. государственных органов, становятся участниками усилий по повышению качества государственного управления

·        2010-е годы – «социальные инновации»: НКС и различные формы межсекторного партнерства выдвигаются на ведущую роль в качестве генераторов социальных инноваций.

 

Государство вовлекает НКО в отношения межсекторного партнерства в целях использовать присущие им по природе организационные преимущества для преодоления инертности государственных социальных  учреждений в поиске более эффективных решений старых и возникающих  новых социальных проблем. К таким преимуществам,  по мнению  Г. Анхайера, относятся: ориентация НКО на реализацию общественно-значимых миссий организации, множественность «стейкхолдеров» НКО (заинтересованных в успехе деятельности организации сторон, партнеров организации), множественность источников ресурсов НКО, т.е. способность НКО привлекать ресурсы частной филантропии и труда добровольцев. Особое внимание к НКО как к генераторам социальных инноваций привлечено в последние годы в связи с зарождением форм трехстороннего межсекторного партнерства – партнерства с участием акторов рыночного сектора. Феномен социального предпринимательства, т.е. появление проектов, зарождающихся на рыночной основе, но сфокусированных на решении социальных задач, ради которого рыночные акторы готовы мириться с прибыльностью бизнеса ниже среднерыночной, становится,  по мнению Г. Анхайера, ключевым элементом процесса социальных инноваций. Конечной точкой инновационного процесса является повышение качества доступных гражданам социальных услуг, более эффективная социальная политика государства, решение возникающих социальных проблем.

Вовлечение НКО в отношения межсекторного партнерства и повышение их роли в реализации социальной политики государства требует экспертного анализа ряда вопросов. В качестве наиболее значимых Г. Анхайер выделяет вопрос о способности НКО сохранять «многофункциональность» и вопрос об общественном доверии к НКО, вовлеченных в оказание социальных услуг в рамках программ, поддерживаемых государством.

Второй круг исследовательских задач, связанных с устойчивостью НКО, генерирующих социальные инновации, охватывает, по мнению Г. Анхайера, следующие позиции:

·        «нефинансовые» компоненты инновационного потенциала НКО

·        роль знаний в инновационном процессе

·        долгосрочные, системные инновационные стратегии

·        роль сетевых отношений, изучение форм межсекторных партнерств

·        оценки рисков принятия инновационных решений, изучение роли лидеров инновационных процессов

·        конструирование методологии мониторинга социальных инноваций

·        стратегии повышения устойчивости организаций – новаторов.

 

 

Выступление Йобста Фидлера (проф. публичного и финансового менеджмента Школы управления им. Херти)

 

Инновации в некоммерческом секторе и межсекторное партнерство

 

Й.Фидлер представил опыт Германии в области социальных инноваций, реализуемых через межсекторное партнерство. Роль НКО в оказании социальных услуг в Германии традиционно высока. В рамках реализации социальной политики НКО (а не государственные учреждения) оказывают широкий спектр услуг по уходу за детьми и престарелыми, в реализации программ интеграции беженцев и мигрантов, проектов интеграции инвалидов, долгосрочно безработных, в сфере здравоохранения и образования.

В Германии ключевая роль в оказании социальных принадлежит четырем крупным благотворительным объединениям:

Каритас – союз благотворительных организаций, сформированных под эгидой католической церкви

Диакония - союз благотворительных организаций, сформированных под эгидой лютеранской (протестантской) церкви

Красный крест

Паритетный благотворительный союз.

Последнее объединение может послужить примером социальной инновации. Паритетный союз – сравнительно новая «зонтичная» НКО, объединяющая растущее число небольших НКО, образованных гражданами, не примыкающими к католической или лютеранской церквам Германии, для решения социально значимых задач, для оказания социальных услуг. Паритетный благотворительный союз выполняет функции ресурсного центра для организаций – членов, обеспечивая информационную поддержку, содействуя в повышении квалификации и др. Членство в союзе способствует повышению доверия граждан, что важно для вновь образованных, «молодых» НКО, избравших в качестве миссии оказание социальных услуг.

Роль НКО в генерации социальных инноваций в Германии реализуется также через участие упомянутых крупных благотворительных объединений в анализе социальных проблем и в подготовке решений государства по вопросам социальной политики. В этих целях благотворительные объединения создают или финансово поддерживают негосударственные экспертно-аналитические центры, вступающие в диалог с государственными органами, отвечающими за разработку социальной политики. В Германии существуют институционализированные «межсекторные» рабочие группы. Фонды политических партий также играют роль промежуточного звена между НКС и государством, между гражданским обществом и политической системой. Подобная роль принадлежит и аналитическим структурам, поддерживаемым благотворительными фондами крупных германских корпораций.

Вместе с тем, в Германии наблюдается рост социальной инновационной активности небольших НКО, например, в рамках работы по осуществлению программ корпоративной социальной ответственности. Развитию инновационного потенциала небольших НКО способствует появление новых форм фандрайзинга, таких как, например, крауд-фандинг через интернет.

 

Выступление Михаэлы Креенфельд (социолог, Ph.D., проф., руководитель исследовательской группы «Жизненный цикл, социальная политика и семья» при ун-те г. Росток)

 

Влияние динамики семьи на некоммерческий сектор в России и Германии

 

Выступление М. Креенфельд было посвящено роли демографических исследований в анализе социальных проблем и вопросов межсекторного партнерства. Демографическая ситуация – одни из ключевых факторов, определяющих задачи, стоящие перед социальной политикой государства, а также выбор возможных подходов к их решению. В качестве примеров демографических процессов, вызывающих необходимость разработки и проведения специальных мер по адаптации социальной политики М. Креенфельд привела старение населения, снижение рождаемости, изменения численности «типичной» семьи. Эти процессы затрагивают рынок труда, потребности в услугах здравоохранения, образования, услугах по уходу за малолетними и престарелыми и др. В Германии в этих сегментах социальной сферы высока роль НКО. Таким образом, демографические изменения непосредственно влияют на масштабы НКС и состав решаемых им социальных задач.

Связь демографических исследований и анализа социальной политики М. Креенфельд более детально продемонстрировала на примере сравнительного анализа тенденций изменения фертильности и политики поддержки семьи в Германии и России.

 

 

Выступление О. Кононыхиной (аспирант Школы управления им. Херти)

 

Содействующая среда для инноваций НКО в сфере культуры и искусства

О. Кононыхина предложила обратить внимание на свойства общественной среды, в которой функционируют генерирующие социальные инновации НКО. Измерить состояние среды можно с помощью трех групп показателей: социально-экономических, социально-культурных и показателей, характеризующих административно-правовое регулирование НКС. О.Кононыхина полагает, что состояние среды входит в число ключевых факторов, обусловливающих способность НКО выполнять свойственные им общественно значимые функции, в том числе инновационную функцию. По ее мнению, сегодня существует достаточное количество баз достоверных эмпирических данных, чтобы проводить межстрановые сравнительные исследования среды развития организаций гражданского общества по широкой совокупности параметров, в том числе по параметрам, характеризующим способность НКО выполнять инновационную функцию. Теоретические основы и методология конструирования соответствующего индекса содействующей среды подробно изложены в статье Fioramonti L., Kononykhina O. Measuring the Enabling Index of Civil Society: A Global  Capability Index. Voluntas (2015) 26:466–487; DOI 10.1007/s11266-014-9444-3

О.Кононыхина привела ряд примеров инноваций в сегменте культуры и искусства НКС. Для генерации инновационных решений НКО, действующие в сфере культуры и искусства, должны обратить внимание на внутриорганизационные факторы: способность своих лидеров воспринимать новые подходы к решению задач и разрабатывать соответствующие управленческие инструменты; культура внутригруппового взаимодействия должна характеризоваться достаточной «толерантностью» к рискам; наличие у организации стратегии, разработка технологии производства и продвижения инновации. К внешним факторам, способствующим инновационным решениям, О. Кононыхина отнесла оценку полезности инновации рынком; готовность общества признать предлагаемую инновацию.

Вместе с тем препятствий на пути инновационной деятельности немало. О.Кононыхина отметила следующие из них: низкую склонность личностей, особенно лидеров организаций, изменять свое восприятие действительности, искать новые способы выражения; инерцию групповых культур; малоподвижность сложившихся организационных структур; риски, обусловленные рыночной конкуренцией; культурно-исторические характеристики среды, нередко предопределяющие «колею» будущего развития и др.


Фотоотчет