• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Третий день Летней школы

Третий день работы школы открылся лекцией научного сотрудника Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Аллы Купрейченко. Затем, как и в предыдущий день, участники презентовали свои собственные исследовательские проекты. После обеда состоялся круглый стол «Цветные революции и гражданское общество». Далее работа Летней школы продолжилась лекцией директора Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики Ирины Мерсияновой «Вовлеченность населения в добровольческую деятельность: состояние и проблемы исследования». Завершился день обсуждением фильма и комментариями «утреннего» лектора.


Лекция А.Б. Купрейченко


Третий день работы школы имел кольцевую композицию: он открылся лекцией научного сотрудника Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Аллы Купрейченко, а завершался обсуждением фильма и комментариями «утреннего» лектора.

В своей лекции профессор Алла Купрейченко «Психологические факторы альтруистического и просоциального поведения» сосредоточила внимание на мотивах, которыми руководствуются люди, занимающиеся добровольческими действиями.

Альтруизм с давних пор привлекал внимание психологов (С.Д. Батсон, L. Berkowitz, J. Macaulay, Р. Фишер, В.П. Эфроимсон и др.). Д.А. Подольским исследовалась альтруистическая позиция, оцениваемая при помощи шкал: бескорыстная доброта, манипулятивные установки, нормативные установки и др. (методика A.L. Communian в адаптации Д.А. Подольского). Для этого подхода характерно выделение фактора доброты как основы альтруистического поведения, и той доброты, за которой стоит эгоистический мотив получения собственной выгоды.

Исследовалась и мотивация этичного экономического поведения (M.G. Borrello и др., 2004, 2005; P. Webley, A. Lewis, C. Mackenzie, 2001 и др.). М. Борелло с соавторами отмечают, что люди, которые хотят поддерживать этические финансы, делают так по различным причинам, и было бы неточно рассматривать этичных инвесторов в качестве гомогенной группы. Для некоторых, этичные инвестиции – способ причастности к общечеловеческим ценностям и идеалам, которым они верят. Другие считают этичные инвестиции неотъемлемой частью своего образа жизни. Третьи делают это ради формирования позитивного имиджа.

Алла Борисовна выделила следующие основания нравственности и альтруистичного поведения: биологические, духовные светские, духовные религиозные, традиции и социальные нормы, рациональные, заметив при этом, что ученые довольно хорошо в этом аспекте исследовали лишь традиции и социальные нормы. В то же время другие основания альтруистического поведения могут играть более существенную роль.

Какими способами можно стимулировать альтруистичное поведение? Если говорить о биологических основаниях, то здесь необходимо сделать акцент на эмоциональном развитии, воспитании чувств, обучении навыкам помощи и поддержки. Сложнее со стимулированием духовного в человеке. Здесь требуется, прежде всего, раскрытие духовных способностей, обучение и включение в творческую и гуманитарную деятельность, укрепление веры, толкование ее этических канонов применительно к современным условиям и ситуациям. Что же касается традиций, социальных норм и рациональных основ поведения, то необходимо обучать навыкам нравственного поведения в конкретных ситуациях, контролировать соблюдение норм, формировать гуманистическое мышление и обучать правилам принятия социально ответственных решений.

К другим, не вошедшим в классификацию, мотивам добровольческой активности, по мнению Аллы Купрейченко, можно отнести поиск себя, проверку своих возможностей; познавательные потребности; мотивы творчества; потребность в общении с референтной группой; стремление к успеху у противоположного пола и другие.

С проблемой мотивации участия в добровольческих действиях связаны вопросы отношения к труду. Такое исследование было проведено. По словам Аллы Купрейченко, исследование отношения к труду и отдельным его видам у студенческой молодежи выявило существование некоторых противоречий. Так, с одной стороны для респондентов важно иметь работу, соответствующую нравственным принципам. С другой стороны, многие готовы принимать участие в тех видах самообеспечения, которые считают неэтичными, в критической жизненной ситуации или в случае если их роль в этом бизнесе –законна и нравственна. Кроме того, некоторые наиболее социально значимые сферы деятельности воспринимаются как унизительные для личности по причине неадекватно низкой оплаты или работы в условиях негативной психологической нагрузки. Это в первую очередь сферы, связанные с обслуживанием других людей (уборка, уход и так далее), работа в МВД и пенитенциарной системе, учителя и медицинские работники.

Выделены типы отношения к труду, соответствующие трудовой этике предыдущих исторических периодов. Тип «Волонтер», воспринимает труд как долг перед обществом и как возможность самореализации с романтикой и энтузиазмом, и тем схожий с добровольцами комсомольских строек времен СССР. Позитивное отношение к труду и представление о нем как о долге перед обществом типа «Трудяга» (не слишком чувствительного к этической стороне труда, неразборчивого в выборе условий работы, даже в ущерб собственному здоровью и человеческому достоинству) в высокой степени сходно с трудовой этикой простых рабочих советского периода и дореволюционного времени.

Тип отношения к труду «Фрилансер» демонстрирует негативную оценку труда как бремени, связанного с удовлетворением насущных потребностей, а не обязанности при низкой самооценке своего трудового потенциала. Для таких людей важно быстро и точно выполнить свою работу, не связывая себя долгосрочными контрактами и не заботясь о «вертикальной» карьере.

Тип «Прагматичный» – единственный тип, который утверждает, что имея достаточно средств к существованию, не стал бы работать. Представители типа демонстрируют средний уровень значимости многих трудовых ценностей. Наибольшей ценностью для них являются свободное время, финансовая выгода, мастерство, знания и безопасность. Для этого типа труд – источник заработка и социального статуса. Тип людей, самореализующихся в творческом труде и не придающих большого значения заработку, был назван – «Творчески самореализующийся в труде». Его представители не согласны с тем, что труд – бремя, уверены, что он дает возможность для самореализации, скорее всего, работали бы, имея достаточно средств к существованию, но не считают труд обязанностью перед обществом и не уверены, что трудолюбивому человеку сегодня легко найти хорошую работу.

Говорить о добровольческой активности невозможно без обращения к проблеме опасений и рисков, связанных с волонтерской деятельностью. К таковым можно отнести опасность того, что волонтерская деятельность является прикрытием деятельности криминальной или служит чьим-то политическим интересам. Опасения могут быть вызваны и тем, что волонтерство связано с работой на чьи-то коммерческие интересы или с трудными условиями проживания и труда. Отдельной причиной нежелания заниматься добровольческой деятельностью является опасение оказаться в нежелательном социальном окружении (религиозные фанатики, бомжи, наркоманы и так далее).

Вместе с тем, уверена Алла Купрейченко, можно думать о мерах, снижающих эти риски и опасения. Такими мерами могут и должны быть полная информация о целях волонтерской деятельности и ее организаторах, возможность общественного контроля, гарантии безопасности волонтерам, какие-то социальные «бонусы», а также медицинская, социальная и психологическая помощь.

 

Презентации индивидуальных проектов


Рабочий день школы продолжился презентацией индивидуальных проектов. Елена Гадецкая (Россия, Орел)рассказала о влиянии участия в общественных
организациях и движениях на формирование личности. В современном обществе наблюдается упадок нравственности, патриотизма, альтруизма, пропагандируется необходимость достижения социального и материального успеха, в результате чего молодежь мало участвует в деятельности НКО (так как она не оплачивается).


Мария Винокурова (Россия, Волгоград) представила результаты защищенной двумя неделями ранее магистерской диссертации по политологии. Тема ее исследования – «Специфика гражданской идентичности подростков в условиях становления новой российской государственности (на примере Волгоградской области)».я). При этом, предполагает автор проекта, участие в деятельности НКО позитивно влияет на молодежь, способствуя ее духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Прикладной же целью проекта может стать создание таких условий, что участие в НКО будет модным и престижным, востребованным молодежью. 

На основе проведенного в прошлом году интервьюирования и анкетирования выявились общие тенденции: подросток осознает свою принадлежность к государству, в целом патриотически настроен, однако, наблюдается противоречие «советских» и «российских» ценностей, материалистических и постматериалистических в его сознании. Результаты эмпирического исследования этого года должны показать не только особенности гражданской идентичности самих подростков, но и специфику ее формирования органами государственной власти и институтами гражданского общества.

 

Круглый стол «Цветные революции и гражданское общество»


После обеда в программе Летней школы значился круглый стол, посвященный «цветным революциям». «Застрельщиками» выступили участники школы из Украины, Молдовы, Грузии, Южной Осетии. Ведущим стал Чарльз Бакстон, являвшийся наблюдателей двух последних революций в Кыргызстане.

Сергей Забелин (Россия, Москва) в своем сообщении рассказал об истоках подобных явлений, подробно остановившись на фигуре Махатмы Ганди – человека, стоявшего у истоков освободительной борьбы в мире. М. Ганди вел активную правозащитную деятельность в Южной Африке, где расовой дискриминации подвергались не только чернокожие жители региона, но и представители индийской общины.

Махатма Ганди первым сформулировал цели и способы борьбы за гражданские права, выявив «мягкие», «радикальные» и «экстремальные» формы. К первым он относил переговоры, арбитраж, демонстрации, агитацию и ультиматум как уведомление о дальнейших действиях, а не как угрозу. Радикальные формы включают в себя разные виды сатьяграхи (формы несотрудничества и гражданского неповиновения): хартал (прекращение в знак протеста деловой активности), забастовку, всеобщую стачку, пикетирование. К экстремальным формам М. Ганди относил голодовку, отказ платить налоги, неповиновение властям и другие формы.

Чарльз Бакстон высказал свое мнение о событиях в Кыргызстане. По его мнению, основную роль в революционных событиях играли политики и бизнесмены. Причем уже сложилось устойчивое мнение, что за первой революцией – «революцией тюльпанов» 2005 года – стояли США, а за второй, произошедшей в 2010 году, – Россия.

Нино Окропиридзе (Грузия, Тбилиси)рассказала не столько о «революции роз», сколько о том, какие условия сложились после нее для развития гражданского общества и неправительственных организаций (НПО). Грузия пытается строить гражданское общество по западному образцу, но пока ситуация такова что гражданское общество в Грузии в сознании людей это же самое, что и НПО. Причем характерно, что многие неправительственные организации все-таки нацелены на получение прибыли, а не на решение социальных проблем. Гранты же получает ограниченный круг НПО.

Одним из самых влиятельных институтов гражданского общества в Грузии остается церковь, которой доверяет до 98 процентов грузин. В Грузии исторически сформировалось патерналистское государство. Именно в этом и заключается слабая развитость некоммерческого сектора, низкая степень институционализации гражданского общества, низкая вовлеченность в добровольческую активность граждан.

Свой взгляд на состояние гражданского общества в Молдове представила Ирина Мелинте (Молдова, Кишинев). Она предложила рассмотреть ситуацию до и после 7 апреля 2009 года, когда в этом государстве после выборов в парламент возник политический кризис. Сразу после выборов и победы на них правящей коммунистической партии в республике начались акции протеста. У этих событий были предпосылки социально-экономические (материальное расслоение общества, массовая миграция из Молдовы, румынизация общества) и политические (недовольство оппозиции, обвинения в фальсификации итогов выборов, шествия и митинги). Участниками акций протеста были националистические румынские НПО, студенты и школьники от 13 до 18 лет.

Совсем недавно депутатам парламента все-таки удалось избрать президента. Но это, по словам Ирины Мелинте, компромиссная фигура, мало влияющая на социально-экономическую политику. Правда, в настоящее время наблюдается рост самосознания в Молдове как ответ на насильственную румынизацию, а гражданское общество продолжает формироваться.

Сквозь призму конфликтной парадигмы предложила рассматривать украинский сценарий Анастасия Матвиенко (Украина, Одесса). По сути, «оранжевая революция» – результат конфликта старой и новой власти. Тогда, в 2004 году, был возможен силовой вариант разрешения кризиса. Но лидеры революции пользовались массовой поддержкой населения. В той ситуации возникли элементы самопомощи: люди помогали друг другу в поездках на митинги в столицу. Свою роль сыграли и НПО, которые помогали в организации наблюдений на выборах.

Ирина Яновская (Южная Осетия, Цхинвал)в своем кратком рассказе о недавних событиях в Южной Осетии заметила, что в этом регионе революции как таковой не было. Было противостояние двух сил: группы уходящего президента Эдуарда Кокойты и Аллы Джиоевой и ее соратников. Характерной особенностью стало то, что НПО никак не высказали свое мнение по этому вопросу. Правда, стоит признать, что из 120 зарегистрированных неправительственных организаций в Южной Осетии половина существует лишь на бумаге, а остальные не имеют достаточных ресурсов.

Промежуточный итог круглого стола подвел Чарльз Бакстон, который отметил, что для ситуации «цветной революции» характерно следующее: наличие политического конфликта, ситуация выборов и оспаривание их итогов, ослабление действующей власти, внешнее влияние и очень сложное постреволюционное время, сопровождающееся спадом гражданской активности.

Екатерина Иванова (Россия, Москва)представила исследовательскую заявку «Арабская весна» как метод ускоренного перехода к гражданскому обществу». Во многих современных исследованиях присутствует шаблонное восприятие событий «арабской весны», а в качестве ее причин называются либо тотальная неэффективность действующей власти, либо внешнее воздействие.

По мнению Е. Ивановой, ускоренный переход к гражданскому обществу в формате «арабской весны» – вынужденная мера, радикальный метод, обусловленный рядом факторов внешней и внутренней политики действующего режима, не использовавшего механизмы взаимодействия с обществом. Именно осознание невозможности эффективного диалога с властью стала одной из основных причин выхода людей на улицы. Выявление связи между протестной активностью в странах Ближнего Востока и малоэффективностью взаимодействия правящих режимов с обществом может быть использовано для более конструктивной деятельности по формированию и развитию гражданского общества в России. 

 

Лекция И.В. Мерсияновой


Далее работа Летней школы продолжилась лекцией директора Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики Ирины Мерсияновой «Вовлеченность населения в добровольческую деятельность: состояние и проблемы исследования». В начале лекции было приведено определение добровольчества, которого придерживаются сотрудники Центра: «Добровольчество – общественно-полезная деятельность, осуществляемая на безвозмездной основе и в интересах организаций, групп и лиц, не являющихся членами их семей или близкими родственниками».

Далее Ирина Мерсиянова на конкретных примерах продемонстрировала коллизии, возникающие при изучении добровольчества. К примеру, только изменение формулировки вопроса анкеты может привести к огромной (до 30 процентов) разнице в результатах опроса. В целом же необходимо отметить слабую социальную базу третьего сектора, что затрудняет деятельность НКО, связанную с привлечением волонтеров.

 

Презентации индивидуальных проектов

 

После лекции И.В. Мерсияновой прошли очередные презентации проектов участников Летней школы. Елена Ануфриева (Россия, Новосибирск) рассказала об изучении механизмов вовлечения молодежи в развитие сельских местных сообществ. Социально-экономические реформы в России не всегда позитивно складывались на сельских территориях, и хотя номинально во многих государственных программах уделяется достаточно внимания состоянию и жизни сельских поселений, на практике мы можем видеть как село «вымирает». Так, в Новосибирской области за последние 10 лет перестало существовать 73 сельских поселения, по всей стране происходит сходный процесс миграции населения из сельских поселений в малые города, из малых городов – в мегаполисы, из мегаполисов – в столицу.

Одним из факторов, способных замедлить процесс оттока населения, может стать повышение привлекательности родного места проживания за счет уплотнения связей внутри сообщества. Чем более сообщества активны, тем более задействованными чувствуют себя граждане, и тем более высоко они оценивают качество жизни в своем населенном пункте.

Эта картина отчетливо проявилась в результате проведенного исследования. Так, в двух селах Кемеровской области можно наблюдать совершенно разные явления. Если в селе Колмогорово Яшкинского района за последние 20 лет шла работа с местным сообществом, население продолжает взаимодействовать друг с другом, с надеждой смотрит в будущее, инициирует свои предпринимательские проекты, то в селе Краснинском Промышленновского района можно наблюдать потерю связей внутри поселения, нежелание знать друг друга и совместно достигать результатов. Как результат – отсутствие восприятия места проживания как комфортного.

Для того чтобы молодые люди увидели себя в сельском поселении и в местном сообществе, их нужно вовлечь в процессы постановки целей, выработки механизмов принятия решений.

Екатерина Губанова (Россия, Москва)представила план работы «Исследование мотивации жертвователя и волонтера благотворительной некоммерческой организации». Благотворительная деятельность является неотъемлемой частью некоммерческого сектора экономики и оказывает прямое и косвенное влияние на решение социально-экономических проблем. Современная теория и практика показывает, что роль частной благотворительности в России, как одного из источников внебюджетных средств и решения социальных, культурных и других проблем общества в дальнейшем будет возрастать.

В этом смысле разработка и использование маркетинговых приемов и методов управления в сфере благотворительности является практической необходимостью. Анализ литературы по данной проблеме показал, что круг мотивов, стимулирующих благотворительное поведение, обширен и вместе с тем четкая классификация мотивов, которые влияют на него, отсутствует.

Исследователь предполагает, что мотивы жертвователей и волонтеров, лежащие в основе благотворительного поведения, будут как совпадать, так и отличаться от тех, которые выявлены западными исследователями. Исходя из этого, классификация мотивов российских доноров будет отражать культурные и национальные особенности и характерные черты, свойственные благотворительному поведению.

Ольга Бабюк (Россия, Сыктывкар) рассказала об использовании труда добровольцев в сфере социального обслуживания в Республике Коми. Ситуация такова, что постоянно расширяется количественный и качественный состав клиентов социальной защиты, поэтому центры социального обслуживания не всегда могут имеющимися штатными социальными работниками обеспечить им постоянный уход. Для решения социальных вопросов требуются дополнительные людские и материальные ресурсы, а потому труд добровольцев становится все более востребованным.

Проект исследования предполагает анализ различных документов (научных публикаций, статистических данных и других), проведение анкетирования сотрудников социальных служб на предмет их отношения к добровольческой деятельности и интервьюирование руководящего состава социальных служб. В результате предполагается получить объективную информацию о взаимодействии социальных служб Сыктывкара с добровольческими объединениями. На основе полученных данных можно наметить перспективы дальнейшего взаимодействия, развития связей, создания совместных социальных проектов, оптимизации работы социальных служб города.

 

Просмотр и обсуждение фильма


Программу третьего дня Летней школы завершал просмотр и обсуждение научно-популярного фильма об альфонсах, мотивах их поведения и мотивах поведения женщин, соглашающихся содержать таких мужчин. По проблематике фильм коррелировал с некоторыми аспектами утренней лекции Аллы Купрейченко, в частности, в вопросах отношения к труду и материальному самообеспечению. Бурное обсуждение, составление типологии альфонсов и профессиональный комментарий психолога, в роли которого выступала «утренний» лектор, позволили лучше разобраться в проблеме.

А уже после десяти вечера продолжилась работа исследовательских групп в «школьной» кофейне. Днем ранее в отведенном участникам помещении в порядке эксперимента поставили термос с кипятком, так что чай и кофе были практически без ограничений. Эксперимент, по общему мнению, удался, и его решили продолжить до конца работы школы.

Андрей Щербаков