• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью

Блиц-интервью слушателей школы


Артем Юдкин о подготовке группового проекта.

Одним из наиболее запоминающихся моментов на школе был, пожалуй, отбор групповых проектов, а точнее, само формирование групп и короткое формулирование концепции исследования. Найти точки соприкосновения было относительно просто. Но самая интенсивная работа развернулась за дневным и вечерним кофе, благо, нами успешно были освоены прикофейные территории. Междисциплинарность дала знать о себе почти сразу, что привело к затяжному обсуждению показателей и инструментария проекта. Однако довольно быстро удалось найти общие мнения и понимание методологической базы.

Окончательно сформировалась тематика – межсекторальное взаимодействие, причем, критерием и отправной точкой оценок и измерений выступает рядовой гражданин. За время наших обсуждений нас посещали коллеги из других исследовательских групп, которых мы не отпускали, не услышав их мнения со стороны. Однако поворотным моментом стало вечернее обсуждение, когда некоторые, казалось бы, устоявшиеся вопросы тематики было решено отбросить, что прошло не без потерь для исследования, однако, был сформирован основной ориентир – публичная защита проекта, ограниченная во времени и презентационных средствах. Да, впереди еще несколько дней, новые дискуссии и подходы, но главное, что дал «низкий старт  – практику междисциплинарного и равноправного взаимодействия, фактически обратившегося в деловое общение коллег, объединенных общей идеей, несмотря междисциплинарный подход.


Доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии Башкирского государственного университета (г. Уфа) Ангелина Бородина отвечает на вопрос, почему для участия в коллективном проекте участники выбрали тему «Инновационные технологии как фактор формирования общественной активности молодежи».

В разработке нашего коллективного проекта участвуют Возилкина Марина Евгеньевна, Черных Наталья Сергеевна, Михаил Евгеньевич Карягин, Попов Владимир Русланович, Аубекеров Сериккали Хабиевич, которые поделились мотивацией участия именно в разработке нашей темы. Как показывают данные статистики и социологических опросов, сегодня в молодежной среде и на федеральном и на региональном уровнях есть потенциал участия молодежи в деятельности общественно-политических организаций. Существует реальная необходимость узнать, какие инновационные технологии помогут повысить долю молодых участников в деятельности НКО. А затем использовать эти технологии и механизмы на практике, в деятельности гражданского общества.


Марина Возилкина, аспирантфакультет социологии Алтайского государственного университета, АКОО ПССОЗ «Позитивное развитие».

Моя специальность и общественная деятельность связаны с инновациями и молодежью.


Наталья Черных, аспирант кафедры политологии Волгоградского государственого университета.

 Я выбрала эту тему по двум причинам. Во-первых, эта тема близка моему диссертационному исследованию «Технологии и ресурсы формирования студенческой молодежи как инновационной группы в условиях политической модернизации в РФ». Во-вторых, в этой теме попытались охватить все категории, которые были заявлены в теме летней школы. И в третьих, тема обладает реальной практической значимостью.


 

Михаил Карягин, магистрант кафедры прикладной политологии филиала ВШЭ в г. Санкт-Петербурге.

Работаю в Фонде свободы информации и занимаюсь инновационными компаниями и информатизацией в России. Тема мне интересна именно в этой части, а не в части участия молодежи. Больше интересует практика (прикладной анализ), а не теория.



Владимир Попов, начальник Управления по работе со студентами и молодежью Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы (г. Санкт-Петербург), председатель правления Межрегиональной общественной организации «Центр КУРС», член Общественной Палаты Ленинградской области.

В практике своей основной работы я постоянно сталкиваюсь с проявлениями социальной активности, инновациями, проектами и т.д. в студенческой среде. Работа в нашей исследовательской группе позволит мне систематизировать и осмыслить с научной точки зрения имеющийся практический опыт, а сочетание теории и практики всегда более эффективно, чем то или другое и поодиночке.


Аубекеров Серрикали (г. Уральск, Республика Казахстан) рассказывает о том, как он стал слушателем Летней школы.

Мое участие в Летней школе Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ не случайно. Поскольку я являюсь давним активистом некоммерческого сектора, я стараюсь быть в курсе развития этой важной сферы гражданского общества на постсоветском пространстве и принимать участие в различных семинарах,  тренингах, круглых столах и в других мероприятиях для участников некоммерческих организаций.

Портал ВШЭ, на котором я прочитал о проведении Летней школы Центра, я посещаю уже давно. Прежде всего, я интересуюсь анонсами диссертационных защит на юридическом факультете, авторефераты которых представляют для меня особый интерес. О проведении Летней школы по проблемам гражданского общества я впервые узнал в прошлом году. И это побудило меня послать запрос, есть ли какие-либо ограничения по возрасту, и я получил ответ, что к участию в Летней школе приглашаются все желающие, заинтересованные в развитии гражданского сектора, независимо от их возраста.

Однако я не решился подать заявку на участие в ЛШ 2013, посчитав, что не смогу соответствовать высокой планке требований, заданных Центром.

Увидев анонс о проведении Летней школы 2014, я набрался храбрости и решил участвовать в конкурсном отборе, послав заявку. В итоге я оказался в числе 30 счастливых кандидатов, которым повезло пройти строгий отбор.

Несмотря на очень плотный график Программы, я не разочаровался в своем решении. Сама атмосфера Летней школы располагает к самодисциплине и мобилизации, чтобы с максимальной пользой использовать полученную возможность и повысить уровень знаний в этой сфере благодаря как опытным экспертам международного уровня, так и опыту других участников из разных стран постсоветского пространства. 


Евгения Лапцова ( магистрант 1 курса по магистерской программе «Менеджмент в социальной сфере», «Вологодский государственный университет») участвует в разработке коллективного проекта  «Инновационные технологии формирования  и развития гражданского участия российского студенчества (на примере отдельных практик)».

Я решила войти в состав исследователей данного коллективного проекта в связи с тем, что сферой моих научных интересов являются механизмы молодежного гражданского участия, а также я активно занимаюсь общественной деятельностью, была волонтером многих международных проектов, являюсь членом Молодежного парламента Вологодской области. Поскольку я являюсь магистранткой тема студенчества мне близка. Социально и гражданско-активная молодежь – креативный класс, который будет способствовать развитию нашей страны.


Владимир Беневоленский, старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, эксперт и одновременно слушатель Летней школы рассказал  о своем выборе исследовательского проекта:

Я примкнул к группе, в основе исследовательского проекта которой лежит проблема доверия. Эта проблема очень сложная, потому что Ирина Владимировна Мерсиянова, директор Центра, является крупным специалистом по этой теме. И, работая над нашим коллективным проектом, мы переживаем, мы волнуемся, потому  что когда наступит момент  нашей защиты, в аудитории будет находиться очень строгий судья. Что касается гипотез, то я не могу раскрывать все секреты, пока гипотезы находятся в начальной стадии: предстоят интервью с другими участниками Летней школы, и только по результатам сбора информации, мы доведем наше исследование до «товарного» вида.  Над анкетой экспертного опроса мы еще работаем, но могу сказать лишь, что наша группа –  междисциплинарная.

 






Эксперты Школы

Роман Ковальчук, первый советник Посольства Польши в РФ:

– Прежде всего, хотел бы поблагодарить организаторов Летней школы 2014 за приглашение принять участие в одном из ее секционных заседаний. Должен отметить, что очень хотел бы принять участие в этой школе, и не в роли докладчика, а… студента, поскольку вопросы,  связанные с развитием гражданского общества в России и, в частности, проблемы социальных инноваций представляют большой интерес, как для исследователей в Польше, так и во всем мире. Я не специалист как таковой в этой сфере, но осведомлен, как обстоит дело с практической частью в гражданском обществе в Польше: когда-то я даже выступил организатором общественной организации, фонда, и рад предстоящему общению. Как практику мне было бы интересно узнать, какие нововведения появились в работе общественных объединений с тех пор. 





Ева Бунд, аспирант рабочей группы «География населения Северной Америки», научный сотрудник проекта TEPSIE, спонсируемого Центром Социальных Инвестиций (CSI) (Гейдельбергский университет им. Рупрехта и Карла, ФРГ) рассказывает о своих главных впечатлениях на Летней школе 2014, в которой она приняла участие в качестве эксперта: 

– Прежде всего, скажу, что проблема социальных инноваций – крайне интересная. Я никогда раньше не была в России, и была поражена тем, как в вашей стране относятся к данной проблеме. Меня удивило, какое количество российских исследователей интересуются этой тематикой (и так или иначе вовлечены в процесс ее исследования), и как много они о ней знают, причем не только о том, как обстоит дело в России, но и зарубежом, в частности, в Германии.

В процессе секционной работы «Многомерные измерения инновационности: проектирование исследования»  и общения на протяжении всех дней моего участия в мероприятиях школы состоялся активный обмен мнениями, завязались новые контакты, и, конечно, хотелось бы, чтобы сотрудничество не угасло, а продолжалось и  в будущем, но как и по какому пути оно будет развиваться – скорее  относится к теме будущего разговора.

Что касается самой концепции социальных инноваций, то она – более менее одинаковая и в России, и в Германии. Если же говорить о разнице, существующей в методологических аспектах в наших странах, то проекты в Германии в социальных инновациях более фундаментальны, более обоснованны с научной точки зрения, наверное, благодаря более тесным связям, существующим в научном сообществе.

В заключение, надо сказать, что область исследований социальных инноваций сама по себе инновационна, и находится сейчас в развитии, и мы одинаково заинтересованы в ее продвижении, и работаем и смотрим сейчас в одном направлении. 
 

Нодари Лотариевичем Хананашвили, социальный инженер-конструктор, вице-президент Национальной Ассоциации благотворительных организаций, эксперт-аналитик Общественной палаты РФ и Общественной палаты г. Москвы, канд. юр. наук рассказал о своей работе третьем секторе:

 – Нодари Лотариевич, как Вы стали представителем такой редкой профессии – социальным инженером-конструктором?

– Так я называю себя уже давно, лет 15. Все происходило постепенно… Попав на работу в некоммерческий сектор, человек может там поработать какое-то время, а потом перейти, скажем, в коммерческий сектор или в образовательную сферу, или в сферу государственного управления. А есть люди, которые «застревают» в этом секторе по разным причинам, и не потому, что больше некуда деваться. Не знаю, можно ли назвать мой случай каким-то особенным, но мне показалось, что работа в этом секторе для меня  наиболее комфортна, потому что пространство третьего сектора я воспринимаю как пространство личного творчества. В нем у меня нет начальника, который отдает приказы, а если руководитель и есть, то он никогда не приказывает.

– А у Вас есть сотрудники, которыми Вы отдаете распоряжения?

Команда каждого проекта, который реализуется, состоит из соратников, которые могут работать в разных регионах и находиться в разных офисах, но которые смотрят со мной в одном направлении, и которым интересно то, чем они занимаются. Состав, конечно, непостоянен, многое зависит от темы того или иного проекта. Например, одни проекты ориентированы на общее развитие институтов гражданского общества, и тогда – это свои реперные точки и региональные координаторы. Другое дело, когда проекты связаны с защитой прав детей; в этом случае участниками проекта могут стать совсем другие эксперты, но среди участников разных проектов есть и пересечения.

– Расскажите, пожалуйста, кто выступает заказчиком подобных проектов?

В качестве заказчика выступают и различные органы власти, и Общественная палата РФ.  Она разработала программу развития регионов, с помощью которой заказчики в регионах запрашивают определенных специалистов, а финансирование осуществляет Общественная палата РФ. В таком случае меня приглашают на проведение мастер-классов, тренингов, круглых столов и других мероприятий. Также очень много выступлений происходит на некоммерческой основе.

– Можно ли участие в таких проектах причислить к волонтерству? 

– Отчасти это так. Только в наших проектах волонтеры – это не массовое явление, как обычно его представляют. Например, в 15 регионах мы реализуем проект школьной службы примирения. В каждом из них есть такая школа, в которой функционирует школьная служба примирения. Дети, которые участвуют в разрешении конфликтов (а это очень серьезная профессиональная работа)  – самые настоящие волонтеры. Таким образом, в наших проектах волонтеры – это индивидуально подготовленные специалисты высокого класса.


Участники Школы 

Участники Летней школы рассказывают о себе, отвечают на вопрос: «Почему Вы стали слушателем Летней школы Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ “Теоретические и эмпирические исследования социальных инноваций как фактора развития гражданского общества, третьего сектора и волонтерской деятельности”?» – и делятся своими дальнейшими планами.


Анжела Акаемова, доцент кафедры экономической теории Киевского  университет а управления и предпринимательства, доцент кафедры политологии Института политических и этнонациональных исследований им. И.Ф. Кураса НАН Украины, кандидат исторических наук:

– Так как  я историк по первому образованию, то свою профессиональную и научную   деятельность связываю с рядом вопросов и направлений по изучению коммуникаций гражданского общества. Известно, что гражданское общество – сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, поэтому мне очень интересно заниматься данной проблематикой. Особое значение, как мне кажется, на сегодняшний день имеют вопросы коммуникации в политической сфере, а роль символов и знаков недостаточно изучена и освещена в информационном пространстве. С 1999 года по настоящее время я неоднократно принимала участие в избирательных кампаниях в Украине, Грузии. Проходила тренинги и участвовала в семинарах, конференциях, круглых столах по различным направлениям, связанным с данной темой исследования. С 2009 года работаю над докторской диссертацией и собираю материал для написания монографии.

Участие в Летней школе мне необходимо для того , чтобы применить знания, полученные в процессе обучения в научной и  практической деятельности. Во-первых, надеюсь, что полученные навыки и умения дадут мне возможность написать раздел для монографии, а также помогут в диссертационном исследовании. Во-вторых, я работаю (по совместительству) в Институте политических и этнонациональных исследований им. И.Ф. Кураса НАН Украины, где провожу занятия для госслужащих, помощников депутатов и депутатов. Надеюсь, что материалы, предоставленные в процессе обучения в Летней школе, пригодятся мне в преподавательской и научной деятельности.

Свою дальнейшую карьеру в сфере исследований гражданского общества и некоммерческого сектора вижу таким образом : во-первых, написать монографию, возможно, даже учебник по данной теме, а также диссертацию. Во-вторых, в зависимости от  формы участия, возможно, проводить самой тренинги или что-то подобное (мастер-классы, круглые столы, дискуссии) для студентов высших учебных заведений. В-третьих, в настоящее время в связи с информационной политикой в Украине, хотелось бы развивать отношения Россия – Украина в преподавательской и в научной среде, а также укреплять положительный имидж двухсторонних отношений для дальнейшего сотрудничества между нашими странами.

 

Ангелина Бородина, доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», кандидат социологических наук:

– К изучению гражданского общества и некоммерческого сектора меня привел интерес к таким темам, как социальная политика, социальная справедливость, социальное равенство и солидарность, социальное партнерство, профилактика социальной напряженности и конфликтов. Учась в университете на специальности «Социология», основываясь на интересе к перечисленным вопросам, темой своей курсовой еще на 3 курсе я выбрала проблемы социального партнерства, затем – темой преддипломной, а потом – дипломной  работы. В частности, меня как социолога, волновали проблемы оптимизации взаимодействия групп – партнеров в системе социального партнерства. Это впоследствии и стало темой кандидатской диссертации.

Мне очень было необходимо участие в Летней школе!  По нескольким важным причинам. Современные теоретические и эмпирические материалы, полученные в школе по теме исследования позволят расширить мое понимание данной темы, в том числе с точки зрения методологии и обогатят мой проект новыми интересными данными, а, может, повернут ее в новом, неожиданном направлении! Лекции и дискуссии, запланированные в рамках программы Летней Школы ВШЭ, обогатят мое понимание российских социально-экономических процессов, в том числе с точки зрения коллег-исследователей, преподавателей и профессионалов-экспертов из разных регионов, сделают мой проект более живым и актуальным для студентов и НКО! В своем исследовательском проекте мною будут использованы  материалы, привезенные с Летней школы,  а также теоретические и эмпирические выводы, сделанные в ходе лекций и обсуждений.

Свою дальнейшую карьеру в сфере исследований гражданского общества и некоммерческого сектора вижу в качестве эксперта (исследователя) и тренера НКО и учащейся молодежи. Результаты разработок будут апробированы для обучения специалистов молодежных НКО, специалистов Молодежных Советов профсоюзов РБ, в обучении студентов специальностей «ГМУ», «Менеджмент в социальной сфере», «Коммерция», и пр., а также в обучении и работе специалистов с молодежью республиканского и местного уровня и на предприятиях. Будет уточнена форма использования научно-методических разработок. Планирую организовать курсы повышения квалификации и краткосрочные семинары при ФГБОУ ВПО «БашГУ» для специалистов госслужбы и управления, по работе с молодежью, управления персоналом, социологов  и представителей общественных организаций по темам организационного проектирования, созданию социальных проектов, грантовому сопровождению проектов. Также планирую использовать полученные в процессе обучения новые подходы и материалы для дальнейшей научно-исследовательской работы.

 

Марина Возилкина, аспирант факультета социологии Алтайского государственного университета по специальности «социальная структура, социальные институты и процессы»:

– Я осуществляю практическую волонтерскую деятельность на базе Алтайской краевой общественной организации психолого-социального сопровождения и охраны здоровья «Позитивное развитие» (г. Барнаул) с декабря 2008 года по настоящее время.                            В определенный момент меня, как члена волонтерской организации, столкнувшегося с потребностью трансляции собственных знаний, набора волонтеров заинтересовал вопрос: Что влияет на гражданскую активность общества в целом и молодежи в частности? Как выглядят волонтеры в глазах студентов и всего населения страны?

Как специалиста по работе с молодежью, получающего образование на факультете социологии, меня заинтересовала практическая возможность изучения и популяризации волонтерской деятельности. Так, с 2010 года я занимаюсь научным исследованием образа волонтера, и сейчас в аспирантуре продолжаю изучать волонтерскую деятельность и внедрять полученные результаты в работу общественной организации. В настоящее время ведется работа над диссертацией по теме институционализации волонтерской деятельности, а именно над разработкой инструментария исследования.

Необходимость участия в Летней школе заключается в возможности обмена передовыми теоретическими, практическими наработками и опытом эмпирического исследования институционализации волонтерской деятельности на базе некоммерческих организаций. Считаю, что участие в Летней школе позволит: обменяться передовой теоретической информацией о развитии волонтерского движения в некоммерческом секторе и его современном состоянии; уточнить исследовательскую задачу, представить теоретические наработки в изучаемой области; получить возможность непосредственного общения, дискуссий и обмена опытом с ведущими специалистами в области изучения волонтерского движения и некоммерческого сектора; расширить круг научных контактов. Материал, собранный в ходе участия в Летней школе, станет основой выступлений на научных конференциях по обозначенной теме. Результаты участия в Летней школе выразятсяв получении теоретического опыта волонтерского движения на базе некоммерческих организаций и знакомстве с ведущими исследованиями в данной области.Выводы передовых исследований волонтерской деятельности в некоммерческих организациях позволят отследить механизм ее институционализации в России, что станет основой для авторской методики изучения институционализации волонтерской деятельности. В итоге полученная информация будет использована в диссертационном исследовании. Надеюсь, постоянно повышая свою квалификацию, я смогу внести свой вклад в развитие волонтерского движения своего края и страны.

 

Михаил Гошин, магистрант факультета психологии НИУ ВШЭ, кандидат химических наук:

– В этом году я заканчиваю обучение в магистратуре факультета психологии НИУ Высшая школа экономики, на магистерской программе «Исследование, консультирование и психотерапия личности». В основе нашей программы лежит человекоцентрированный подход, разработанный американским психологом и психотерапевтом К. Роджерсом, который является представителем гуманистического направления в психологии. Поскольку я имею опыт работы в образовательной системе, для меня представляет интерес исследование вопросов практической реализации принципов построения гражданского общества в данной сфере, реализация которых предполагает реформирование образования с целью обеспечения информационной открытости, формирования доверия потребителей образовательных услуг к деятельности образовательных организаций и органов управления, реализации прав и свобод человека и гражданина. В течение года я сотрудничаю с Институтом образования НИУ ВШЭ, принимаю участие в реализации исследовательских проектов, связанных с изучением содержания официальных сайтов муниципальных органов управления образованием на предмет соответствия информационным и коммуникационным запросам различных групп пользователей. Другое направление исследований состоит в изучении механизмов формирования образовательного неравенства в советском и постсоветском пространстве.

В настоящее время я продолжаю исследовательскую работу по анализу сайтов муниципальных органов управления образованием, планирую ее расширять и дополнять с привлечением новых качественных и количественных методов исследования. В целом муниципальные органы управления представляют для меня особый интерес как структуры, не входящие в систему органов государственной власти, но выполняющие функцию своеобразных посредников между требованиями аппарата государственного управления и интересами, потребностями местного сообщества. Кроме того, планирую исследовать вопросы, связанные с доверием потребителей образовательных услуг к деятельности системы образования и органов управления, начиная от конкретных ожиданий представителей общественности, выявления и детального изучения запросов потребителей образовательных услуг.

Участие в Летней школе очень важно для меня , поскольку это дает возможность пообщаться с коллегами, проводящими исследования по близкой тематике, обменяться опытом, освоить новые методы эмпирических исследований гражданского общества и социальных инноваций, задать интересующие вопросы экспертам. Для меня было бы интересно провести небольшое исследование в рамках обучения на школе и на этой модели усовершенствовать навыки проведения эмпирических исследований.

Мне очень нравится заниматься наукой, и эмпирические исследования гражданского общества и некоммерческого сектора представляются мне весьма перспективным и актуальным направлением.

В дальнейшем мне бы хотелось продолжать работать с Институтом образования НИУ ВШЭ, а также развивать сотрудничество с Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, начало которому положено на Летней школе.

 

Наталья Черных, ассистент кафедры политологии Волгоградского государственного университета, аспирант-политолог:

– Данной проблематикой я заинтересовалась лишь в магистратуре. Причиной тому послужил переезд моей родной сестры в США. Начав обучение в университете Вирджиния Тэк, она с упоением рассказывала об идеальном функционировании различных институтов гражданского общества и некоммерческого сектора в данной стране. В результате чего мне захотелось понять причины «неразвитости» данных институтов в нашем обществе, т.к. по своей сущности, в отличие от моей сестры, я являюсь патриотом своей страны. Готова работать над тем, чтобы культура будущих россиян развивалась в сторону гражданского самопроявления и добровольной ассоциации.

В настоящий момент работаю над кандидатской диссертацией. Предварительная тема «Технологии и ресурсы формирования студенческой молодежи как инновационной группы в условиях политической модернизации современной России». Так или иначе, все категории, заявленные в названии данной Летней школы («социальная инновация», «гражданское общество», «третий сектор», «волонтерская деятельность»), освещаются и планируются к изучению в моей работе. 

Для чего мне необходимо участие в Летней школе? Прежде всего для получения интересного и полезного материала для моей будущей диссертации. Без сомнения, завяжутся новые интересные знакомства среди научного сообщества. Надеюсь почерпнуть эксклюзивный опыт (в процессе лекций, семинаров, тренингов и т.д.). Являясь ассистентом кафедры, нуждаюсь в свежих идеях для интересного инновационного проведения семинаров со студентами. Искренне верю, что групповая работа на Летней школе может дать в конечном итоге продуктивный исследовательский проект. После написания кандидатской диссертации вижу себя специалистом в области молодежной политики Волгоградской области.  Для дальнейшего изучения данной проблематики и просветительской деятельности, способствующей развитию институтов гражданского общества  и некоммерческого сектора в среде молодежи,  планирую заниматься научно-исследовательской работой.

 

Анастасия Корнилова, аспирант Волгоградского филиала РАНХиГС по направлению «Социология управления», руководитель проекта «Портал  городского развития “Волгоград 2.0”»www.vlg20.ru, ассистент кафедры менеджмента в Волгоградском филиале РАНХиГС, менеджер по развитию и PR проектно-строительной компании  «ДОРИС»:

– Гражданское общество в совокупности с некоммерческим сектором способно предложить  актуальные идеи и практики по совершенствованию социального пространства. В частности, это касается сферы развития городской среды. Вовлечение активных горожан и представителей некоммерческого сектора в процессы управления городом способно повысить качество урбанистических территорий и обеспечить  удовлетворенность своим местом жительства. Актуальной задачей на современном этапе становится разработка интерактивных  механизмов взаимодействия органов власти с представителями гражданского общества и некоммерческого сектора по вопросам улучшения городской среды.

В октябре 2013 года создала собственный проект «Портал городского развития «Волгоград 2.0» (www.vlg20.ru), где общественность может предложить свои идеи по улучшению городской среды Волгограда. На сегодняшний день предметом моего изучения является Интернет как пространство формирования гражданской активности населения: социолого-управленческий анализ (тема диссертации). Сегодня 100 000 подписей, набранных через Интернет, могут способствовать появлению нового закона. Гражданские практики, реализуемые с помощью современных  интернет-технологий, являются оперативным способом взаимодействия  с институтами власти и являются своеобразным критерием социального развития современного общества. Всего мною написано свыше 17 научных работ, из них по теме диссертационного исследования – пять.

Участие в Летней школе позволит найти новых единомышленников для разработки и организации совместных проектов; приобрести  ценный опыт и получить  знания  от непосредственных экспертов в интересуемой теме; подкрепить свою научно-исследовательскую работу эмпирическими фактами. Все свои дальнейшие силы буду направлять на развитие собственного проекта «Портал  городского развития “Волгоград 2.0”»www.vlg20.ru с целью презентации лучших идей жителей по совершенствованию городской среды Волгограда с последующей реализацией этих идей местными органами власти. А новые знания, полученные в ходе занятий, лекций и общения с экспертами и слушателями Летней школы, будут только этому способствовать.

 

Камилла Адгамова, студентка факультета социологии Хельсинкского университета (кафедра политических и экономических учений):

– Тема развития гражданского общества интересует меня далеко не первый год. Будучи подростком, я много путешествовала с родителями по Башкирии, сплавлялась по р. Белой. В 2000-х годах было принято решение строить на этой реке водохранилище, что привело к вырубке лесов, затоплению потрясающе живописных берегов и уничтожению памятников природы. Местные активисты и экологические организации пытались этому воспрепятствовать, однако, у них не было возможностей и каналов для оказания влияния. Тогда я впервые начала задумываться, почему так происходит: если решение принято некими властными структурами, нет эффективных способов влиять на процесс принятия этого решения, даже когда его последствия идут вразрез с общественными интересами или, как в вышеописанном примере, наносят экологии ощутимый вред, во много раз превосходящий потенциальную выгоду. Позднее я участвовала в программе учебного обмена в США, занималась волонтерством в общественных организациях. Вся концепция гражданского общества, защиты прав, свобод и интересов была тогда для меня совершенно неизведанной, но очень интересной темой, поэтому после программы я решила поступать в ВШЭ на политологию. Моя бакалаврская дипломная работа была посвящена современным экологическим движениям. Также я проходила практику в Хельсинкской НГО «Общество Финляндия – Россия», занимающейся развитием экономических, экологических и культурных связей между двумя странами.

Еще одна (и основная) причина моего интереса к летней школе Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора – мое текущее исследование для магистерской диссертации, посвященное гражданской активности (участию) в сетевых обществах (civic engagement in network societies) в контексте глобальных социально-экономических трансформаций. В качестве тематического исследования (case-study) я анализирую деятельность антикоррупционных организаций в современной России, в частности, Фонда по борьбе с коррупцией. Поэтому я уверена, что программа летней школы будет очень полезнадля моего исследования, привнесет новый взгляд и перспективы в работу.

Что касается дальнейших шагов в этой сфере, я намерена получить более длительный опят работы в локальной или международной НГО, а после делать Ph.D. по схожей тематике, предположительно, более детально исследуя влияние коммуникационных технологий на некоммерческих авторов и тенденцию к усилению их влияния на международной арене. Прошлой осенью я проходила стажировку в департаменте социально-экономических отношений ООН и в основном занималась созданием контента для социальных сми, а также посещала круглые столы, семинары и экспертные встречи для последующего написания новостных статей об их проведении. Меня удивило, насколько интенсивно ООН, в частности отдел ЭКОСОС по взаимодействию с третьим сектором, привлекает общественные организации в аналитический процесс, в дискуссию и разработку различных отчетов и рекомендаций. Насколько расширяются возможности организаций, к примеру, через публично-частные партнерства (public-private partnerships) или через новые медиа – как для дистанционного участия в глобальной дискуссии, так и для формирования общественного мнения. В заключение хочу сказать, что считаю себя  очень заинтересованным, активным и мотивированным участником Летней школы 2014. Знания, полученные из программы школы, принесут мне неизмеримую пользу в написании текущей магистерской работы, а также в последующих профессиональных шагах и научных изысканиях.

 

Анна Романова, студентка  юридического факультета Ивановского государственного университета:

– Изучать гражданское общество и важнейшие его институты я начала, еще будучи ученицей средней школы. В 10 классе я принимала участие в конкурсе, проводимом Избирательной комиссией Ивановской области, посвященном вопросам избирательного права и процесса. Однако предметом моего изучения выступала не деятельность государственных органов, а молодежный парламентаризм как достаточно новый для российской практики феномен. В своей работе я предлагала возможные пути развития такого института гражданского общества, как Молодежные Парламенты и иные формы самореализации молодежи. Обучаясь в вузе, я продолжила исследования указанной проблематики, в результате чего мне удалось стать призером Конкурса с работой «Формы и методы повышения электоральной активности молодежи». Также с вопросом о сущности и перспективах развития молодежных парламентов в России я несколько раз выступала на региональных и внутривузовских научных конференциях.

На сегодняшний день предметом моего изучения является феномен приватизации пенсионного обеспечения и, в частности, НПФ (негосударственные пенсионные фонды в РФ). Я полагаю, что вопрос о возложении на институты гражданского общества ряд задач, выполняемых ранее государством в рамках его социальной функции, является достаточно актуальным для современного российского законодательства и повышения эффективности правового регулирования. Я планирую ряд выступлений по этой проблематике, а также выпуск в печать статьи по данному вопросу совместно с моим научным руководителем, д.ю.н., проф. О.В. Родионовой.

Участие в Летней школе мне необходимо для расширения общего кругозора, углубления знаний по вопросам формирования и развития гражданского общества, установления и укрепления международных и иных связей в этой сфере. Моя будущая карьера напрямую связана с институтами гражданского общества, поскольку я планирую трудиться в негосударственном секторе юриспруденции, возможно, в адвокатуре. 

 

Артем Юдкин,  советник председателя правления Фонда «Сибирский экспертный центр «Модернизация»:

– В рамках преподавательской и научной деятельности, неоднократно изучал вопросы взаимодействия общества и государства, в частности, в сфере оказания государственных услуг, оценки регулирующего воздействия, антикоррупционной деятельности, технического регулирования и ряда других вопросов публичного управления.Ряд вопросов взаимодействия институтов гражданского общества и государства изучается мной в рамках написания научных и экспертных работ. Осуществляю деятельность по взаимодействию с органами государственной власти в рамках представительства интересов общественной организации экспертного характера. 

Участие в Летней школе мне необходимо для обмена опытом исследований и методологическими подходами в рамках взаимодействия гражданского общества и государства посредством инструментария социальных инноваций; для получения информации о наиболее актуальных проблемах исследований взаимодействия гражданского общества и государства; для формирования научных связей для дальнейшей исследовательской кооперации при выполнении экспертных работ.

Свою дальнейшую карьеру в сфере исследований гражданского общества и некоммерческого сектора связываю с  получением  дополнительного образования в сфере государственного и муниципального управления для работы сотрудником НКО по вопросам взаимодействия НКО и органов публичной власти (включая GR и экспертную работу, участие в разработке правовых актов), а также сотрудником научно-исследовательской организации, образовательной организации по вопросам взаимодействия гражданского общества и государства.

 

Серрикали Аубекеров, доцент кафедры юриспруденции и таможенного дела Западно-Казахстанского инженерно-гуманитарного университета, юрист общественного объединения «Молодые исследователи»,  кандидат сельскохозяйственных наук:

– Фандрайзинг студенческой юридической клиники подтолкнул к организации неправительственной организации как грантополучателя для дальнейшей работы клиники, что вызвало постепенно развивающийся интерес к институтам гражданского общества. Другим импульсом  послужило чтение курса «Правовое регулирование  общественных объединений» для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью». Следующим импульсом была необходимость разработки учебно-методических материалов при ведении курсов «Теория государства и права», «Конституционное право Республики Казахстан» и «Конституционное право зарубежных стран» для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», где  важное место уделяется гражданскому обществу и некоммерческим организациям как одного из важнейших институтов гражданского общества. Все это привело к изучению различных сторон вышеназванных институтов и проблем их развития в постсоветских странах.  Накоплен значительный объем теоретических и практических знаний по институтам гражданского сообщества, некоммерческих организаций и волонтерской деятельности и разработаны учебно-методические материалы по данной сфере. Прошел обучение по ряду программ. В настоящее время меня интересует тематика «Благотворительность как  инструмент социальных инноваций в гражданском обществе на постсоветском пространстве». Участие в летней школе мне необходимо для уточнения тематики исследования, овладения методиками исследований, а также обмена опытом, установления контактов со слушателями для дальнейшего сотрудничества.

Свою дальнейшую карьеру в сфере исследований гражданского общества и некоммерческого сектора вижу в организации и проведении тренинга (школы) для представителей неправительственных организаций Западно-Казахстанской области и г. Уральска, проведение исследований по современному состоянию некоммерческого сектора в регионе, проблемам правового регулирования институтов гражданского общества, социальных инноваций как фактора развития гражданского общества, благотворительности, а также разработка курса для студентов вузов по вышеназванным тематикам.

 

Михаил Карягин, эксперт-исследователь Фонда свободы информации (Спб), магистрант отделения прикладной политологии НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург):

– Первоначально такие области как гражданское общество и некоммерческий сектор интересовали меня косвенно, так как я занимался изучением демократического политического режима и рассматривал эти элементы как составные части режима. На третьем курсе обучения на кафедре политологии ВолГУ в 2012 году я участвовал в первой летней школе Центра, где получил новые знания и узнал об опыте других исследователей (школа носила междисциплинарный характер). После ЛШ я сконцентрировал свою научную работу на проблеме информатизации в нашей стране и новых каналах связи между гражданским обществом и государством. Тема моей выпускной квалификационной работы: «Информатизация как фактор демократизации политического режима на примере Волгоградской области». В первую очередь меня интересовало то, как современные информационно-коммуникационные технологии могут улучшить взаимодействие, как между многочисленными акторами гражданского общества, так и между властью и обществом в целом. По моему мнению, новые каналы связи способствуют развитию демократического режима, так как с помощью них гражданское общество как важный субъект в демократии может не только доносить свои интересы до власти, но и оказывать влияние на нее.

В 2013 году я закончил бакалавриат ВолГУ и поступил в магистратуру на отделение прикладной политологии НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург). После переезда в Санкт-Петербург я устроился на работу в Фонд свободы информации, на должность эксперта-исследователя. Миссия организации: изучение, анализ и поиск решения проблемы доступа граждан и организаций к социально значимой информации. Особое внимание организация уделяет вопросам реализации и защиты права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. И теперь я в команде исследователей работаю над вопросами информационной открытости органов государственной власти в нашей стране. Результаты наших исследований оказывают значительное влияние на улучшение показателей информационной открытости власти, что повышает их прозрачность для гражданского общества и некоммерческих организаций.

Участие в Летней школе необходимо мне для развития своих навыков в области проведение эмпирических исследований, было бы интересно овладеть новым инструментарием для анализа социальной реальности. Кроме того, мне бы было интересно обменяться опытом с коллегами, так как на прошлой Летней школе я смог пообщаться не только с исследователями гражданского общества из разных дисциплин, но и с представителями НКО, которые знали объект наших изучений изнутри, так сказать, включенные наблюдатели/акторы. Теперь я тоже являюсь не только исследователем в данной области, но и сотрудником НКО, поэтому, надеюсь, что я смогу и поделиться знаниями со своими коллегами тоже.

В дальнейшем я планирую продолжать развиваться как исследователь гражданского общества и некоммерческого сектора в Фонде свободы информации. Сейчас мы готовим несколько интересных исследовательских проектов, которые касаются вопросов доступности власти для граждан (как государственные органы откликаются на запросы гражданских активистов), а также эффективности расходования бюджетных средств на создание и развитие сайтов государственных органов власти.

 

Евгения Лапцова, магистрант гуманитарного факультета ВоГУ по направлению «Менеджмент» со специализацией «Социальные технологии»:

– Исследовательский интерес к проблемам гражданского общества и некоммерческого сектора, в частности к молодежному парламентаризму, появился у меня одновременно с вступлением в состав членов Молодежного парламента Вологодской области и поступлением в магистратуру гуманитарного факультета Вологодского государственного университета. Я занимаю активную гражданскую позицию, однако, участвуя в деятельности Молодежного парламента, столкнулась с рядом трудностей, вызванных недостаточно проработанной технологией его функционирования. В связи с тем, что я систематически участвую в различных мероприятиях в качестве волонтера (Международный кинофестиваль молодого европейского кино «VOICES», XII летняя Спартакиада Союза городов Центра и Северо-Запада России в г. Вологде, федеральный проект «Эстафета олимпийского огня» в г. Вологде и др.), меня также волнует проблема организации волонтерской деятельности, повышения ее эффективности.

В настоящее время мои исследования по данной тематике позволили выявить ряд перспективных форм и направлений в работе молодежного парламента (на примере своего региона), в области волонтерства предлагается ряд механизмов по совершенствованию организации и управления волонтерской деятельностью в регионе, раскрыты новые формы волонтерства. Моя будущая магистерская диссертация будет посвящена проблемам молодежного гражданского социального участия. Данная тема входит в состав программы летней школы по направлениям «волонтерская деятельность граждан как ресурс социальных инноваций», «перспективы выращивания эффективных институтов гражданского общества в современной России».

Для получения новых знаний по одному из выделенных направлений, более четкого формулирования своих исследовательских задач, обмена опытом с коллегами я хотела бы принять участие в Летней школе. В будущем я планирую поступление в аспирантуру по направлению «социология» для дальнейшего исследования проблем гражданского общества.

 

Игорь Михеев, начальник отдела развития и разработки отраслевых программ Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

– В начале учебы в университете меня пригласили принять участие в работе общественной организации, занимавшейся развитием городских добровольческих инициатив. Так началось мое «погружение» в третий сектор. Начинал я волонтером, постепенно расширяя свои компетенции до написания проектов и проведения мероприятий. Особое значение представлял мой профессиональный интерес, так  как по базовому образованию я специалист по социальной работе. В процессе работы сформировались убеждения, что НКО – наиболее эффективный инструмент для решения социальных проблем на местном уровне.

Со временем работа в НКО сменилась постоянной занятостью на госслужбе, но научно-исследовательская работа продолжается. Необходимость получения объективной информации для принятия управленческих решений в отношении системы помощи той или иной категории граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, сделала проведение исследований постоянной практикой.

За несколько лет научной работы я провел несколько исследований, в частности, об отношении бизнес-структур к взаимодействию с НКО и их мотивации, о выстраивании системной политики в отношении социальных инвестиции компании, об позиции региональных НКО к взаимодействию с государством для помощи конкретной целевой группе.

В теоретической работе  обобщил положения социологической теории о социальной напряженности, разработал периодизацию становления социальной ответственности бизнеса в России за последние 25 лет. На основе проведенных  исследований разработана авторская методика комплексного индикатора склонности региона  к социальной напряженности, в основе которой соотношение качества жизни и инвестиционный потенциал региона. Все это позволило представить целостную концепцию влияния социальной ответственности бизнеса на уровень социальной напряженности территории.

Ряд результатов проведенных мною исследований использованы для принятия решения Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о совершенствовании и использовании системной работы с организациями-донорами, некоммерческими организациями, занимающимися социальными инвестициями. Результаты исследований использованы также при создании в республике Центра  по развитию социально-добровольческого движения «Волонтер» с сетью в районах республики по оказанию помощи одиноким пожилым людям, людям с ограниченными возможностями. Кроме этого, материал был использован для подготовки группы специалистов учреждений социального обслуживания по направлению «фандрайзинг». В настоящее время работаю над завершением диссертационной работы о месте и роли российских бизнес-структур в системе регионального межсекторного взаимодействия, их участии в региональной социальной политике и регулировании социальной напряженности территорий.

Участие в Летней школе позволит мне узнать и освоить новые инструменты исследования третьего сектора, познакомиться с практиками и примерами проведения  исследования третьего сектора в России и зарубежом, обменяться знаниями о тенденциях развития третьего сектора в нашей стране, а также получить экспертную оценку и методологическую поддержку основных положений моей диссертационной работы. Имея несколько лет практической работы в третьем секторе, я планирую и в дальнейшемпроводить исследования и применять полученные результаты для разработки проектов и мер поддержки (стимулирования) участия НКО и бизнеса в региональной социальной политике. Опыт успешно реализованных проектов и постоянного погружения в проблемы взаимодействия НКО, бизнес и государства будет в этом помогать.

 

Алия Нысанбаева, старший преподаватель кафедры «Социология и политология» Международного Казахско-Турецкого университета им.Х.А.Яссауи, кандидат политических наук:

– Информацию о проведении Вашей Летней школы я нашла на сайте МОО Молодежной информационной службы Казахстана. Дело в том, что в настоящее время я провожу социологический опрос молодежных организаций Казахстана методом анкетирования, и искала адреса электронных рассылок МОО по своему опросу. Тема проведения  Летней школы вызвала мой неподдельный интерес.

После окончания университета поступила в очную аспиратуру в  Институте философии и политологии МОН РК. Так как тема моей работы касалась деятельности неправительственных организаций, меня направили в отдел этнополитики и социологии. За период работы над кандидатской дисертацией я активно сотрудничала с многими неправительственными организациями Казахстана, экспертами, работающими в международных организациях (ПРООН в Казахстане, ресурсным центром Каунтепарт Консорциум и т.д.). Тема моей кандидатской диссертации –  «Политические аспекты деятельности женских организаций Казахстана». Более 10 лет занимаюсь проблематикой развития гражданского общества, и деятельности неправительственных организаций как основных субъектов гражданского общества. За этот период мной было написано 20 научных статей и 1 учебное пособие.

Зимой 2013 года в декабре месяце я провела социологический анкетный опрос неправительственных организаций по теме «Рейтинги социального партнерства неправительственных организаций и государственных органов в Казахстане». Мной было опрошено 45 НПО. Вопросы анкеты также касались отношения НПО к законопроекту «О государственной поддержке НПО». Так как данный законопроект носит ограничительный характер, мне было интересно узнать хотят ли сами НПО внести изменения в текст законопроекта. Больше половины респондентов высказались за внесение изменений в законопроект. Кроме того, я подавала научно-исследовательский проект на тему    «Актуальные проблемы деятельности неправительственных организаций на пути развития гражданского общества в РК (политологическое исследование)» на внутриуниверситетский конкурс. К сожалению, результаты конкурса пока не объявили.

Недавно меня пригласили на два международных симпозиума в Турцию по темам «Ценности и молодежь» и «Демократия и ценности». В настоящее время провожу социологический опрос для своей статьи на тему «Политические представления студенческой молодежи о лидерстве молодежного движения». Я уже опросила свыше 100 студентов в г. Туркестане. и теперь проводу опрос студентов (тоже около 100 респондентов) в мегаполисе (г.  Алматы).

Очень хотела попасть на Летнюю школу Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ , так как  неподдельный интерес вызывает тема «Теоретические и эмпирические исследования социальных инноваций как фактора развития гражданского общества, третьего сектора и волонтерской деятельности», и в особенности, следующие направления: Социальные инновации в третьем секторе и гражданском обществе,  Социальные инновации в управлении и деятельности некоммерческих организаций, Волонтерская деятельность граждан как ресурс социальных инноваций (co-production), Социальные инновации в государственной социальной политике и управлении. Одно дело, читать книги российских ученых, исследователей, а другое, слушать их лекции или принимать участие в обсуждении.

В ближайщем будущем по своей тематике (проведение исследования гражданского общества и организаций неправительственного сектора) планирую подать бюджетную заявку в Министерство образования и науки РК, для того, чтобы иметь возможность получения постоянного бюджетного финансирования своего проекта. Кроме того, я планирую написать несколько статей по проблемам неправительственного сектора: о деятельности молодежных организаций, детских организаций, политические представления студенческой молодежи о лидерстве в молодежном движении, экологических организаций. В своих статьях я бы хотела показать специфику развития непрвительственных организаций, и дать оценку их деятельности с эмпирических и теоретических позиций. Вместе с некоторыми своими коллегами хотела бы открыть новую специальность в своем вузе – социальную педагогику. В Казахстане много НПО, оказывающих специальные социальные услуги населению. В нашем случае, если нам удастся открыть новую специальность, мы тоже будет оказывать социальные услуги населению, только образовательного характера.

 

Владимир Попов, начальник управления работы со студентами и молодежью Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ:

– Длительное время (с 1988 г.) работал в молодежных общественных организациях и, далее, работал с детскими и молодежными организациями в сфере молодежной политики на государственной службе. Перейдя на работу в вуз, продолжил заниматься этой темой уже как ученый-исследователь. Сначала изучал преимущественно молодежные и студенческие общественные объединения, далее стал интересоваться и другими видами НКО. Сейчас сам являюсь руководителем социально-ориентированной некоммерческой организации (СПбОО «Центр «КУРС»).  

Неоднократно от имени СПб ОО «Центр «КУРС» участвовал (и несколько раз побеждал) в различных грантовых конкурсах для НКО и конкурсах на реализацию государственного заказа в сфере молодежной политики. В 2013 г. избран на второй срок членом Общественной Палаты Ленинградской области, в ОП ЛО являюсь заместителем председателя комиссии по развитию гражданского общества. В 2014 году от ОП ЛО включен в состав Экспертного совета по проведению конкурсного отбора проектов социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий в 2014 году в Ленинградской области.  

В 2013 г. начал самостоятельно работать над исследовательским проектом под названием «Кто и зачем участвует в конкурсах на Президентские гранты?». В 2014 г. хотелось бы продолжить эти исследования уже по результатам грантовой кампании 2014 г.

Участие в Летней школе ВШЭ 2014 мне необходимо : для личного знакомства и более тесного общения с исследователями, занимающимися аналогичной тематикой, обмена опытом исследований; для проверки справедливости собственного видения проблем НКО в современных условиях в условиях дискуссий и обсуждений с коллегами; для получения научно-методического содействия и помощи в реализации моих исследовательских проектов, как текущих, так и перспективных; для реализации полученных на Летней школе знаний в практической работе как в рамках Института, так и в общественной сфере.

Свою дальнейшую карьеру в сфере исследований гражданского общества и некоммерческого сектора вижу в продолжении эффективной работы по развитию гражданского общества и НКО в рамках Общественной палаты Ленобласти, а также в открытии на факультете государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС базовой кафедры по изучению проблем гражданского общества и НКО (или научно-исследовательского Центра с аналогичным названием).

 

Евгения Гатаулина, аспирант и преподаватель Свободного Университета Берлина:

– К изучению деятельности некоммерческих организаций я пришла двумя путями, которые в конечном итоге определили фокус моих научных и практических интересов. Во-первых, со школьных лет я помогала с друзьями или в рамках каких-то общественных организаций решать острые проблемы в моем родном Ижевске (например, ситуация с живущими на улице людьми, детьми в учреждениях опеки). Постепенно ко мне пришло понимание недостаточности «спорадической» помощи, приносящей лишь временную пользу. Я стала прослеживать связь между глубинными причинами социальной несправедливости в нашем обществе и его наглядными последствиями и пытаться определить пути решения этих проблем. Во-вторых, изучая международные отношения, я стала интересоваться существующими международными нормами по правам человека и обязательствами, которые возлагаются на страны, подписавшие соответствующие договоры. В итоге главным вопросом для меня как ученого и практика стал вопрос – как «заставить» международные нормы действовать на внутригосударственном уровне с тем, чтобы они изменяли жизнь их конечных адресатов, а именно – конкретных людей?

Тема моего диссертационного проекта – «Какую роль играют международные нормы по правам ребенка в лоббистской деятельности российских НКО, выступающих в защиту интересов детей». Первой ступенькой в изучении этой темы стала моя дипломная работа, в которой я проанализировала восемь проектов НКО для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями в России. Одним из выводов работы стало то, что деятельность НКО на локальном уровне (в рамках одной комунны, одного населенного пункта или даже одного учреждения) является неотъемлемой частью процесса по имплементации прав ребенка. Другим выводом стало то, что НКО, активные в России, будь то российские или международные организации, применяют комплексные стратегии, чтобы реагировать на различные вызовы, с которыми они сталкиваются.

В процессе написания диплома и общения со специалистами по защите прав и интересов детей мне стало понятно, что любые, даже самые амбициозные, проекты обречены на единичность в лучшем случае или на провал – в худшем, если отсутствует нормативная база, позволяющая решать конкретную проблему для всех детей, которые с ней столкнулись. Стремясь исследовать истоки, каналы, вызовы, успехи, провалы и причины неудач в лоббировании прав и интересов детей, я в то же время выделяю один аспект для детального изучения – какую роль играют международные нормы для НКО в их лоббистской деятельности.

Взявшись за исследование этой малоизученной темы, я осознаю невозможность ее всестороннего изучения без привлечения теоретических и методологических концепций российских экспертов. Участие в Летней школе Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики» стало бы важнейшим шагом для меня в работе над диссертацией. Я надеюсь, что интенсивный обмен с экспертами и коллегами поможет мне точнее сформулировать мои исследовательские задачи и виденье моего проекта, а также учесть в моей работе последние разработки и тенденции в сфере изучения третьего сектора в России. Особо важным на данном этапе для меня является методологическая часть – методы сбора и анализа данных, так как моя работа эмпирического, а не теоретического характера. В свою очередь я буду рада поделиться моими идеями и наработками и рассказать о теоретических подходах, используемых в моей работе. Немаловажным мне представляется и возможность создать коллективный исследовательский проект в рамках Школы. На мой взгляд, это позволит перейти от уровня обсуждений к совместной работе, в который подходы исследователей с различными бэкграундами проявятся на практике и станут более понятны.

Свою будущую профессиональную деятельность вижу состоящей из двух направлений. Одно из них – продолжить преподавание в университете (с 2011 года я преподаю в Свободном Университете Берлина) и научную работу. Другое – принимать участие в работе общественных организаций, сочетающих помогающие и лоббистские стратегии. Какое из направлений станет доминирующим, а какое – дополнительным, на данный момент определить трудно. В любом случае, я считаю необходимым подняться над уровнем отдельной организации и анализировать глобальный контекст, в котором НКО работает. Каковы причины появления и угасания коалиций НКО, выступающих в защиту детей? С какими вызовами НКО сталкиваются в гибридном режиме, каким является Россия, и какие стратегии они используют для ответа на них? На мой взгляд, на эти и другие вопросы возможно ответить, только обладая «острым взглядом» исследователя и в то же время активно участвуя в работе НКО.

 

Анна Ермишина, доцент, руководитель направления «Городское хозяйство» Центра технологизации региональной и муниципальной деятельности Южного федерального университета:

– Коммунальная экономика представляет особую сферу деятельности, состояние которой во многом определяется эффективностью коллективных решений. Занимаясь исследованием проблем жилищно-коммунального комплекса России, невольно пришлось обратить внимание на поведение самих потребителей жилищных и коммунальных услуг с тем, чтобы выяснить, какую роль играет поведение населения в генерировании и решении этих проблем. Так, нами было проведено исследование поведения жителей городов как собственников жилья в многоквартирных домах. В поисках «эффективных» собственников мы выявили проблему коллективных действий и социального капитала в жилищной самоорганизации граждан.

Гражданская культура (гражданский капитал) также может являться фактором  экономической отдачи в коммунальной экономике. Участие в летней школе будет полезнодля более глубокого понимания генезиса и форм реализации гражданского капитала, инструментов и методов его исследования. Контакты с другими исследователями могут быть плодотворны для инициирования и включения в совместные проекты.

 

Галина Носаненко, доцент кафедры теории и истории государства и права Нижнекамского филиала Института  экономики, управления и права (г. Казань),  кандидат политических наук

– К изучению гражданского общества пришла через интерес к местному самоуправлению (в 2001 г. была защищена кандидатская диссертация на тему «Трансформация местного самоуправления в российском обществе»). В процессе работы со студентами осознала необходимость в освоении новых компетенций и ценностей гражданского общества. Интерес подогрел  проведенный в г. Нижнекамске 30 мая 2013 г. по инициативе Общественной палаты РТ круглый стол «Развитие институтов гражданского общества: индекс устойчивости некоммерческих организаций». Повестка дня круглого стола привлекла внимание представителей муниципальных органов власти, волонтерского сообщества, общественно-политических организаций, национально-культурных формирований, профессорско-преподавательский состав и студентов высших учебных заведений г. Нижнекамска.

В 2007–14 гг. совместно с профессорско-преподавательским коллективом и студентами Нижнекамского филиала ИЭУП (г. Казань) участвовала в реализации различных научно-исследовательских проектов. В частности, с 2008 г.  реализуется социально-гуманитарный проект «Нижнекамский форум по толерантности», в рамках которого 5 декабря 2008 г. была проведена всероссийская научно-практическая конференция «Теория и практика толерантности: этнокультурный и межконфессиональный аспекты». По результатам конференции были выпущены материалы, подаренные Президентом РТ                              М.Ш. Шаймиевым г-же Х. Клинтон. С 2009 г. активно стали развиваться отношения с Ассамблеей народов Татарстана (за 2009–2012 гг. было проведено свыше 40 мероприятий муниципального и республиканского значения). В 2012 г. при содействии председателя Госсовета РТ Ф.Х. Мухаметшина была выпущена коллективная монография «Роль вузов в развитии гражданского общества». 2012–2013 учебный год был ознаменован началом проекта «Мониторинг общественной безопасности», направленный на профилактику экстремистских идеологий среди молодежи.

В данный момент совместно с Общественной Палатой РТ  лично участвую в исследовании некоммерческого сектора РТ (проведено исследование СО НКО в городах Татарстана: Нижнекамск, Елабуга, Набережные Челны, Чистополь, Казань). Методику и опросник заимствовали с сайта Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, но в нашем субъекте столкнулись с рядом проблем, по которым бы очень хотелось бы проконсультироваться.

В летней школе хотелось бы работать  по тематике «Методологические проблемы исследования социальных инноваций в России и за рубежом». Участие в школе необходимо для обмена опытом и информацией, а также для обсуждения методик, способов и критериев исследования институтов гражданского общества и политических режимов на местном (городском) уровне. В дальнейшем планирую продолжать работу как в рамках работы коллектива НФ ИЭУП (г. Казань), так и с Общественной Палатой РТ. Хотелось бы сравнить ситуацию, сложившуюся  в некоммерческом секторе в Татарстане с другими регионами РФ.

 

Елена Симонова,  доцент Тверского государственного технического университета (кафедра социологии и социальных технологий), кандидат социологических наук

– Мое участие в исследованиях гражданского общества и некоммерческого сектора связано с работой на кафедре социологии и социальных технологий Тверского государственного технического университета. Наша кафедра на протяжении нескольких лет тесно взаимодействует с Общественной палатой Тверской области. Студенты проходят там практику, преподаватели и студенты проводят для нее социологические исследования по различным проблемам становления гражданского общества, развития местного самоуправления, социальной активности граждан, развития добровольческого движения, участвуют в организации конференций и круглых столов. Материалы исследований публикуются в журнале «Вестник общественной палаты  Тверской области».

В 2004–2008 гг. я принимала активное участие в организации и проведении исследования «Власть и социум: закономерности становления гражданского общества в России», являюсь соавтором монографии «Власть и социум: проблемы формирования гражданского общества в России», представляющей результаты 5-летнего мониторинга гражданского общества в Тверском регионе. В 2009–2011 гг. я участвовала в подготовке и проведении исследования «Разработка теоретических основ развития системы местного самоуправления в современной России», являюсь автором и соавтором ряда статей по данной проблематике. С 2010 года принимаю участие в исследованиях, осуществляемых по заказу Общественной палаты Тверской области: «Отношение жителей Тверской области к деятельности Общественной палаты и институтам гражданского общества региона», «Отношение жителей Твери к добровольческой деятельности». С 2012 года задействована в научно-исследовательском проекте «Институциональное развитие региональной системы местного самоуправления: потенциал и перспективы модернизации», осуществляемом коллективом ученых кафедры.

Вместе с коллегами по кафедре принимаю участие в работе над исследовательским проектом «Институциональное развитие региональной системы местного самоуправления: потенциал и перспективы модернизации». Планирую в рамках осуществляемого проекта проведение исследования на тему: «Взаимодействие структур местного самоуправления с институтами гражданского общества: традиционные и инновационные механизмы».

Участие в работе Летней школы необходимо мне для повышения уровня исследовательской квалификации, приобретения новых теоретических, методологических и методических знаний, практических навыков в области  изучения гражданского общества, некоммерческого сектора, социальной активности граждан, различных проблем местного самоуправления. Очень хотелось бы ознакомиться с опытом исследований  различных аспектов функционирования гражданского общества ведущих специалистов в этой сфере.

Получив новые знания на занятиях в Летней школе, предполагаю и дальше заниматься исследованиями по соответствующей проблематике, привлекать к ним коллег и студентов,  тем более что Общественная палата Тверской области намерена расширять практику подобных исследований, и ее деятельность нуждается в социологическом сопровождении. Планирую в будущем подготовить и опубликовать монографию по проблеме взаимодействия институтов гражданского общества и структур местного самоуправления в регионе.

 


Ольга Владенкова
, стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории междисциплинарных исследований некоммерческого сектора НИУ ВШЭ:

– Гражданское общество и некоммерческий сектор в той или иной степени соприкасаются со всеми областями человеческой жизни. Гражданское общество представляет собой такое социальное явление, которое можно наблюдать ежедневно или являться частью его. Но только с научной точки зрения можно понять, что побуждает людей проявлять гражданскую активность, какие последствия для всего общества может это повлечь, и насколько эффективным было такое проявление. Кроме того, для России это явление ново и особенно актуально сегодня. В плане научных работ, эта сфера также нова и мало изучена, и остается широким полем для исследовательской деятельности. Именно сочетанием всех этих факторов меня заинтересовала эта область.

Пока я только в начале своего исследовательского пути. Но на сегодняшний день я четко сформировала для себя основные представления о гражданском обществе в России, его особенностях,  проблемах и основных направлениях его исследования. Эти знания во многом помогли мне в прошлом году в написании курсовой работы на тему: «Повышение квалификации сотрудников СО НКО: проблемы и роль государства». Большую часть этой работы занял обзор исследований, рассматривающих образовательную поддержку СО НКО, как форму взаимодействия государства и некоммерческого сектора и как необходимое условие для формирования общественно-государственного партнерства. В этом году тема моей выпускной квалификационной работы затрагивает другой аспект взаимодействия гражданского общества в лице СО НКО с государством: финансовую поддержку. Благодаря проводимой сегодня политике увеличивается масштаб осуществляемой государственной финансовой поддержки российских СО НКО. Однако вместе с этим становятся более заметными и проблемы процедуры распределения государственных средств, которые требуют изучения и поиска путей решения.

Взаимоотношения и взаимодействия государства и различных проявлений гражданского общества является для меня достаточно интересной темой во многом благодаря специализации моего факультета (Государственное и муниципальное управление). Изучая в течение четырех лет дисциплины, касающиеся государственного управления, я имею достаточно хороший бэкграунд, для того чтобы рассматривать процессы взаимодействия некоммерческого сектора с государством как с точки зрения действий НКО, так и со стороны государства.

По опыту прошлогодней летней школы могу сказать, что участие в семинарах и лекциях поможет мне не только расширить и обогатить свои познания в сфере изучения гражданского общества, но и даст возможность общения как со зрелыми, так и с молодыми исследователями, что позволит перенять их опыт работы над этой темой. В дальнейшем я хотела бы продолжать исследования гражданского общества. Наиболее интересным в этой сфере мне кажется изучение опыта зарубежных стран с уже развитым гражданским обществом и некоммерческим сектором и то, как Россия сегодня может использовать этот опыт. Зная пути становления гражданского сектора в других странах, Россия может не только развить зрелое общество, но и избежать множества ошибок, учась на примерах других стран, что является, на мой взгляд, важным.