Отзывы участников Летней школы
— Честно говоря, когда я отправляла заявку на участие в Летней школе, то думала, что буду чувствовать себя не очень уютно среди маститых исследователей, ведь я тогда еще только оканчивала магистратуру. Когда заявку приняли, была удивлена. Но никакого дискомфорта не было, на школе оказалось много интересных людей. Программа оказалась содержательной, я услышала других людей, которые занимаются смежными с моей темами. Среди экспертов были люди, которых нет возможности услышать и увидеть в Волгограде. Думаю, что работа на Летней школе выиграла бы в результативности, если бы кроме лекций и круглых столов, было бы больше практики. В этом смысле очень понравилась живая дискуссия с Эллой Памфиловой, удалось многое услышать, что называется «из первых уст». Я всего лишь два года занимаюсь изучением гражданского общества, и участие в работе Летней школы мне дало очень много. Во всяком случае, когда я сама работала в общественной организации, то не видела научного интереса в этой сфере. Теперь все иначе. Особенно интересными показались выступления участников и экспертов по проблематике расчета эффективности работы НКО.
Светлана Калугина (Благовещенск):
— Поскольку я не являюсь представителем академического сообщества, я практик, мне, конечно же, не хватает научной базы. Нет сильной социологической школы в Благовещенске, равно как нет и серьезных исследований в области гражданского общества и некоммерческого сектора. На занятиях меня как практика больше интересовало воплощение результатов исследований в жизнь, чтобы научные достижения становились инструментами позитивных общественных изменений.
Интересно, что на школе были и практики, и исследователи. Удалось познакомиться с ребятами из регионов, посмотреть на их опыт и поделиться своими наработками. Так как на школе были представители разных областей науки – социологи, политологи, историки, философы, – удалось получить разностороннее представление о подходах к изучению гражданского общества. Особенно было интересно услышать о связи церкви и гражданского общества. Дело в том, что когда мы готовили доклад о состоянии гражданского общества в Амурской области, нам сделали замечание, мол, вы почти не упоминаете церковь. И вот теперь я нашла ответ на этот вопрос: церковь, в общем, вряд ли можно считать институтом гражданского общества. Да, есть элементы самоорганизации, какие-то отдельные инициативы, но это лишь фрагменты, а не системная работа. Интересна была и тема по местному самоуправлению. В ней очень много проблем, вопросов, непонятностей. Вообще же было рассмотрено столько аспектов гражданского общества, что даже трудно сказать, чего не хватило. Информации было много, она разносторонняя. То, что участники школы были загружены работой почти круглосуточно, совсем не отталкивает, ведь всегда хочется всего и побольше.
Для меня эта школа очень важна. Теперь я могу опереться на опыт коллег из Высшей школы экономики, надеюсь на их помощь, а в ответ мы можем поделиться данными по нашему региону. Реальность – в регионах. Тем более что Дальний Восток – очень специфический регион. Думая о стратегии его развития, стоит обратить внимание и на состояние гражданского общества.
— Мне как студенту было интересно познакомиться с практическим опытом людей из разных регионов, с разным образованием, а следовательно, и с разными подходами к изучению гражданского общества. Я ждал обмена опытом и получил это.
Я на Летней школе впервые, и не ожидал, что будет такая насыщенная программа. Презентации индивидуальных проектов участников конечно необходимы, но еще хотелось бы побольше лекций профессионалов. У меня небольшой опыт изучения гражданского общества, скорее, в контексте развития информационной демократии. Здесь на школе был сделан упор на методы исследования. Это важно, во всяком случае, лично мне пригодится еще и в учебной работе.
— Я не ожидал, что мою заявку удовлетворят, и я получу приглашение на Летнюю школу. Мне, студенту, это очень приятно, я рассматриваю это как шанс научиться чему-то еще. Эксперты и лекторы – очень известные люди, которых было интересно послушать и с которыми было интересно общаться. Так что Летняя школа полностью оправдала мои ожидания, я понял, что в изучении гражданского общества могут быть разные подходы. Я – будущий политолог, мое исследование еще продолжается, поэтому полезной информации, особенно в части научной методики и методологии, было много. Летняя школа – прекрасная возможность обсудить с коллегами свой индивидуальный проект, услышать мнение экспертов, что-то узнать «их первых уст». Например, кто лучше может рассказать о политических процессах, нежели Элла Памфилова, которая сама в них активно участвует и знает ситуацию изнутри. Не хватило, пожалуй, пары часов свободного времени, чтобы прогуляться по территории пансионата, сходить в бассейн.
— От участия в Летней школе я ожидала многого, но то, что было реально – значительно эти ожидания превзошло. Во-первых, удалось много узнать о российском опыте работы некоммерческих и неправительственных организаций. Причем опыт это разный, так как ребята – из разных регионов и даже стран: Молдовы, Грузии, Южной Осетии. То, что я знала до этого из доступных источников, оказалось вершиной айсберга. Очень хорошо, что на школу приехали и теоретики, и практики. У меня есть и практический опыт, и опыт изучения гражданского общества в Украине. Так что нам было о чем поговорить.
Лично мне хотелось бы, чтобы на Летней школе каждый аспект изучения гражданского общества был бы представлен и экспертом-теоретиком, и экспертом-практиком. К моему сожалению, ученого-политолога на школе не было. Конечно, Элла Памфилова – очень интересный человек, просто кладезь знаний о том, что происходило. Ведь подавляющее большинство участников школы знает о событиях конца 1980-х – начала 1990-х годов лишь по рассказам родителей. А здесь мы услышали рассказ участника этих событий.
Очень интересно было работать над проектом в исследовательской группе. Нам повезло, потому что в нашей группе оказались политологи, и мы говорили на одном языке. Это сделало работу продуктивной и полезной.
— История моего приезда на Летнюю школу началась давно. В Грузии я активно участвовала в различных гражданских акциях, в частности, в «Российско-грузинском диалоге». Там я познакомилась с Ириной Мерсияновой, узнала о том, что в Высшей школе экономики проводятся исследования гражданского общества и некоммерческого сектора. А потом на сайте Центра увидела объявление о Летней школе, подала заявку и прошла отбор, что очень меня обрадовало.
Как только я переехала из Екатеринбурга в Грузию два года назад, случилось так, что стала изучать гражданское общество, интересоваться этой проблематикой. Больше меня интересует практика работы неправительственных организаций. В Грузии есть очень сильные НКО и гражданские активисты, они очень многое делают. Между работой НКО в Грузии и в России есть большая разница, но есть и общие проблемы, в частности вопросы финансирования, политизированность НКО.
Из работы Летней школы больше всего запомнилась лекция о церкви и государстве Бориса Кирилловича Кнорре. В Грузии церковь очень влиятельна, и в целом грузинская идентичность базируется на христианских ценностях. А из выступлений участников самыми яркими, на мой взгляд, были сообщения об «арабской весне». В любом случае, я получила новые знания, познакомилась с ребятами, которые занимаются как практиками в сфере НКО, так и исследованиями.
В нашей проектной группе собрались профессионалы, каждый лоббировал свой подход, мы очень много спорили… Но это – конкуренция идей, и она положительно сказалась на результате.
— Программа школы настолько насыщенна, что первые дня три очень сложно было сориентироваться в многообразии подходов и точек зрения. Особенно в вопросах методов исследования, поскольку я не социолог. Тем не менее, такое погружение полезно и интересно, особенно запомнилось сообщение про «алмаз» гражданского общества в России. Также полезна школа и в плане знакомств с людьми из разных городов.
Как историк-медиевист интересуюсь формированием гражданского общества. Характерно, что нас, историков, интересуют более долгие временные отрезки. Гражданское общество изначально – это, прежде всего, пространство личной свободы. Очень интересно и важно изучить и понять, как происходит становление гражданского общества, как интересы личности и коллектива гармонизируются. Англия в этом смысле хороший пример, так как это родина практически всех общественно значимых явлений. Сравнивая процессы в нашей стране и там, можно найти параллели, закономерности и так далее. Я бы сказал, подойти к вопросу с сугубо теоретических позиций, проследить, как происходит трансформация образа жизни и представлений человека об обществе, как развиваются горизонтальные связи, происходит переход от общества традиционного с его иерархией к обществу новому.
На мой взгляд, некоторые лекторы не учли специфику аудитории Летней школы, ведь присутствовали политологи, социологи, историки и так далее. Может быть, в связи с этим, стоило более популярно излагать материал. А в качестве пожелания хотелось бы больше активных форм вовлечения в работу.
— Мои ожидания от этой Летней школы оправдались с лихвой. Школа нацелена на обучение, на большой объем информации. Если сравнивать с другими школами, то здесь все было очень насыщенно, интенсивно. Загрузка полная, весь день занят. Самое полезное, что я вынесла из школы как теоретик гражданского общества – большое количество практических данных о его состоянии в разных регионах. Эти знания нигде больше за шесть-семь дней не получишь.
К сожалению, у нас было не так много времени на неформальное общение друг с другом. Но в любом случае мы обменялись контактами, будем связываться, возможно, будут и совместные проекты. Кстати, работа в исследовательских группах оказалась очень полезной. Разные люди общаются, обмениваются опытом, спорят, ищут общий язык, определяются в понятиях первые два-три дня. Потом – уже спокойная работа над проектом. Полезно то, что все исследователи с разным уровнем знаний, разного возраста и опыта, с разным образованием. И это позволяет посмотреть на проблему всесторонне и с большим охватом.
Эта первая школа, дальше надо продолжать, может быть, организовывать зимние школы. Возможно, кого-то из нынешних участников стоит пригласить в следующий раз или для реализации каких-то проектов. Обмен информацией был взаимным, уверена, что организаторы, преподаватели и эксперты тоже чему-то научились.
— Неправительственный сектор в Южной Осетии развит слабо в силу того, что 20 лет республика находилась в изоляции, было мало контактов, не было возможности развиваться. Были даже проблемы с паспортами, люди не имели возможности выезжать в соседние регионы. Сейчас в нашей маленькой стране зарегистрировано порядка 120 НПО, но не все они работают. Трудно сказать, много это или мало, ведь население республики около 45 тысяч. Раньше, кстати, до событий 2008 года у нас работали представительства зарубежных организаций, а сейчас из них остался только Международный Красный крест.
Что касается работы школы, то конечно же, это бесценный опыт, которым делились и эксперты, и участники. Собралось много разных интересных людей, было много материалов. Особо я бы отметила Анару Молдашеву, которая рассказывала о практической работе некоммерческих организаций в Кыргызстане. Этот опыт ближе к осетинским реалиям. Вообще же теперь мне более понятны многие вещи, связанные с работой НКО и развитием гражданского общества. Я благодарна организаторам за приглашение. Может быть, скоро в Южной Осетии проведем исследование, по крайней мере, теперь понятно, как это можно сделать. Надеюсь на поддержку и помощь в этой работе других участников школы, они наверняка смогут дать дельные советы. Так что главное, что я вынесла из Летней школы, – это отношения и контакты с участниками и экспертами из разных регионов и городов.