Отзывы
Полина Ерофеева (Нижний Новгород), аспирант кафедры политологии и международных отношений Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова:
– В значительной степени мои ожидания от Летней школы оправдались. Я ехала за интенсивной работой, за большим количеством информации в короткий срок. И все это здесь есть. Надеялась, что среди участников школы будет больше опытных исследователей, чтобы было на кого равняться. Тем не менее, главное – здесь много общения, интенсивной работы и новых контактов.
Самое полезное, что я для себя вынесла из этой Летней школы – лучшее понимание, что есть научное исследование. Теперь я лучше понимаю, как ставить научную проблему, что должно быть в фокусе исследовательского внимания, как сформулировать вопросы, чтобы раскрывалась суть научной проблемы. Так что Летняя школы мне очень помогла с моим исследованием. Ведь когда тебе задают вопросы, высказывают другое мнение, - это стимулирует к размышлениям.
Если говорить о том, чего мне не хватило, то скажу так: мне бы хотелось большей международности, интернациональности. Я понимаю, что организаторам было трудно отобрать участников с примерно одинаковым уровнем владения английским языком. Но все же, хотелось бы, чтобы в числе экспертов было больше крупных академических имен.
Ажар Жолдубаева (Алматы, Казахстан), профессор кафедры религиоведения и культурологии факультета философии и политологии Казахского национального университета:
– Я, наверное, могу выразить общее мнение участников Летней школы: все, что касается организации, размещения, питания, – сделано на «пять» с плюсом. Мне очень нравятся ребята, которые приехали на школу, с ними приятно и интересно общаться. Ежедневно мы собираемся при каждом удобном случае и работаем над нашим групповым проектом. Мы все разные – социологи, политологи, философы… И нам, безусловно, интересно выработать какой-то общий подход, пусть и не до конца разработать проект, а лишь его первоначальную модель. Эта работа нас всех захватила.
Мне кажется очень позитивной идея проведения концерта: мы придумали номера и приступили к репетициям.
Участие в работе Летней школы дало мне знакомство с очень интересными людьми, с которыми мы обменялись контактами. Кроме того, обсуждение индивидуальных проектов всегда подталкивают к размышлениям.
Мне кажется, что уровень экспертов должен в большей степени соответствовать участникам: для профессора и доктора наук не может выступать экспертом магистрант.
Александр Зверев (Москва), студент 1-го курса магистратуры факультета прикладной политологии Высшей школы экономики:
– Когда я отправлял заявку на участие в Летней школе исследователей гражданского общества, надеялся получить ценный опыт в плане теории третьего сектора и изучения деятельности некоммерческих организаций. Я по образованию политолог, а здесь все-таки более сильное представительство социологов. Поэтому много говорили о тех вещах, о которых я не знал раньше и не касался в своей работе. Так что мне, с одной стороны, было сложнее, чем многим другим участникам, но с другой стороны, - познавательно. В целом результатами школы я доволен еще и потому, что получил критику и вопросы по своему проекту и теперь знаю, как его сделать лучше.
Моя тема связана с деятельностью общественных организаций по защите памятников архитектуры в Москве. Эта сфера мне представляется очень интересной, поскольку она сочетает в себе политический, социальный, культурный и другие компоненты. Собственно, этой комплексностью меня эта тема и привлекала, мне удалось повысить свою компетенцию в плане исторических, архитектурных, юридических (статус объектов культурного наследия может быть разным) знаний.
Участие в Летней школе тоже обогатило меня. Единственное, что я бы высказал в плане пожеланий: хотелось бы более гармоничного сочетания теории и практики.
Варвара Кулькова (Казань), проректор по научной работе университета управления «ТИСБИ»:
– Отмечу, что я не впервые принимаю участие в мероприятиях, которые проводит Высшая школа экономики. Это были летние школы факультета социологии и лаборатории институционального анализа, которой руководит Мария Юдкевич. Поэтому у меня были сформированы какие-то надежды на качественно более высокий уровень экспертов.
Тем не менее, тот драйв, который демонстрирует научное сообщество исследователей гражданского общества, расширение географии и коммуникации – это все то, что привносит в жизнь исследователя новые векторы для развития. И это, безусловно, можно оценить исключительно позитивно.
Мне кажется, что организаторам Летней школы стоит подумать над диверсификацией участников по возрасту или группировать в соответствии с опытом. Кроме того, уверена, что должно быть более качественное обсуждение докладов, которые презентуются участниками. Может быть, изначально назначать дискуссантов из числа экспертов и самих участников школы, давать возможность знакомиться с присланными материалами заранее. Думаю, что это значительно бы обогатило всех, кто присутствует на Летней школе.
С учетом того, что здесь присутствуют представители разных наук, эта междисциплинарность подталкивает к новым взглядам на привычные проблемы, к новым подходам к исследованиям в области НКО. В таком единстве и борьбе противоположностей происходит движение вперед. Но поскольку социологов на школе гораздо больше, то это, конечно, формирует определенную парадигму и нивелирует другие подходы.
Галина Макашина (Междуреченск), директор, тренер-консультант регионального общественного учреждения «ЭКОСОЦКУЛЬТУРА» (Кузбасский центр «Инициатива»):
– Вообще, сам факт организации и проведения школы исследователей гражданского общества – замечательный. На круглых столах, занятиях могут высказаться люди разных направлений – психологи, социологи, экономисты… Благодаря этому мы с разных точек зрения можем взглянуть на наш объект – гражданское общество. Кроме того, здесь выступают ученые, исследователи, которые зарекомендовали себя как большие профессионалы, их мнение тоже очень полезно. Поэтому сама идея проведения Летней школы исследователей гражданского общества и некоммерческого сектора, безусловно, позитивная.
Как практикующий руководитель НКО, человек, который непосредственно занимается развитием гражданского общества в провинции – в Кемеровской области – могу сказать, что для нас, практиков, важны теоретические концепции, которые позволяли бы формировать рабочие модели, применимые в реальной деятельности. Исследовательская база, которую на Школе дают, - это очень хорошо. Материалы, которых нигде больше нельзя найти, - несомненно, востребованы и полезны. Хотелось бы еще усилить практическое направление работы Школы.
То, что мы из разных уголков страны, – тоже очень хорошо: есть возможность сравнивать, как идет процесс становления гражданского общества в разных регионах, какие инициативы продвигаются. Поэтому желаю, чтобы школа продолжалась, чтобы продолжалось наше общение.
По сути дела, ситуация такова, что Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики – единственный в стране, который на таком серьезном уровне занимается данной проблематикой. Спасибо организаторам!
Ольга Свистун (Люблин, Польша), аспирант университета Марии Кюри-Склодовской:
– Мне в целом понравилась эта Школа, ее высокий уровень. Некоторые доклады были познавательными, какие-то очень интересными с точки зрения новизны. Здесь, как отмечают участники Школы, узнаешь много нового, даже в плане терминологии.
По проекту, который я представила, мне дали ценные рекомендации. Я считаю, что очень важно, чтобы на таких школах был высокий уровень участников, которые смогли бы с других позиций посмотреть на те же проблемы. Мне кажется, что многому можно научиться не только у экспертов и преподавателей, но и у коллег-слушателей.
Что касается организации Летней школы, то здесь очень комфортно, программа соответствует заявленной теме, удобно спланировано время. Я много раз бывала на летних школах в Польше, в том числе и по проблематике гражданского общества и некоммерческого сектора. И если сравнивать, то все организовано здесь хорошо.
Мне очень понравилось работать в группе над коллективным проектом, общаться с искренне заинтересованными людьми.
Эльвира Хабибрахманова (Уфа), доцент кафедры государственного и муниципального управления Башкирской академии государственной службы и управления при президенте Республики Башкортостан:
– Я второй год подряд участвую в Летней школе Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики. Мне понравилась первая школа, которая была посвящена междисциплинарному подходу в исследованиях третьего сектора. Это позволило расширить горизонты, плюс разумное сочетание теории и практики, обсуждение актуальных вопросов было полезным. Поэтому я во второй раз подала заявку, и она прошла отбор.
Могу сказать, что на летних школах, которые проводит Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ совершенно другая научная среда, другая атмосфера, - и этого очень не хватает в регионах. Самыми, пожалуй, ценными, на мой взгляд, были выступления Дэвида Смита. Тем более его доклад о демократии в Америке, поскольку я преподаю зарубежный опыт в государственном и муниципальном управлении. Много интересного рассказала Ольга Кононыхина об исследованиях гражданского общества в разных странах.
Во второй раз уже привычно работать в таком формате и в довольно жестком режиме. Если говорить об участниках школы, то в этом году более степенная, если там можно выразиться, аудитория – есть доктора наук и профессора. Может быть, поэтому дискуссии проходят более содержательно.
Я очень довольна, что приехала во второй раз. Пришло осознание, что необходимо постоянно повышать свой уровень, чтобы общаться с международными экспертами, изучать английский язык, пытаться публиковать свои работы, в том числе в зарубежных изданиях.
Анна Яковлева (Санкт-Петербург), научный сотрудник сектора социологии девиантности и социального контроля Социологического института РАН:
– Мне показалось, что организаторы очень нестандартно подошли к отбору участников Летней школы. Собрались очень интересные люди, проекты над которыми мы работали, тоже получились интересными и содержательными. И те дискуссии, которые мы вели вне официальной программы, были подчас не менее ценными, чем дискуссии после лекций, докладов и презентаций. Даже в студенческих индивидуальных проектах я находила для себя что-то ценное, тщательно фиксировала то, что может пригодиться в работе.
Особо хочу отметить идею работы над групповыми проектами. В наших группах собрались разные специалисты, очень самостоятельные, со своей позицией и жизненной, и профессиональной. Но мы нашли тему для проекта, которая нас всех зажгла. И теперь мы обсуждаем возможность подготовки совместной публикации.
Программа школы четко разделена по дням, логично выстроена. За это – отдельное спасибо организаторам. Очень продуманно все: доклады дополняют друг друга, развивают тему.
Раньше я не занималась третьим сектором, но работала в некоммерческой организации. Поэтому на занятиях в Летней школе искала базовые вещи, отсылки к публикациям, к исследованиям. И все это я увидела и нашла. Вообще же творческий процесс захлестнул с первого дня.
Много полезного я почерпнула и для своей нынешней научной работы, связанной с деятельностью НКО по профилактике наркомании. На Летней школе представлен практически весь спектр подходов к изучению гражданского общества и деятельности НКО. Так что каждый из участников, уверена, теперь может шире посмотреть на исследуемую проблему.