• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Где споры, там и ссоры

В рамках VI заключительного очного модуля Программы профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство», организатором которой выступает Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, состоялись теоретические и практические занятия на тему «Конфликты в организации. Методы их разрешения».

Где споры, там и ссоры

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Старший преподаватель департамента психологии НИУ ВШЭ Наталья Корягина первую лекцию начала с особенно актуальной для слушателей программы темы про сложные переговоры, то есть такие, результат которых очень важен для обеих сторон как с рациональной, так и эмоциональной стороны. Преподаватель представила основные стили сложных переговоров, такие как: давление (предполагающий, что в любых переговорах люди стремятся захватить лидирующую позицию), дипломатия (предполагающий мягкое и доброжелательное отношение к собеседнику), логика (предполагающий четкое, логическое обоснование своей позиции), а также соответствующие им алгоритмы противостояния.

Участники прошли тест, чтобы выяснить, к кому стилю сложных переговоров они прибегают чаще всего. После этого лектор поставила вопрос о целесообразности участия третьей стороны в урегулировании конфликта и рассказала, в каких обстоятельствах стороны обращаются к медиатору, и когда самостоятельное вмешательство третьей стороны в конфликт необходимо.

Большое внимание было уделено основным типам конфликтов в организации — внутриличностным, межличностным (по горизонтали и вертикали), между личностью и группой (руководитель-коллектив, рядовой сотрудник-коллектив), а также межгрупповым конфликтам. Отдельно Наталья Александровна разобрала причины конфликтов в организации: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личностные.

В рамках первого практического задания участникам программы было предложено вспомнить ситуацию, в которой явно прослеживалась одна из причин конфликта в организации. Например, одна из участниц рассказала, что в ее организации один из работников несколько раз ушел с работы раньше на 5 минут несмотря на строго установленный регламент рабочего времени, о чем узнало руководство, в результате чего возник конфликт. В этой ситуации были выделены личностные и организационно-управленческие причины.

 Лектор продолжила занятие рассказом о фундаментальных факторах, влияющих на характер конфликта: характер проблем, затронутых конфликтом, характеристики конфликтующих сторон, степень сходства или различия между сторонами, факторы ситуации, навыки и стратегии управления конфликтом, а также его «зрелость».

Следующий методический блок касался управления конфликтом — целенаправленного воздействия на его динамику. Как отметила лектор, это сложный процесс, который включает такие виды деятельности как прогнозирование, предупреждение, регулирование и разрешение конфликта. Рассмотрев их подробным образом, Наталья Александровна представила итоговый алгоритм управления конфликтом, состоящий из четырех шагов: изучение причин возникновения конфликта, ограничение числа участников, дополнительный анализ конфликта с помощью экспертов и принятие решения. Далее лектор выделила причины конфликтов «по вертикали», а также условия и правила бесконфликтного взаимодействия с подчиненными.

И вот подошло время для второго практического задания. В его рамках каждый участник программы получил кейс, который нужно было проанализировать с точки зрения персонажей и ситуации взаимодействия, а также факторов, послуживших причиной конфликта. В результате анализа необходимо было выбрать стратегию, которая помогла бы его разрешить. Аналогичным образом было построено третье практическое задание, но оно касалось разрешения конфликта между личностью и группой. Оно вызвало широкое обсуждение участников, потому что перекликалось с их работой в качестве управленцев.

Конечно, конфликты на бумаге отличаются от таковых в реальной жизни, но с уверенностью можно сказать, что полученные знания позволят участникам решать их гораздо легче и продуктивнее.