• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

31 мая состоялось заседание научного семинара Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ на тему "Академические права и свободы в России и в мире: исследовательская перспектива". С докладом выступил Дубровский Дмитрий Викторович, канд.ист.наук, (Факультет свободных искусств и наук, СПБГУ)

Под академическими правами и свободами обычно понимают свободу учить и свободу учиться, то есть, ситуацию автономии университета от государства в определении того, чему и как учить, с одной стороны, с другой, автономию в области университетского самоуправления. Таким образом, академические права и свободы являются с давних времен важными составляющими прав и свобод человека.

В то же время наука давно является одним из важных институтов поддержания политического порядка и потому государство всегда пыталось так или иначе держать под контролем происходящее в университетах. Университеты же отвечали постоянной борьбой за автономию, за право преступать границы, установленные государством, во всяком случае, внутри академического сообщества. Собственно, академическая свобода является залогом развития науки и образования, на что обращал внимание английского Парламента еще Милтон в своей Ареопагитике. Именно поэтому академические права и свободы находятся в тесной связи с проблемами свободы слова и самовыражения.  С другой стороны, академическая автономия требовала управления, которое с самого появления университетов носило демократический характер; не случайно, что выросшие в условиях демократических практик самоуправления и свободы самовыражения студенты были лидерами демократического транзита во многих странах.

В современном мире перед академическими правами и свободами стоят множественные вызовы. По мнению автора, это и секюритизация научно-образовательной деятельности, постоянное желание государства ограничить во имя государственной безопасности свободу передвижения и свободу слова преподавателям и ученым, ограничить свободу научных обменов, международных проектов. С другой стороны, уничтожение автономии науки и образования угрожает демократическим практикам университетской автономии. Наконец, прямое участие студентов и преподавателей в оппозиционных движениях часто приводит к нарушению академических прав и свобод. Все это вместе заставляет задуматься над исследовательской перспективой того, что является залогом успешного развития науки и образования.

В последнее время над исследованием академических прав и свобод в мире работает международная организация Scholars at Risk (Университет г. Нью-Йорк, США). В докладе будет в целом освещена методика работы над предлагаемым Индексом академических прав и свобод, а также обсуждены вопросы, касающиеся исследований в этой области в Российской Федерации.

Материалы 

Репортаж
Преподаватель из СПбГУ узрел в госконтроле путь к стагнации науки