• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Второй день

Необходимые инструментарии для реализации исследовательских форсайт-проектов участники летней школы стали получать с первых же занятий. Выступление эксперта в области форсайта Сергея Шашнова детально осветило методологию анализа и построения сценариев.

В современных условиях сложной комплексности, характерной для всех процессов, происходящих в экономике и в обществе, исследования будущего, среди которых наряду с форсайтом существуют методы прогнозирования, сканирования горизонтов и оценки эффектов, оказываются крайне востребованными. Среди различных форм изучения будущего форсайт выделяет наиболее системный подход и привлечение множества участников из экспертной среды с целью моделирования на базе их опыта средне- и долгосрочной перспектив. Ориентированность на знания о будущем не означает оторванность от настоящего: выводы, получаемые в результате форсайта, необходимы для принятия текущих решений и мобилизации совместных действий. Речь идёт не о предсказании единственно возможного сценария развития событий, а о рассмотрении всех в той или иной степени вероятных сценариев и выбора среди них оптимального, над стратегическим построением которого предстоит работать. Кроме того, форсайт не ограничивается чисто научным применением и имеет прикладную политическую направленность.

Известен мировой опыт широкого использования форсайта многими странами как на национальном, так и на международном уровне, а также в программах отдельных отраслей, регионов и компаний. Сергей Анатольевич привёл примеры российских форсайт-проектов в различных сферах, от нанотехнологий до энергоэффективности, от судостроения и авиации до добычи и переработки нефти и газа.

Процедура форсайта подразумевает прозрачность, то есть открытый доступ к источникам информации и результатам анализа для потенциальных пользователей. Процесс традиционно включает в себя пять стадий: подготовка, вовлечение участников, разработка (синтез и кодификация существующего и генерация нового знания), внедрение (рекомендации и стратегическое планирование) и, наконец, обновление, то есть оценка.

В форсайт-проектах задействуются комбинации и количественных, и качественных, и смешанных методов в зависимости от множества факторов, в частности наличия ресурсов. Форсайт-исследования используют комплексную методологию, отвечающую критериям экспертизы, креативности, взаимодействия стейкхолдеров и доказательности. К наиболее распространённым методам относятся обзор литературы, «гражданские» и экспертные панели, интервью и опросы, системный и сценарный анализ, «мозговой штурм». Одним из знаменитых методов форсайта является разработанное в 50-ые гг. ХХ века многотуровое анкетирование экспертов с обратной связью, получившее в научное среде название «опрос Дельфи». Итогом форсайт-исследований становится конечный интеллектуальный продукт, как правило, в форме дорожной карты.

                                                                            
Продолжая затронутую тему, Ирина Краснопольская в своей презентации изложила дополнения и детализацию методов форсайта на примерах зарубежных проектов построения сценариев будущего гражданского общества и третьего сектора. Технология строится в несколько этапов. После того, как выведены основные тренды и факторы развития, эти драйверы ранжируются по двум осям в соответствии со степенью важности и неопределённости. Результатом построения сценарной матрицы становится описательное представление допустимых ситуаций в будущем, каждая из которых обусловлена одним или несколькими событиями. Рассматриваются лучшие и худшие варианты, являющиеся предметом наибольшего интереса. Неопределённость ряда драйверов делает возможными альтернативные пути развития. Конкретизация сценариев, которые формулируются под символическими названиями, завершается рекомендациями для достижения оптимальной стратегии.

Используя приобретённые знания, участники под кураторством Ирины Игоревны выполнили пробное задание в малых группах. Им было предложено смоделировать ситуации из написанных на случайно выпавших им карточках факторов и перейти к прогнозированию будущего получившихся кейсов.

Для презентации индивидуальных исследовательских проектов участники разделились на две тематические секции. Проблематика добровольческой деятельности легла в основу выступлений трёх докладчиков. Спортивному волонтёрству уделили внимание в своих исследованиях Дарья Телепаева, рассмотрев феномен на региональном уровне, и Марина Сухарькова, проанализировав его в контексте олимпийского движения. Людмила Вандышева в своём изучении добровольчества сделала упор на сопоставление коммуникативных стратегий.

Секция «Роль НКО в решении социальных проблем» вызвала живой интерес аудитории не только методологическими аспектами исследования, но и содержательной составляющей, затронувшей ряд неоднозначных философско-этических проблем. Доклад о деятельности религиозных НКО Врублёвской Полины и Орешиной Дарьи, презентация Игоря Михеева об исследовании хосписов заставили участников задуматься над волнующими каждого вопросами.

Государственные меры и сотрудничество власти с третьим сектором в сфере поддержки семьи на примере Магнитогорска легли в основу исследования Бибигуль Ищановой. Зарубежным опытом социальной деятельности НКО поделился Артём Орлов, рассказав о зонтичной системе третьего сектора Германии и конкретно об организации Bundesverband, занимающейся помощью беженцам в интеграции в немецкое общество. Докладчик отметил, что методы НКО весьма эффективно работают для детей, тогда как адаптация взрослых переселенцев протекает более проблематично.



Фоторепортаж