• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Третий день

 

В начале третьего дня участников ожидали доклады по теме государственного участия в деятельности некоммерческого сектора. Руководитель Центра Ирина Мерсиянова на основании данных мониторинга состояния гражданского общества, который проводится Центром при поддержке программы фундаментальных исследований на протяжении 11 лет, рассказала о проводимой государством политике в сфере развития НКО. Как показывают данные исследования, и население, и представители третьего сектора сходятся во мнении, что гражданские инициативы и деятельность некоммерческих организаций должны наряду с государственными мерами принимать участие в решении проблем в социальной сфере, в вопросах здравоохранения, образования, культуры. Считается, что эффективность вмешательства НКО в социально значимые проекты обусловлена рядом преимуществ, среди которых диверсифицированные источники финансирования, накопленный опыт, способность внедрять инновации и реагировать на нужды получателей услуг, а также использование труда добровольцев.

О различных формах и условиях предоставления господдержки социально ориентированным организациям слушатели узнали из презентации заместителя директора Департамента социального развития и инноваций Минэкономразвития Германа Юрьевича Ветрова. Правовую основу сотрудничества власти с СО НКО составляет статья 31 федерального закона N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Объём финансовой поддержки, выделенной государственными органами (Администрация президента, Минэкономразвития, Минкультуры, Минтруда, ФСКН, Роспечати, Росмолодёжь) социально ориентированным организациям в 2015 году составил более 7 миллиардов рублей, что почти вдвое превысило финансирование 2014 года. Основными формами помощи СО НКО являются грантовые конкурсы, предоставление займов и льгот налогоплательщикам, жертвующим на благотворительность. Государство вследствие партнёрства с социально ориентированными организациями третьего сектора выигрывает в повышении эффективности использования общественных ресурсов и привлечении дополнительных ресурсов; благодаря такому сотрудничеству удаётся внедрять в программы социальные инновации и оперативно реагировать на нужды потребителей. СО НКО помимо непосредственно материальной поддержки получают от взаимодействия с органами власти дополнительные возможности самореализации и повышения своих компетенций, укрепление имиджа и доверия со стороны населения.

В продолжение лекций перед участниками летней школы выступила сотрудница Агентства социальной информации Ольга Дроздова. В совместном докладе с Ириной Владимировной Мерсияновой она остановилась на общественной поддержке как на одном из факторов развития третьего сектора. Хотя информированность россиян об общественных и других негосударственных некоммерческих организациях находится на достаточно высоком уровне (79% опрошенных заявляют о том, что знают или что-то слышали об НКО), степень вовлечённости населения в деятельность НКО невысок и составляет лишь 19%. При этом доверяют представителя третьего сектора хотя бы одного вида 54% респондентов. Наименьшим доверием по сравнению с другими организационно-правовыми формами пользуются политические партии. Также исследование выявило приверженность граждан к неформальной благотворительности: 56% ответов на вопрос о формах осуществления денежных пожертвований составили пожертвования нуждающимся напрямую, без посредников.

Во второй половине дня участники в формате круглого стола обменялись информацией о политике государства и общественной поддержке в разных государствах. Представители стран ближнего зарубежья (Казахстан, Кыргызстан, Приднестровье, Таджикистан) и Евросоюза (Германия, Великобритания, Польша) рассказали о становлении гражданского общества в своих регионах. Для стран СНГ свойственно сходство законодательства с Россией; среди характерных черт сформировавшихся моделей справедливо отметить недостаточные финансовые ресурсы НКО и активное присутствие в третьем секторе женщин. В европейских же государствах наравне с национальными источниками поддержки некоммерческие организации пользуются содействием механизмов ЕС.

В рамках презентаций индивидуальных проектов ряд участников выбрали своей темой взаимоотношения третьего сектора и государства. Татьяна Покладова рассмотрела формы взаимодействия НКО с органами власти, Анастасия Муханова детализировала этот вопрос на муниципальном уровне на примере малых городов. В докладе Варвары Кульковой прозвучали тезисы об условиях и параметрах формирования межсекторного партнёрства в социальной сфере. Алексей Грищенко обратил пристальное внимание на методы налогового регулирования и стимулирования некоммерческой деятельности.

Секцию «Гражданское общество и культура» открыл доклад Айжан Боранбаевой. Исследуя специфику современной казахской модели гражданского общества, в качестве одной из экономически значимых черт докладчица выделила в презентации феномен самозанятости.

Преподаватель Уфимского государственного нефтяного технического университета Булат Нуриев постарался прояснить разницу между восточной и западной ментальностью, сформировавшими отличные предпосылки для становления гражданского общества. По мнению исследователя, исламская культура, характеризующаяся уверенностью населения в социальных гарантиях государства, на данном этапе несовместима с концептом гражданского общества в его западном понимании.

Полина Гатаулина презентовала проведённую ей работу, к которой она сохранила исследовательский интерес, об особенностях PR-деятельности СО НКО в сфере культуры. В процессе дискуссии слушатели обсудили разницу понятий PR и рекламы и их применения в коммерческом и некоммерческом секторе.



Фоторопортаж