• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пятый день

Пятница началась для участников летней школы с погружения в исторический контекст формирования и развития третьего сектора. Анастасия Сергеевна Туманова изложила взгляды зарубежных и отечественных учёных на процесс становления институтов гражданского общества. Несмотря на их многообразие, лектор сконцентрировалась на общественных организациях, составляющих своего рода ядро сектора.

Хотя законодательство, поощряющее формирование общественных организаций начало, с некоторым отставанием от Европы, складываться в России с начала ХХ века (важной вехой стали Временные правила об обществах и союзах, принятые 4 марта 1906 г.), базовые факторы, предопределившие возникновение сети ассоциаций, уходят корнями в екатерининский период. В XIX столетии элитарная структура общества обусловила создание дворянами прообраза первых общественных организаций – сословных корпораций на уровне уездов, на которые имели право привилегированные слои населения. Постепенно оформлялись ассоциации в интеллектуальной среде государства: Вольное экономическое общество, «английские клубы» в обеих столицах, литературные союзы. При университетах появлялись профессиональные объединения. Особо значимую роль среди них сыграли юридические сообщества, занимавшиеся правозащитными вопросами. Вместе с тем население в своей массе продолжало характеризоваться низкой вовлечённостью в практики гражданского участия. Оставаясь преимущественно феноменом городской культуры, к началу ХХ века общественные организации переместились с уровня губерний, обладавших земскими учреждениями, на уровень империи; зародилась идея общероссийского представительства. Если ряд зарубежных историков отделяет гражданское общество от экономики и политики, то применимо к России, где рубеж веков характеризовался высокой степенью политизированности граждан, партийные движения справедливо учитывать. Опыт становления общественных институтов в поздний монархический и революционный период был взят за ориентир в 90-ые годы, когда после падения советской власти третий сектор приступил к новому поиску своей ниши.

Три доклада сотрудников Центра, прозвучавшие в течение следующего часа, были объединены тематикой перспектив исследования области.

Ирина Игоревна Краснопольская рассказала о внедрении социальных инноваций в деятельность НКО и их роли в повышении её эффективности. Под инновациями понимаются любые новые решения (к ним могут относиться продукты, услуги, модели, процессы, инструменты, методы), которые удовлетворяют социальные потребности эффективнее, чем текущие варианты, и способствуют развитию существующих межсекторных взаимодействий. Инновационность социальных явлений определяется, с одной стороны, новизной для данной территории или сообщества, с другой, их актуальностью и перспективами дальнейшего распространения их практики.

Ирина Евгеньевна Корнеева представила результаты исследования, основанного на всероссийском опросе и глубинных интервью среди руководителей НКО и посвящённого фандрайзингу. Более половины обследованных организаций (56%) использовали в течение последних двух лет различные методы привлечения ресурсов на реализацию своих программ, что свидетельствует о стремлении делать ставку на диверсифицированные источники финансирования для большей устойчивости. При этом фандрайзинг остаётся недостаточно профессионализированной сферой: возложение этой деятельности на специалистов остаётся редкостью, в большинстве же случаев привлечением средств в НКО занимается руководитель и члены команды. Несмотря на отмечаемую тенденцию развития фандрайзинговой культуры в последние годы, остаётся ряд барьеров, затрудняющих его успешность. Сказывается снижение доходов населения вследствие финансовых кризисов, укоренившееся предпочтение милостыни вместо институциональной благотворительности, не слишком хорошая репутация фондов в глазах граждан из-за непрозрачной деятельности и уличении в мошенничестве некоторых из них.

Заключило серию докладов о перспективных направлениях исследований третьего сектора и гражданского общества выступление Марины Андриановны Шабановой о практиках этичного потребления. В России вслед за другими развитыми странами становится принято при покупке товаров учитывать наряду с критериями выгоды и качества нравственный фактор – условия производства и последствий использования благ. Около 30% россиян обращают внимание на соблюдение производителями этичных норм, причём для многих – независимо от материального статуса – оно оказывается приоритетнее цены. Этичных потребителей отличают ценности надындивидуального характера, склонность к добровольчеству и к объединению для совместных действий в общих интересах. В общественном сознании начинает укрепляться мысль, что ответственность за производство товаров, не наносящих вреда людям и природному миру, лежит не целиком на государстве и бизнесе, но и на рядовых гражданах. Однако практики этичного потребления пока характеризуются фрагментарностью, большинство соприкасавшихся с ними включались лишь в какой-либо один их вид. Основным барьером для массового вовлечения россиян в этичное потребление сегодня является отсутствие доступа к соответствующей информации о предлагаемых продукциях.

После обеда для участников школы было организовано посещение сообщества Impact Hub, сотрудники которого рассказали, как в своей работе они сталкиваются с каждодневным воплощением на практике принципов социального предпринимательства. Организация предоставляет бизнесу, ориентированному на социальную сферу, многоплановую поддержку посредством как материальной помощи, так и обучающих тренингов.

Из Impact Hub участники отправились на экскурсию по специальному тематическому маршруту, посвящённому истории благотворительности в сопровождении сотрудницы Центра Анастасии Милаковой.

Презентации индивидуальных проектов участников проходили по двум направлениям: «История и философия российского гражданского общества» и «Социальное предпринимательство и благотворительность».

Первая секция включала в себя четыре доклада. Проблемы становления гражданского общества в России в постсоветский период поднял в своём выступлении Матеуш Дебович. Анастасия Коняхина, продолжив разговор об историческом развитии и актуальных перспективах сектора, сконцентрировалась на материалах дальневосточных регионов. Михаил Петрушкин затронул философские аспекты национальной безопасности.

На параллельно проходившей секции, посвящённой социальному предпринимательству, Михаил Бешляга и Бактыгуль Максытова, ранее уже освещавшие ситуацию в своих странах на круглом столе, более детально рассказали о социальной ответственности бизнеса в Приднестровье и Киргизии. Мария Голкова предложила вниманию слушателей сопоставительный анализ практик филантропии в России и Норвегии. Несмотря на отдельные сходства контекстов, общества характеризуются отличным восприятием понятия благотворительности и страны занимают разную позицию в мировом масштабе (если Норвегия входит в десятку в рейтингах благотворительности, России на сегодняшний день отведено 138 место). Презентация Марии заинтересовала слушателей методологическим подходом, что вызвало интересные комментарии.

                           

Фоторепортаж