• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Первый день

Международная летняя школа исследователей и практиков гражданского общества и некоммерческого сектора в шестой раз распахнула свои двери для участников из России, Армении, Таджикистана, Беларуси, Казахстана, Молдовы и Венгрии. Также среди участников были представители Донецка, Стаханова и Горловки. 





В фокусе внимания участников Летней школы, собравшихся в стенах Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», – тема «Оценка волонтерской деятельности: экономическая эффективность, социальные эффекты и вклад в развитие страны, регионов и муниципалитетов». Программу летней школы будут освещать российские и зарубежные эксперты из НИУ ВШЭ, Роттердамской школы менеджмента университета Эрасмуса (Роттердам, Нидерланды), Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (СПбГУКИТ); известные авторы учебников, книг, научных статей и учебных курсов по тематическим вопросам программы.


    

Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова рассказала участникам о деятельности Центра и открыла лекционную программу Летней школы, выступив с докладом «Волонтерство как объект исследований и государственной политики».

Ирина Мерсиянова акцентировала внимание, что волонтерство является одной из практик гражданского общества и сформулировала определение волонтерства следующим образом: «Волонтерство, или добровольческая деятельность, представляет собой общественно полезную деятельность, осуществляемую людьми добровольно на безвозмездной основе в интересах организаций, групп или лиц (не являющихся членами их семьи или близкими родственниками)».

Презентация была построена на основании данных всероссийских опросов населения 2012–2017 гг., проведенных Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в рамках мониторинга состояния гражданского общества при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.


В 2017 году 66% организаций использовали труд добровольцев. 42% россиян за последний год занимались в тех или иных формах добровольной, неоплачиваемой работой, среди которых лидирует деятельность по благоустройству и очистке территории населенных пунктов, в которых участвует половина респондентов, а также социальные работы (36%). В сборе средств на благотворительность и оказании помощи животным принимали участие практически равное количество респондентов (14 и 13% соответственно).

 

Ирина Мерсиянова отметила, что государственная политика по отношению к волонтерству реализуется в нескольких направлениях, среди которых прежде всего можно назвать законодательное и налоговое регулирование. Среди важных задач – совершенствование государственного статистического учета волонтерского труда, информационная и методическая поддержка, моральное стимулирование, содействие формированию инфраструктуры волонтерской деятельности. История добровольческого движения в постсоветской России насчитывает уже более 20 лет: впервые понятие добровольчества в российском законодательстве постсоветского времени было введено в 1995 году. Однако всплеск активности волонтерского движения в последние годы, который был порожден проведением Олимпийских игр в Сочи в 2014 году, нельзя не заметить, соответственно, на первый план выдвигается и задача оценки социальных эффектов этого явления. Слушатели также узнали, в каких документах в правовом поле в настоящее время отражены задачи в области развития, поддержки добровольчества, содействия волонтерским объединениям и вовлечению граждан в добровольчество.

 

Участники Летней школы прибыли не с «пустым багажом». Они подготовили свои проекты и идеи, которые представят в ходе презентаций и мозговых штурмов (для которых организаторы специально отвели время в программе), пользуясь редкой возможностью встретиться очно и получить обратную связь у исследователей практик гражданского общества из разных уголков России, стран постсоветского пространства, а также у авторитетных европейских коллег. 


    


Так, известный отечественный исследователь волонтерства Мария Певная вместе с молодыми исследователями Дарьей Телепаевой и Эльвирой Эберт из Екатеринбурга (Россия) презентуют свои проекты, основанные на данных исследований волонтерской деятельности своего региона, а Латиф Парпиев и Куралай Жаркымбаева из Казахстана расскажут на примере своего опыта, как развивается волонтерская деятельность в их стране. 

 Завершающим аккордом программы первого дня Летней школы стал тимбилдинг: после краткого рассказа экспертов-кураторов о своем тематическом направлении участники разделились на исследовательские группы, внутри которых поделились друг с другом своими профессиональными интересами, ожиданиями от программы Летней школы, а также рассказали о своих увлечениях, совершенном добром деле, которое им особенно запомнилось. Модерировали знакомство участники Летней школы, психологи Антон Черепанов и Янина Горбачевская, имеющие практический опыт в музыкотерапии и сказкотерапии, а также научный сотрудник Центра Ирина Краснопольская. 






На протяжении недели каждую свободную минуту участники будут уделять работе над исследовательскими проектами по 5 темам: «Оценка эффективности волонтерской деятельности на уровне организации» (под руководством Натальи Ивановой), «Развитие корпоративного волонтерства» (под руководством Ивана Климова), «Способы вовлечения в организованное волонтерство» (под руководством Ирины Краснопольской), «Оценка волонтерской деятельности на макроуровне» (под руководством Владимира Беневоленского), «Факторы, определяющие вовлеченность граждан в благотворительную деятельность» (под руководством Памалы Випкинг, на английском языке). 

Защита исследовательских проектов выступит в качестве завершающего аккорда насыщенной программой Летней школы в предстоящее воскресенье, а также выступит итоговой аттестацией для участников школы. Они собрались вместе, чтобы учиться и учить, а также повысить свою квалификацию, что подтвердят сертификаты государственного образца!

 

 

Более подробно с программой Летней школы-2017 можно познакомиться по ссылке https://grans.hse.ru/grans-school/2017/