• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Третий день

В среду, третий день летней школы, хедлайнером дня выступила известный европейский исследователь благотворительной деятельности граждан Памала Випкинг из Роттердамской школы менеджмента университета Эрасмуса (Роттердам, Нидерланды).

Программу дня открыла лекция на тему «Кто и почему занимается волонтерской деятельностью?» (Which people volunteer and why?), которая проводилась на английском языке, однако, желающие могли воспользоваться услугой синхронного перевода. 

Согласно полученным данным, волонтеры, как правило, обладают такими чертами как экстраверсия, уверенность в себе, высокий уровень эмпатии, доверие к другим людям и альтруизм. Кроме того, к волонтерству склонны люди с хорошим образованием, работающие (особенно самозанятые, поскольку имеют гибкий график), с высоким уровнем дохода и имеющие широкий круг социальных контактов.

Так почему же люди участвуют в волонтерской деятельности? Памала Випкинг предложила два разных подхода. Согласно теории трех типов мотивации, волонтеры могут руководствоваться альтруистическими, утилитарными или социальными мотивами. Утилитарные и социальные мотивы, например, важны в США, где волонтерство дает бонусы при поступлении в колледж или на работу и рассматривается как способ завести новые знакомства. Функциональная теория мотивации предполагает, что люди участвуют в волонтерстве, если это исполняет какую-либо из их психологических потребностей: согласуется с их ценностями, помогает саморазвиваться, способствует заведению новых социальных связей, улучшает карьерные перспективы, дает людям решить собственные внутренние конфликты и психологические проблемы, позволяет получить новые знания и умения. Эмпирические исследования показывают, что, действительно, все эти мотивы, кроме карьеры, присутствуют в волонтерстве.


Программу дня продолжила Анастасия Туманова, которая прочитала лекцию на тему «Добровольчество в истории России». Первые добровольческие организации начали появляться в конце XIX века и создавались, как правило, при участии дворянства. Постепенно начали формироваться организации в среде интеллигенции: научные общества, профессиональные организации, общества народных чтений, просветительские клубы. В их деятельности принимали участие как штатные сотрудники, так и большое количество волонтеров. Широкое распространение к началу XX века получили ассоциации филантропии, такие, как, например, городские попечительства о бедных. Состоятельные люди нередко принимали непосредственное участие в добровольческой деятельности, самостоятельно посещая нуждающихся. В рамках феминистских организаций стремительно развивалось женское волонтерство.


Одним из вопросов участников стал вопрос о том, чему нас может научить история, в частности, при реализации современных волонтерских проектов. Несомненно, исторический опыт благотворительности в России может быть применим и сегодня. Благотворительные акции, такие, как день борьбы с чахоткой «Белый цветок», благотворительные шествия и ярмарки, отмечались как праздники и приобретали поистине всенародный размах, привлекая людей из разных сословий и разных возрастов, от мала до велика.
Среди волонтеров того времени были как члены императорской семьи, известные ученые и писатели, так и простые люди. Ярким примером может служить жизнь русского классика Льва Толстого, который на протяжении всей жизни на добровольных началах трудится в сфере народного образования, открыв в Ясной поляне бесплатную школу для крестьянских детей, издавая журнал, для которого специально пишет рассказы для детей. 



Во второй лекции Памалы Випкинг «Фандрайзинг для волонтерской организации: почему люди делают пожертвования?» (Fundraising for volunteer organisations: Why do people give?) были рассмотрены основные факторы, влияющие на совершение пожертвований: осознание чужой нужды, получение просьбы пожертвовать, положительная оценка соотношения выгоды и издержек от пожертвования, альтруизм, повышение репутации жертвователя, получаемая психологическая награда, возможность выразить свои ценности, вера в то, что пожертвование имеет значение и внесет вклад в решение проблемы.

Наконец, в завершение дня участники выступили с презентациями своих индивидуальных проектов. Мария Певная (Екатеринбург, Россия) рассказала о динамике студенческого волонтерства в Свердловской области. Куралай Жаркинбаева (Казахстан) выступила с презентацией волонтёрской организации «Best for kids», а Латиф Парпиев (Казахстан) презентовал «Клуб “28 Петель”». Елена Горбылева (Щекино, Россия), имеющая большой опыт координатора и организатора волонтерских проектов, представила результаты исследования «Создание эффективной системы конкурсного отбора участников волонтерского экологического лагеря», проведенного на базе музея-усадьбы «Ясная Поляна».