• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью

Несмотря на то что на Летней школе собрались такие разные участники по своим компетенциям, практическому опыту, их объединяет опыт участия в волонтерских проектах и стремление внести свой вклад в развитие волонтерских практик гражданского общества своих стран. Участники Летней школы рассказали в эксклюзивных интервью для сайта Летней школы Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ о том, что послужило мотивацией для их участия в учебном курсе по программе Летней школы, о том, что движет их интересом к исследованиям гражданского общества и некоммерческого сектора, а также о том, каким они видят свое будущее.

 

Янина ГОРБАЧЕВСКАЯ

С чего начинается путь? С цели, желания и воодушевления. Когда человек начинает свой путь, он идет по маленькой тропинке, один на один, со своими мыслями, целями и желаниями сделать что-то доброе.

Он идет по тропинке своих добрых дел у него появляется воодушевление, энергия и тепло. Человек хочет найти и поделиться этими ощущениями с теми, кто его может понять. И когда находит, тогда маленькая тропинка превращается в великую дорогу добра.

Общие цели, идеи и мысли связывают нас всех во едино, делая нас сильнее и способными на многие добрые поступки. Передавая энергию и тепло другим, мы делаем мир немного счастливее. Так мы и создали свой волонтерский отряд на базе ГУО «Средняя школа №22 г. Гомеля». Каждый нашел в волонтерском отряде силы открыть свой маленький мир. Ведь плохих, черствых или безразличных людей нет в каждом есть маленькое добро которое нужно высвободить и дать реализовать!

Под волонтерской деятельностью понимается добровольная деятельность, не связанная с извлечением прибыли, направленная на решение социальных, культурных, экономических, экологических и других проблем в обществе.

Для меня волонтерство, это не только оказание помощи, но и развитие в волонтерах эмпатии, милосердия и чувства ответственности. Так как, я работаю со школьниками, то основной целью волонтерской деятельности в школе – пропаганда идей добровольческого труда на благо общества и привлечение молодежи к решению социально значимых проблем. Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.

Совместно с волонтерами, в 2015 году, мы создали проект «Сказкотерапия» для работы с трудными подростками в технике сказкотерапия.

С трудными подростками я работаю по этапам: на первом этапе – это вводный тренинг;

второй блок занятий заключается во включении в групповое сказочное взаимодействие. После прохождения участниками блока коммуникативного тренинга и «сказочных» занятий, можно приступать к 3 блоку – технике сказкотерапии. В 2016 году совместно с участниками проекта мы разработали методическое пособие, в котором собраны различные сказки, которые можно проигрывать с подростками, при этом помогать им осознавать и решать многие внутренние проблемы. В 2017 году я дополнила его упражнениями на знакомство и взаимодействие в группе, а также несколькими блоками занятий на введение группы в «сказочное» взаимодействие.

Надеюсь на обмен опытом с другими волонтерами и руководителями проектов, а также поделиться идеями и знаниями в сфере исследований гражданского общества и некоммерческого сектора в нашей стране и области. На плодотворное общение и саморазвитие – вот чего я жду от участия в Летней школе.

Я собираюсь расширить свой волонтерский отряд и пригласить родителей, ведь родители тоже являются частью окружения подростка, таким образом, родители будут развиваться сами и больше узнавать своих детей.

 

Жаклин Мэри ДУФАЛА

В 2012 году у меня были уроки транснациональной политики и русского языка во время учебы на бакалавра. В конце курса русского языка мне нужно было написать курсовую работу на тему, которая меня интересовала. В то же время в России государство приняло закон об «иностранных агентах», и как государство решило, какие организации были «иностранными агентами», казалось неясно. Я решила написать мое эссе на эту тему, и скоро мой интерес к ней увеличился.

В течение этого лета я получила возможность работать в качестве стажера в Центре развития НКО в Санкт-Петербурге. Когда я познакомилась с сотрудниками НКО, я заметила, что отношения между государством и некоммерческом сектором были неоднозначными.

С одной стороны, многие НКО достигли успеха несмотря на закон. Они предоставляют услуги, например, помогают престарелым, сиротам, и другим социально незащищенным слоям населения. Обычно они получают поддержку со стороны правительства. С другой стороны, организации, которые наблюдали и критиковали действия государства, сталкивались с трудными временами. Некоторые из них закрылись от давления, а другие адаптировались. Поэтому нельзя сказать конкретно и прямо, что ситуация в российском обществе однозначна, и не все НКО имеют проблемы. Последовательно я написала статью на эту тему («Некоммерческие организации в России: Адаптация для успеха / Non-governmental organizations in Russia: Adapting for Success»), и она была опубликована в журнале «Вестник, Журнал российских и азиатские исследования» (Vestnik, The Journal of Russian and Asian Studies).

С тех пор я работаю с разными НКО в качестве волонтера-переводчика в организации «Русский язык и переводы» (Russian in Translation), которую я создала в 2013 году, чтобы помогать русскоговорящим НКО, нуждающимся в профессиональных переводах, но не имеющих возможности заплатить за них. Мы работаем с разными НКО, и поэтому, к счастью, у меня была возможность узнать больше про разные сферы НКО в России, и как они работают. Сейчас мы работаем с Гражданским форумом ЕС-России в Германии, который работает с многими НКО в России и ЕС. Переводы, которые мы делали, объясняли теории и реалии проблем в некоммерческих секторах в Европе. В этом году, я работала с Форумом в качестве редактора отчета о состоянии гражданского общества в разных странах, в том числе России и Венгрии. Сейчас я студент докторантуры на факультете политологии (PhD candidate in political science) на втором курсе в Центральном европейском университете в Будапеште, и лично видела проблемы, которые сейчас происходят в венгерском гражданском обществе. Как и в России, в Венгрии есть новый закон против НКО. Я помню ситуацию в России после того как был принят закон об «иностранных агентах», и ситуации очень похожи, но есть одна большая разница – Венгрия является членом ЕС. Поэтому меня интересует сходство между венгерским и российским гражданскими обществами и их отношения с государством, и более того, если членство в ЕС вносит различия, то в чем они заключаются?

Кроме того, моя диссертация фокусируется на отношениях между США и Россией после 2012 года. Одна часть диссертации про закон об «иностранных агентах», и если, и как, можно анализировать как российское государство понимает его отношение с США через свое отношение с гражданским обществом. Поэтому, я читаю речи Владимира Путина и новостные статьи про закон об «иностранных агентах», и надеюсь, что могла бы взять интервью у сотрудников в третьем секторе, чтобы понять, как они видят ситуацию – они думают, что закон – часть более крупной игры, или закон – дело внутренней политики? Имеет ли закон какую-то легитимность? И если да, в каком контексте? Может быть существует другой вариант. Поэтому, важно обсудить с сотрудниками НКО, у которых есть личный опыт. Поэтому было бы полезно познакомиться с исследователями гражданского общества в России и другими. Более того, уже 4 года прошло с тех пор, как я была в России и работала с НКО лицом к лицу. Конечно, я читаю новости и научные статьи, и говорю с коллегами, но труднее понимать ситуацию, будучи за границей. Лекции с исследователями и создание связей с русскоговорящими коллегами помогут моей диссертации, исследовательскому проекту и моему пониманию действующего российского гражданского общества.

В краткосрочной перспективе моя цель – дальнейшее развитие моей организации «Русский язык и переводы». Мы хотим работать с российскими организациями больше, но, к сожалению, это трудно без личных связей. Мы знаем, что эти организации нуждаются в помощи, но трудно добраться до них. Поэтому было бы полезно установить новые связи с людьми, работающими в третьем секторе. После окончания учебы я надеюсь стать преподавателем политологии в вузе, и в то же время работать с НКО и гражданским обществом. Очевидно, что профессоры, у которых есть практический опыт в своих сферах исследования, лучше понимают проблемы в реальности и их исследования лучше потому, что у них есть коллеги в других секторах и личный опыт. Более всего мне нравится работа в гражданском секторе. Там люди делают очень полезную работу для общества и обычно помогают людям, которые нуждаются в помощи. Часто этим людям не в состоянии помочь государственные структуры, и эта работа важна. Моя работа в разных НКО уже была значимой и приятной. Поэтому в будущем моя цель работать в гражданском секторе, и делать исследования про него, в частности и про российское гражданское общество.

 

Лилит АСОЯН

У меня обширный опыт работы в некоммерческом секторе, так как с 1997 г. работаю в НПО секторе Армении. Будучи активным членом международной Ассоциации женщин с университетским образованием, а в дальнейшем руководителем Центра гражданских инициатив, внесла определенный вклад в дело развития гражданского сектора Ширакской области Республики Армения, основав ежегодный форум областных общественных организаций. Являюсь учредителем и председателем Совета женщин-лидеров Гюмри, организатором регионального форума «Политическое участие женщин: пути и стратегии», автором ряда инициатив, связанных с женским движением и т.д.

Однако изучением гражданского общества стала заниматься совершенно недавно, с 2015 года, исходя из опыта работы, так как в Армении практически не ведутся фундаментальны исследования по истории развития гражданского общества, несмотря на относительно внушительную численность разного рода некоммерческих, негосударственных организаций. Практически не освещается их деятельность, и особенно последствия деятельности этих организаций в долгосрочной перспективе. Будучи историком и непосредственно занятым в этой сфере работником, я задалась целью изучить историю становления гражданского общества, некоммерческого сектора в Армении и его деятельность, и их роль для общественной жизни. Опубликовала ряд статей на эту тему, и в конечном итоге этот интерес привел меня в Москву, на Летнюю школу Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора.

В настоящее время я планирую заняться изучением истории становления гражданского общества Армении, исследованием истории развития и деятельности некоммерческого сектора Армении, и уверена, что получу здесь дальнейшую мотивацию после общения с коллегами из разных стран.

 
Антон ЧЕРЕПАНОВ

(прим. редактора – основатель социального проекта «Оркестр музыкотерапии Импровиз» (Барнаул, Алтайский край) с 2014 года по настоящее время. Занимается проектом на регулярной основе: набор команды, подготовка музыкальных волонтеров для работы в медицинских и социальных учреждениях, систематическое посещение хосписа, детской онкобольницы, центра социальной помощи и т.д., проведение супервизорских групп и тренингов профилактики эмоционального выгорания. Проект – победитель грантового конкурса социальных проектов форума «АТР. Алтай Точки роста» в 2015, 2016, 2017 годах. Деятельность официально не зарегистрирована, ведется от имени физического лица)

К изучению гражданского общества и некоммерческого сектора меня привела волонтерская деятельность в качестве психолога, музыкального терапевта с 2010 года. Музыкальная терапия как научно-обоснованная практика нередко внедряется волонтерами в российских медицинских и социальных учреждениях, что выделяет музыкальное волонтерство как социальный феномен и объект научного исследования.

Уже разработана программа информационной, методической и психологической подготовки музыкальных волонтеров. Проект музыкального волонтерства представлен в 5 городах России, имеет более 50 участников, с 2015 года благополучателями становятся более 500 человек ежегодно, привлечено более 500 000 рублей господдержки, спонсорских и личных средств на развитие.

В рамках Летней школы планирую работать над диссертацией на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему «Самоэффективность волонтеров как фактор успешного взаимодействия с благополучателями». Ожидаю плодотворной образовательной работы, намерен ввести в исследование оценку экономической эффективности волонтерской деятельности, выявить вклад в развитие территорий, разработать и ввести критерии оценки внешней эффективности деятельности волонтёров для внедрения в дессертацию.

Также важным считаю наладить контакты с исследователями волонтерства в Москве и других городах для дальнейшего сотрудничества в рамках развития музыкального волонтерства и музыкальной терапии в регионах России.

Свою дальнейшую карьеру в сфере исследований гражданского общества и некоммерческого сектора вижу в качестве психолога-исследователя, ведущего профилактических программ, тренингов профилактики выгорания для сотрудников НКО, мечтаю стать президентом Фонда по развитию музыкальной терапии и преподавателем Высшей школы экономики.  

 
Мария ПЕВНАЯ

– Что Вас привело к изучению гражданского общества и некоммерческого сектора?

Интерес к волонтерству возрастает с каждым годом, это движение занимает свое особое место в информационной повестке государственного управления, добровольчество все чаще становится частью повседневных практик многих россиян, в том числе и моих коллег, близких и знакомых людей. В России происходят активные изменения, связанные с динамикой социальной активности населения и желанием государства в лице чиновников контролировать эти процессы. Мой научный интерес к российскому добровольчеству в сопряжении с интересом к развитию управления социальной сферой и к ключевым направлениям реализации молодежной политики привел к изучению проблем гражданского общества и некоммерческого сектора. В своих исследованиях мы в целом стараемся изучать природу противоречий между активно развивающимся в мире социальным феноменом волонтерства и несовершенством формирующихся в России (отдельном ее регионе) механизмов управления волонтерами и их деятельностью, которые определяют условия для ее реализации и результативности.

 – Что Вы уже сделали на этом поприще?

Во-первых, исследовательским коллективом моей кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» проведена целая серия региональных исследований добровольчества. Во-вторых, сделан определенный шаг в продвижении методологии исследования этого социального явления. Определенную ценность, как мне кажется, сегодня имеет тот исследовательский подход, который позволяет рассматривать волонтерство как социальную общность, как деятельность и как социальный институт. В своих исследованиях я с коллегами под руководством Г.Е. Зборовского постарались раскрыть суть феномена волонтерства, который можно рассматривать как общность волонтеров, включающую в себя разные сообщества и группы, реализующую общую по своих сущностным признакам деятельность и попадающую в поле управления. При этом в своем системном измерении волонтерство проявляется в частных формам и видах в экономическом, в правовом и политическом контекстах. Становление волонтерства как института в определенных территориальных или географических рамках способствует объективному построению новых организационных структур, формирующих, регламентирующих и контролирующих новые правила игры среди его членов. Наш подход позволяет искать объяснение специфике институциональных форм, процедур и символов определенных волонтерских организаций и тому, как добровольческие практики распространяются в управленческом поле на международном, национальном и региональном уровнях. Мы изучали и продолжаем изучать создаваемые акторами структуры внутриобщностного и внешнего взаимодействия, которые превращают их ценностные представления в важнейший фактор поведенческой мотивации, уменьшают неопределенность, организуют повседневную жизнь, в которую вписывается волонтерская деятельность.

– Над каким исследованием по тематике Летней школы Вы работаете в настоящий момент или хотели бы начать работать.

На данный момент, наш исследовательский коллектив, в том числе магистранты и аспиранты исследуют детско-юношеское волонтерство, спортивное волонтерство в контексте регионального управления данными направлениями. С 2012 года мы изучаем студенческое волонтерство на Среднем Урале. В 2017 году был реализован проект по исследованию волонтерства студентов ведущих вузов УрФО (проведен полевой этап, данные обрабатываются).

В ближайшем будущем мы планируем изучать потенциал корпоративного волонтерства в регионе. Стратегически важным направлением, которое мы планируем развивать в дальнейшем – исследование разных аспектов управления волонтерством в отдельном регионе, в том числе становление и развитие инфраструктуры добровольчества, практики создания и эффективности функционирования ресурсных центров добровольчества в региональных центрах. Следует отметить, что сегодня благодаря ФОМ и НИУ ВШЭ накоплены результаты целой серии социологических исследований волонтерского движения в нашей стране. Они показывают, что сейчас идет стихийное развитие отношений внутри волонтерского сообщества. В институциональном взаимодействии государственного, третьего и бизнес- секторов, где волонтеры начинают выполнять некоторые социальные функции, а отдельные волонтерские группы играть определенные социальные роли, система отношений находится в своем становлении, а нормативная и организационная структура не всегда отвечает потребностям самих волонтеров. В связи с этим еще одним перспективным направлением исследований в нашем случае обязательно будут проблемы развития социально ориентированных НКО в нашем регионе, в том числе практики включения в их деятельность ресурса добровольчества.

 – Что Вы ожидаете от участия в Летней школе?

Во-первых, летняя школа ВШЭ – возможность представить и обсудить в высоко профессиональной среде замыслы и результаты своих научных проектов.

Во-вторых, это возможность преодолеть ограниченность регионального провинциализма в теоретических и эмпирических подходах к постановке и исследованию конкретных проблем.

В-третьих, это надежда на возможности планирования и проведения сравнительных межрегиональных и всероссийских исследований конкретных проблем.

В-четвертых, это желание участия/включения в сравнительные всероссийские и международные проекты, которые инициируют коллеги.

В-пятых, это практический интерес к практикам работы ресурсных центров г.  Москвы как наиболее развитых и успешных примеров инфраструктурных решений в проблемном поле управления добровольчеством. 

 

Павел ТЮТРИН

 На протяжении 9 лет я работаю в некоммерческом секторе. Вижу, как люди, не относящие себя к волонтерам или НКО все-таки принимают участие в жизни гражданского общества или занимаются волонтерством в том или ином виде. В большинстве своем их работа приводит к ощутимым результатам. При этом часть населения остается пассивной, «делегируя» решение проблем государственным организациям. При этом искренне удивляются, когда такие организации не оправдывают их собственных ожиданий. Хорошая новость в том, что, если людям помочь, дать ресурсы, передать уверенность, активная жизненная позиция становится нормой жизни.

На этом поприще привлекал волонтеров в различные социальные проекты (полный цикл от сбора потребностей, до «удержания» на рабочем месте), имею опыт создания проекта, «подталкивающего» к волонтерству простых прохожих «здесь и сейчас». В настоящее время работаю сотрудником РООИ «Перспектива» тренером, коучем.

От участия в Летней школе жду экспертизы. Понимания международного опыта в направлении исследований в области волонтерства. Хотелось бы во время летней школы определиться до конца с более точным предметом исследования и утвердить инструменты. Отмечу, все что делает ВШЭ в плане исследований социальной сферы представляет собой весьма интересные передовые инструменты, канал получения информации о зарубежных тенденциях и т.п. 

Честно говоря, только в самом конце обучения в ВУЗе почувствовал вкус к организации и проведению собственных исследований. Понял, что это просто, если есть хороший наставник, и таковым мне представляются эксперты Летиней школы.

Благодаря интересу и обучению по теме «оценка программ и проектов» (которое также происходит при участии Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ) я вижу весь процесс от определения социальной проблемы, исследовательской части, до изменения законодательства. Думаю, благодаря таким проектам, как Летняя школа, можно найти единомышленников, искренне болеющими исследованиями и их практическим применением. И уже в команде постепенно буду расти как в сторону прокачки себя как исследователя (подмастерья), так и в сторону практического воплощения исследований в область социальной политики. Обязательными пунктами должны стать в будущем это поступление в магистратуру, международный обмен опытом. Рано или поздно что-то хорошее из этого всего должно получиться.

 

Михаил ПЕТРУШКОВ

На протяжении последних 25 лет я активно участвую в работе институтов гражданского общества, возглавлял и продолжаю возглавлять НПО и другие организации некоммерческого сектора Таджикистана, участвую в инициативах гражданского общества как на уровне страны и региона (был Председателем Национальной ассоциации КВН и творческой молодежи Таджикистана, являюсь председателем «Союза Молодых российских соотечественников Республики Таджикистан», возглавлял союз бизнес-ассоциации Таджикистана, являюсь председателем некоммерческого, независимого, функционирующего как волонтерский проект, самофинансируемого «Центра развития бизнеса РТ»), так и на международном уровне (представлял российских соотечественников стран Центральной Азии во Всемирном Координационном Совете Российских Соотечественников (ВКС РС) и был Национальным координатором международной инициативы гражданского общества в сфере прозрачности деятельности правительств разных стран PWYP («Публикуй, что платишь») от Таджикистана).

Естественно, находясь столько лет «в гуще событий», на разных должностях и пробуя себя во всех ипостасях, и, прежде всего, в качестве волонтера, я всегда интересовался институциональными, глубинными процессами, происходящими в гражданском обществе и некоммерческом секторе. А понимание этих процессов невозможно без изучения гражданского общества и некоммерческого сектора.

Кроме того, огромный интерес для меня представляют и вопросы Национальной безопасности различных стран, и, прежде всего, России и Таджикистана.

Сферой моих научных интересов и темой моей диссертационной работы является изучение роли институтов Гражданского Общества Российской Федерации и Русскоязычного зарубежья в обеспечении Национальной безопасности России.

Как и многие ученые теоретики и практики, я являюсь активным сторонником основополагающей мысли: создание развитого, эффективного гражданского общества в России, обладающего активной гражданской позицией (пусть и не созвучной желанию власть предержащих), - является «краеугольным камнем» Национальной безопасности страны, способным обеспечить развитие и общественно-политическую и социально-экономическую стабильность Российской Федерации. Именно поэтому, первоочередной задачей должно стать системное изучение гражданского общества и некоммерческого сектора на институциональном уровне, выработка путей создания и эффективной деятельности организаций, развитие добровольчество, молодежных инициатив, инициатив прозрачности и т.п.

Основной вектор моих научных изысканий в последние годы был направлен на изучение Русскоязычного зарубежья и его роли и значения  для России и ее гражданского общества и гражданского общества Республики Таджикистан и некоммерческого сектора страны – для развития Таджикистана.

В рамках изучения Русскоязычного зарубежья мною написана диссертация на тему «Русский мир и Национальная безопасность России: философский аспект», подготовлен ряд статей, опубликованных в том числе и в ВАК журналах России, сделаны доклады на различных конференциях, выработан ряд предложений для государственных органов России, предложена и пролоббирована идея подписания договора о сотрудничестве между ОПРФ и ВСК РС, обоснованы и направлены для рассмотрения соответствующих структур предложения по поддержке и совершенствованию институтов ГО России и стран зарубежья (например, создание Фонда поддержки инициатив ГО стран ЕАЭС, Фонда социальной помощи соотечественникам и т.д.)

В рамках изучения ГО Таджикистана опубликован ряд статей и направлены аналитические записки в органы гос.власти, направленные на развитие некоммерческого сектора страны и устранение административных барьеров в деятельности ГО. В общей сложности, по тематике ГО и некоммерческого сектора опубликовано более 20 статей в научных журналах. Кроме этого, постоянно участвую в качестве эксперта при исследовании состояния ГО Таджикистана в части устойчивого развития и анализа НПО-среды.

Исследование волонтерского движения в Таджикистане, которое я задумал, требует основательного изучения опыта коллег и, в первую очередь, российских исследователей, анализа имеющихся наработок, совместного обсуждения проблем, овладения новыми знаниями, налаживания персональных связей, создания новых и присоединения к существующим сетям исследователей гражданского общества и некоммерческого сектора. Все это я могу получить, участвуя в Летней школе, в работе которой, благодаря организаторам, участвуют интереснейшие люди со всех уголков России и стран ближнего зарубежья, которые с удовольствием перенимают и делятся новыми знаниями и идеями. 

И если большая часть знаний приобретается представителями ГО в ходе учебы, научной и практической деятельности, то ряд знаний и умений, таких как разработка концептуальных навыков, носят весьма специфический характер и овладение ими возможно только в ходе таких обучающих мероприятий, как данная Летняя школа.

Кроме того, Летняя школа, это место для «мозгового штурма», генератор идей, площадка для коллективного аудита наработок каждого участника и своеобразный инкубатор социально полезных идей. Изучение в ходе Летней школы опыта лучших местных и международных практик и кейсов – многократно увеличивает практическую значимость школы, а налаживание горизонтальных связей и создание сетей из единомышленников – представителей ГО – делает участие в Летней школе бесценным. Знания, навыки, результаты генерации и аудита идей, новые знакомства и связи, все преимущества Летней школы, – собираюсь использовать в своей деятельности.

Вижу себя в дальнейшем, после участия в Летней школе, не только как исследователь Гражданского общества и некоммерческого сектора, но и как часть международной сети исследователей и экспертов Гражданского общества, создание и управление которой согласились взять на себя Организаторы Летней школы на Международной конференции по волонтерству в Москве в мае 2017 года.