• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Хроника событий




3 сентября
Третьего сентября состоялось торжественное открытие VII Летней школы «Адаптация современных подходов к менеджменту НКО и повышение эффективности развития третьего сектора в России».

Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова в приветственном слове участникам рассказала о деятельности Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора и об истории Летних школ Центра. В Презентации были подробно охарактеризованы направления деятельности Центра, его значимые проекты, рассказано о выпущенных монографиях и учебных пособиях, а также представлены сотрудники Центра, каждый из которых внес свой вклад в организацию мероприятия. 

Старший научный сотрудник Центра, эксперт Летней школы Наталья Иванова рассказала об организации работы и формах деятельности, которые ждут участников. На седьмой по счету Летней школе было решено уделить внимание интерактивным формам занятий — дискуссиям, круглым столам, — которые позволят участникам не только выслушать лекторов, но и активно делиться идеями друг с другом, а также ввести такие новые форматы работы, как апробация и SWOT-анализ в виде публичной защиты проектов и исследований участников.  

В ходе первой лекции «НКО как объект исследования и что такое “устойчивое развитие НКО» Ирина Мерсиянова рассказала об основных проблемах, возникающих в ходе исследования некоммерческих организаций.

Прежде всего она отметила, что форм НКО существует много и они очень разнообразны — возникает вопрос, насколько оправданно помещать в один сектор такое множество непохожих организаций. Кроме того, в настоящее время размываются границы между секторами, НКО становятся более бюрократизированными, а коммерческие организации включаются в социальные инициативы. Вторая важная проблема касается учета численности НКО: она постоянно колеблется, поскольку их жизненный цикл сильно зависит от внешних факторов, и количество реально действующих организаций заметно отличается от списочной численности. Наконец , лектор отметила трудности, связанные с особенностями менеджмента в НКО. Прежде всего, это наличие специфических функций управления, не присутствующих в коммерческих организациях, например, фандрайзинговой функции. Поскольку большинство исследователей менеджмента концентрируется на бизнес-структурах, реализация этих функций в НКО исследована относительно слабо.

В заключение Ирина Мерсиянова продемонстрировала возможности использования количественных методов анализа данных на примере исследования элементов информационной открытости в НКО. За отведенное время эксперт успела показать, например, как на одном вопросе из анкеты проводимого Центром опроса про информационную открытость НКО можно сделать кластерный анализ и анализ соответствий. В ходе дискуссии участники из Кыргызстана и Казахстана, имеющие большой исследовательский и практический опыт в сфере третьего сектора, Чинара Ашимова и Махаббат Еспенова рассказали о состоянии некоммерческого сектора в своих странах.

Модераторами следующего мероприятия первого дня Летней школы  —  круглого стола «Какие факторы влияют на развитие НКО и гражданского общества» — выступили Ирина Мерсиянова и Роман Евстифеев. Участникам было предложено составить как можно более полный список факторов, воздействующих на некоммерческий сектор. Круглый стол проходил в формате мозгового штурма, где все желающие смогли высказать свои идеи.

Участники отметили такие факторы, как человеческие ресурсы, государственная политика, гражданская активность населения, международная ситуация, взаимодействие между организациями, доверие в обществе. Всего в финальный список вошел двадцать один пункт. Составленный в ходе мозгового штурма список основных факторов, которые могут, по мнению участников, влиять на развитие гражданского общества и некоммерческого сектора, остался на доске, чтобы вдохновлять обсуждения в последующие дни Летней школы.

В завершение дня участники разделились на группы под руководством опытного тренера с большим практическим стажем работы, эксперта Летней школы Оксаны Громовой и молодого креативного сотрудника Центра Анастасии Милаковой для увлекательного творческого тимбилдинга. В игровой форме участники смогли ближе познакомиться, обменяться мнениями по поводу различных аспектов некоммерческого сектора и узнать об исследовательских и профессиональных интересах друг друга. Образовавшиеся в ходе тимбилдинга команды получили задание нарисовать, каким они видят образ идеальной НКО. Творческое задание помогло участникам забыть о накопившейся за день усталости: они с увлечением разгадывали ребусы на получившихся плакатах своих соперников. Команды, конечно, смогли обменяться мнениями и узнать, насколько хорошо им удалось разгадать «зашифрованные» в рисунках принципы работы идеальной некоммерческой организации, а также и о том, насколько совпало видение идеальной НКО у разных команд участников.

Первый день зарядил всех хорошим настроением на всю неделю вперед, настроив участников на предстоящую насыщенную и плодотворную работу.  


4 сентября
Второй день Летней школы ознаменовался насыщенной лекционной программой и усердной работой всех участников.

Программу дня открыла лекция эксперта Летней школы, ведущего научного сотрудника Центра Анастасии Тумановой, которая была посвящена добровольным обществам и их внутреннему устройству в исторической ретроспективе.

Анастасия Туманова рассказала, что «основой гражданского общества являются общественные организации — добровольные, самоуправляющиеся и надлежащим образом оформленные объединения, занимавшиеся совершенствованием различных сфер жизни: здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта, развития городской инфраструктуры и хозяйства, науки, образования, художественного творчества и др. В зарубежной историографии такие организации определяются как светские саморегулирующиеся благотворительные, образовательные, культурные и научные общества, членство в которых добровольно и предоставляет возможности для общения и самоопределения людей. В дореволюционной отечественной литературе они именовались «обществами», «частными обществами», «обществами частной инициативы».

Почетное положение в системе добровольных обществ дореволюционной России занимали благотворительные организации. Благотворительные общества и общества взаимопомощи внесли весомый вклад в повышение материального благосостояния населения страны. Они способствовали профессионализации отдельных профессиональных групп (учителя, журналисты, врачи, студенты и т.д.), предвосхитили многие достижения в различных областях и, что особенно важно, готовили глубинные изменения в самосознании горожан, способствуя их превращению из обывателей в свободных граждан. Организации взаимопомощи служили основой для формирования новой городской элиты, положение которой в обществе определялось уже не ее официальным сословным статусом, а имевшимися у нее навыками общественной работы, степенью развитости у нее таких качеств, как гражданский долг и ответственность. Опыт их деятельности актуален и востребован сегодня.

Интересно, что правительственные чиновники отмечали приносимую ими общественную пользу, превозносили их учредителей за моральную добродетель, субсидировали многие их начинания и председательствовали в собраниях и др. В то же время отношение к обществам верховной властью определялось стремлением не выпустить частную инициативу в этой сфере за пределы официально установленных границ. Период конца XIX–начала XX века был временем расцвета благотворительных общественных организаций и близких к ним по задачам обществ взаимопомощи.

А в 1894 г. в Москве начали свою работу городские участковые попечительства о бедных. План их организации и действий был одобрен в марте 1894 г. Московской городской думой. Сначала было учреждено 24 попечительства, в 1897 г. их стало 27. Попечительства учреждались из лиц, высказавших желание содействовать делу призрения бедных ежегодными денежными пособиями или личным трудом, выражавшимся в сборе пожертвований, посещении бедных, уходе за больными и др. Руководящий состав участковых попечительств избирался городской думой. Члены попечительства разделялись на 3 категории: жертвователей, сотрудников и почетных членов. Средства попечительства составлялись из ежегодной субсидии Московской городской думы в размере 40 тыс. руб., членских взносов и сборов, доходов от благотворительных концертов и др.

Положив в основу своей работы принципы децентрализации и индивидуализации помощи, попечительства разделили Москву на участки. Жителям каждого участка помощь оказывалась денежными пособиями, одеждой, топливом, устройством домов для престарелых и детских приютов. Практиковались два вида помощи нуждающимся: временная и постоянная.

По мнению профессора истории В.И. Герье, московские попечительства были «первым в России опытом организованной добровольной общественной деятельности в области благотворительности и борьбы с нуждой — и опытом удавшимся».

В качестве успешной деятельности общества взаимопощи можно привести в пример учрежденное в 1902 году Русское театральное общество (РТО), в работе которого занимали важное место филантропическая деятельность и взаимопомощь, а также зарегистрированный при нем в 1906 году Всероссийский союз сценических деятелей, имевший кассу взаимопомощи, суд чести и сеть местных отделений. При РТО действовали убежище для престарелых артистов, театральное справочно-статистическое бюро, выполнявшее функцию посредника при найме актеров. Под эгидой Общества были проведены всероссийские съезды сценических деятелей и деятелей народного театра, обсуждавшие вопросы материально-бытового и профессионального положения представителей артистической корпорации, осуществлялась издательская работа. В отличие от своих коллег из писательской и научной среды, РТО прожило долгую жизнь, пережив Октябрь 1917 г.

Программу продолжила директор АНО «Лаборатория социальной рекламы», доцент департамента интегрированных коммуникаций факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Гюзелла Николайшвили с лекцией «Социальная реклама как индикатор социальных проблем».

Эксперт побудила аудиторию задуматься, что же такое СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА… Информирование? Искусство? Кино? — У вас в руках универсальный инструмент, своего рода мультилокатор, отметила эксперт.

Социальная реклама как призма проявляет внутреннюю сущность ее авторов — цельность, системность, наполненность или конфликтность, дисгармонию, эмоциональный разлад. Это своеобразная сублимация того, что у автора внутри.

Социальная реклама, подобно заповедям в религии, способна создавать систему табу и законов существования (подобно дорожным знакам). Отсутствие подобной системы и полное исключение табу приводит общество к неуправляемому хаосу. Психологические механизмы просты. Их можно описать следующей цепочкой событий: заражение > подражание > уподобление > моделирование > убеждение > внушение. Это простейшие механизмы передачи социального знания друг другу. А социальная реклама — механизм моделирования, комплекс инструментов, который нельзя рассматривать дискретно, в отрыве друг от друга. В итоге, системный подход к проведению социальной политики с помощью кампаний по социальной рекламе и PR формирует нравственный кодекс выживания нации — инструмент национальной безопасности.

Таким образом, можно дать следующее определение социальной рекламы: «Социальная реклама — вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям, ориентированный на актуализацию проблем общества. Предназначение ее — гуманизация общества и формирование его нравственных ценностей. Миссия социальной рекламы — изменение поведенческой модели общества».

Гюзелла Николайшвили привела 5 принципов социальной рекламы: 1. Она не должна содержать ссылок на бренд ее создателей или спонсоров; 2. Не должна включать депрессивные или негативные компоненты, так как призвана пробуждать хорошие чувства; 3. Должна быть понятной для 75% рецепиентов; 4. Должна выходить (по возможности) как триединый продукт, например, в виде видео, аудиороликов и объектов наружной рекламы, в зависимости от тематики и задач; 5. Размещение ее должно происходить преимущественно на безвозмездной основе.

Каковы же цели социальных кампаний? Прежде всего, они должны вызвать изменение отношения или поведения, а также повышать осведомленность, вдохновлять на действия, спасать жизни!

Лектор напомнила, что 8 июня на конференции про взаимодействие государства и благотворителей в Вышке в присутствии премьер-министра наш ректор выступил с идеей производства социальной рекламы для НКО непосредственно в университете? Пришло время отвечать... Эта идея будет реализована в формате подпроекта Международного фестиваля социальной рекламы ЛАЙМ на базе медиацентра НИУ ВШЭ — это будет «ЛАЙМ-акселератор».
В период с 3 сентября по 10 ноября НКО смогут подать заявки на участие в конкурсе по выбору брифов на производство социальной рекламы для своей организации. Сформированные студенческие команды при содействии оргкомитета «ЛАЙМ-акселератора» выберут пять лучших заявок, по которым будут созданы социальные ролики.
Организаторы проекта: факультет коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ и АНО «Лаборатория социальной рекламы».

В завершение лекции были вниманию аудитории были представлены известные ролики социальной рекламы, в том числе сделанные в стенах Вышки, но уже побывавшие и на федеральных каналах телевидения. По единодушному мнению, данным роликам социальной рекламы на 100% удалось решить поставленные перед ними задачи социального послания обществу. Особенно тронуло аудиторию послание ролика ко Дню Победы «Они живы, пока мы их помним» —до слез.

Эксперт Летней школы, исполнительный директор Ассоциации «Юристы за гражданское общество» Ольга Шумбурова продолжила лекционную программу дня с докладом на тему «Законодательство как фактор внешней среды НКО».

Эксперт подробно рассказала об основных вехах истории развития российского законодательства об НКО. Так, в 1995–96 гг. некоммерческие организации выступают как символ развития гражданского общества; в 2002 году принят новый закон о регистрации; в 2006 году происходит усиление контроля за их деятельностью (отчетность, перерегистрация всех ИНКО, полномочия Минюста). В 2010 году — социально ориентированные НКО, налоговые льготы, государственная поддержка выдвигаются на первый план; 2010-й можно назвать годом добровольчества/волонтерства, в котором есть налоговые вычеты на благотворительность. В 2016 году появляются исполнители общественно полезных услуг, в 2017 году можно отметить риск-ориентированный подход. В 2018 году появляются электронные документы о регистрации, а 2018-й (год добровольчества и волонтерства) характеризуется изменениями законодательства о добровольчестве.

Ольга Шумбурова привела итоги исследования наличия нормативно закрепленных механизмов взаимодействия общества и власти в субъектах Российской Федерации результатов исследования, которое провела Ассоциация «Юристы за гражданское общество».  

Лидерами стали: Забайкальский край; Ярославская область; Пензенская область; Псковская область; Республика Коми. А вот результаты антилидеров рейтинга действительно удивили: Республика Ингушетия; Москва; Московская область; Еврейская автономная область; Чукотский автономный округ. Участники вместе с экспертом обсудили возможные причины таких результатов, в которых столица оказалась среди отстающих.

Ольга Шумбурова обратила внимание, что важно отметить, что нормативная база является основой и необходимым условием взаимодействия власти и общества для достижения практического результата, требующего финансовых и иных материальных вложений от каждой из сторон. Однако… однозначно сказать, что наличие в субъекте полной нормативной базы взаимодействия общества и власти прямо связано с уровнем развития гражданского общества и высокой степенью доверия институтам власти, нельзя.

Артем Шадрин, руководитель департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России, рассказал в своем выступлении о направлениях и реализации государственной политики в сфере НКО и других институтов гражданского общества. Огромный интерес вызвали свежие данные о растущих объемах государственной поддержки НКО. Так, сумма Президентских грантов поддержанных проектов НКО в 2017 году составила 6 млрд 653 млн 800 тыс. руб., что в 1,5 раза больше, чем в предыдущем году.

В числе первоочередных задач государства в сфере поддержки НКО Артем Шадрин назвал необходимость поддержать общественное доверие к сильным, работающим НКО. К насущным задачам сегодняшнего дня относится и поддержка трехсторонних партнерств государства, некоммерческого сектора и бизнеса.

Он напомнил слова Президента РФ Владимира Путина: «Я хочу, чтобы меня услышали и губернаторы, и муниципальные власти. Я прошу вас, что называется, не жадничать, не отдавать по привычке, по накатанной предпочтения исключительно казённым структурам, а по максимуму привлекать к исполнению социальных услуг и некоммерческие организации. Давайте прямо скажем, у них ещё глаз не замылился, очень важно сердечное отношение к людям. И давайте вместе держать эти вопросы под особым контролем» (Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1 декабря 2016 г.).

В частности, в некоторых регионах уже поснимали с должностей чиновников, не обеспечивших достойное место своим субъектам в рейтинге по итогам реализации механизмов поддержки СОНКО и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрению конкурсных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Эксперт Летней школы, ведущий научный сотрудник Центра Владимир Беневоленский в докладе «В опросы государственной политики и взаимодействия органов власти и НКО: возможности исследования» осветил а ктуальные направления исследований о механизмах господдержки НКО — поставщиков социальных услуг, а также рассказал о моделях взаимодействия государства и НКО. Также была затронута тематика социального предпринимательства и «трехсекторного» сотрудничества в социальной сфере.  

Эксперт привел много интересных сравнительных характеристик сектора НКО. Например, «сервисная деятельность в НКО» от общих трудовых ресурсов некоммерческого сектора в России составляет 34%, в среднем по группе по данным из 39 стран мира эта цифра составляет — 60% (более подробно см. в разделе «Материалы»).

Владимир Беневоленский рассказал об основных вызовах, стоящих перед менеджментом НКО, в случае участия в рынке социальных услуг. Прежде всего, это частичная утрата филантропических источников финансирования, а также уязвимость финансового положения НКО в ситуациях сокращения государством бюджетных расходов на социальные услуги, например, в условиях экономических рецессий. Менеджмент не должен снижать свое внимание к инновациям и следить за тем, чтобы профессионализация не перерастала в бюрократизацию деятельности.  Было также отмечено, что адаптация практик обеспечения подотчетности к потребностям систематического сотрудничества с госорганами может вести к частичной утрате автономии, сужению круга стейкхолдеров, представленных в ее коллективных органах управления.

А закончился второй день Летней школы в полной темноте и у «черта на куличках», где завершилась экскурсия по местам московской благотворительности в Китай-городе: Маросейка, Хохловка, Солянка — история каждой улицы в контексте истории благотворительности открылась по-новому., одной из старейших церквей Москвы. По легенде, в XVII в. в церкви Всех Святых на Кулишках завелась нечистая сила, пугавшая прихожан во время службы, и якобы именно в связи с этим появилась пословица «у черта на Куличках». Но, как отметила экскурсовод, стажер-исследователь Центра Анастасия Милакова, это всего лишь одна из сказок, выдуманная обитателями церковной богадельни.



5 сентября
Третий день Летней школы 2018 был открыт сессией эксперта Летней школы, заместителя директора Высшей школы управления проектами НИУ ВШЭ Ольги Ильиной под названием «Управление проектами в сфере НКО: методология и практика». Три часа, посвященные ее обсуждению, пролетели незаметно, оставив участникам множество новых идей, пищи для размышления и инструментов для решения сложных задач управления проектной деятельностью.

Эксперт вела рассказ о таком феномене, как «проект», на легкой позитивной и дружеской ноте, постепенно погружая участников ЛШ в сложную и хитроумную тему. По мнению эксперта, знакомство с темой стоит начать с простых терминов: проект — это что-то новое, «это маленькая жизнь», а программа — это совокупность проектов.

Четкие временные рамки, включая начало и дедлайн, последовательность, временность и жизненный цикл проекта, уникальность продукта на выходе — это его определяющие элементы. Степень проработки и профессиональности осуществления проектов ярко иллюстрируют статус и зрелость организации. Ольга Ильина не переставала удивлять коллег своими креативными ассоциациями, и особенно запомнилась фраза, что «все мироздание — это проекты!»

Спикер не обошла стороной и участников проекта: спонсор, менеджер, команда управления проектом, команда проекта, его непосредственные участники и стейкхолдеры. Но в то же время не стало новостью и то, что взаимодействие внутри и вовне проекта — это огромная цельная работа менеджера. Изъясняясь метафорами, треугольник управления проектом (продукт, время и деньги) всегда расползается, а менеджер должен держать его в узде. Иногда полезно создать матрицу ответственности (кто и какую роль играет по отношению к разным задачам в проекте).

Ольга Ильина рассказала о таких программах, как Microsoft Project, методах и правилах управления проектами. Было отмечено, что все вышеперечисленное необходимо применять и некоммерческим организациям для их эффективного и успешного функционирования.

«Мелочей в проекте нет» — это утверждение красной нитью прошло сквозь трехчасовое выступление эксперта по управлению проектами Ольги Ильиной.

После обеда, вдохновленным и отдохнувшим, участникам Летней школы предстояло познакомиться с многообразием методов исследования и возможностей их применения для изучения НКО, о которых в своей лекции рассказала эксперт Летней школы, ведущий аналитик Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Оксана Громова.

Ни для кого не стало секретом существование двух ключевых методов: количественного и качественного. Первый позволяет увидеть зависимости, мнение большинства, а второй открывает понимание глубоких точек о ходе размышлений людей, глубинных секретов о причинах их поступков и действий.

Завершив теоретическое обособление двух методов, Оксана Громова переключилась на практику, поделившись с коллегами результатами проведенного исследования — контент-анализа социальных сетей на предмет употребления терминологии, связанной с гражданским обществом и некоммерческим сектором. Полученные данные содержали много инсайтов для участников Летней школы и оказались чрезвычайно интересными даже для тех исследователей, которые никогда ранее не занимались этой стороной третьего сектора.

День завершился ознакомительными выездами. Участники Летней школы разбились по интересам: одна группа направилась в культурно-спортивный реабилитационный комплекс Всероссийского общества слепых, а другая — в Общественную палату РФ.

Участники Летней школы побывали в удивительном месте — Центральном музее им. Б.В. Зимина Всероссийского общества слепых. Действующая в настоящее время музейная экспозиция, размещенная в четырех залах, раскрывает историю незрячих людей в Российском государстве с начала XIX столетия и по сегодняшний день. Находясь там, понимаешь, что незрячий человек не означает «беспомощный». Это лишний раз подтверждает уникальная экспозиция работ всемирно известного скульптора Лины По. Вглядитесь в ее работы — потеряв зрение, скульптор смогла «видеть» сердцем и душой! А еще всем гостям Культурно-спортивного реабилитационного комплекса ВОС представилась возможность почувствовать себя радиоведущими и записать в студии Радио ВОС свои краткие послания радиослушателям передачи «Твори добро».


6 сентября
Четвертый день Летней школы стал одной из важных вех учебной программы — именно в четверг началась работа над групповыми проектами, презентация которых завершит обучение и будет служить своеобразным «выпускным экзаменом». Несмотря на старт разработки групповых исследовательских проектов, участникам предстояла насыщенная лекционная программа — знакомство с новыми спикерами и их исследовательскими полями.

Открыл лекционную программу четвертого дня Летней школы Борис Кноррес подробным рассказом о религиозных организациях: особенностях функционирования и управления. Основные и для многих новые термины, которые усвоили слушатели и которые теснейшим образом связаны с религиозными НКО: социальная миссия, социальное служение, принципы реципрокности и взаимообмена. Специфика исследуемых Борисом Кнорре НКО состоит в ориентированности на высшую идею, на «некоторые представления о трансцендентном» (невидимом, но во что люди верят как в основу). Это оказывает влияние на всю НКО, исходит из того, что должно быть, а не что есть на самом деле. Помощь ближнему обусловлена трансцендентным идеалом. В образе человека видится помощь самому Богу.

Не обошлось и без дискуссии о религиозных различиях. Так, участники Летней школы узнали, что среди протестантов очень развита модель, когда в общинах выделяется человек, лидер, который выступает организатором. Он вместе с другими членами общины помогает старикам, больным. У православных встречается подобная ситуация. Таким образом происходит трансляция культурного капитала, символических исторических ценностей. Стоит отметить, что представители православия ориентированы на потустороннее бытие, в иудаизме — наоборот.

Несмотря на это, главная идея деятельности религиозной организации — социальное развитие. Не стремление увидеть бога, привести человека к религии, а борьба с бедностью, повышение благосостояния, радиус доверия, то есть те идеи, которые близки и светским организациям, а соответственно ведут к дальнейшему развитию общества.

Следующую лекцию прочитал Юрий Белановский, руководитель добровольческого движения «Даниловцы», рассказав об управлении волонтерами как функции менеджмента в НКО.

Лектору удалось в кратчайший промежуток времени уместить динамичное выступление, наполненное серьезными фактами и инсайтами, которые поразили многих участников Летней школы. Он умело структурировал опыт, полученный за 10 лет развития системного социального волонтерства. Лектор описал не только виды (проекты, программы, процессная деятельность, разовые, адресная помощь) и наглядно продемонстрировал на схемах модели волонтерства с такими любопытными названиями, как «бочка», «насос», «гроздь винограда» и другие, но были озвучены и ключевые задачи волонтерского менеджмента.

По мнению лектора, включение волонтеров в команду означает не просто получение бесплатной рабочей силы и сэкономленные ресурсы на заработной плате, а помощь волонтерам осуществить свою мечту, претворить в жизнь желание. «Необходимо вкладываться в организацию труда добровольцев. Труд волонтера должен быть организован. Распространено заблуждение, что достаточно в общем что-то рассказать, одобрить, подбодрить, а там все получится. Нет». Руководителю необходимо организовать все условия для комфортной деятельности волонтера, включая ресурсы, знания, команду и неформальное общение. Также от Юрия Белановского участники Летней школы узнали, что в задачи волонтерского менеджмента входит снятие с волонтеров ненужной ответственности и неоправданного чувства вины, для этого важна четкая постановка задачи и рамок задания через кураторов или координаторов. Очень важно при организации волонтерского служения стараться учитывать запросы и границы всех участников процесса. 

Как сказал Юрий Белановский, «волонтеры — это молекула из двух центров: человек с его желанием и те, кому он помогает. Сюда нельзя вторгаться».

Третьим спикером дня стала главный научный сотрудник Центра Наталья Иванова, познакомившая гостей ЛШ с подходами к оценке эффективности волонтерского труда. Основная идея ее выступления заключалась в отсутствии однозначности, правильного или неправильного ответа. Для верности и справедливости оценки необходима смешанной ценность, внимании как к экономическим, так и социальным и экологическим результатам. При интегральном учете подходов в их сочетании есть вероятность не упустить что-то важное.

Говоря о разницах в подходах, стоит отметить, что западу свойственно консервативное отношение, а в России — наоборот. Хотя, как напомнила участникам Наталья Иванова, единого стандартного метода не существует.

Главное решение — творческое сочетание не только методов, но и отдельных элементов. При интегральном охвате общей картины есть вероятность, что не будут искажены базовые принципы, и это тот подход, к которому необходимо стремиться при оценке волонтерской деятельности.

Последняя сессия четверга была проведена экспертом Летней школы, доцентом кафедры теории организаций факультета социальных наук НИУ ВШЭ Анной Климовойна тему стратегического менеджмента в НКО.

Был поставлен главный вопрос: если НКО все больше и больше становятся похожи на организации других секторов по своему размеру, способу функционирования и инструментам управления, возможно ли использовать для них стратегический подход к управлению, как для коммерческих организаций?Ответ был однозначным — да, возможно, но есть чему поучиться.  

Ирина Мерсиянова обратила внимание аудитории, что 79% руководителей НКО декларируют существование стратегического плана деятельности, из них в 48% организаций он оформлен документально, в 31% документально не оформлен (по результатам всероссийского обследования НКО).

Предполагают ли такие характеристики НКО, как их ассоциативная структура, некоммерческие цели, социально ориентированная миссия, особый подход к разработке и реализации стратегии? Какие методы стратегического управления могут быть применимы к НКО? Эти и другие вопросы отражают спектр обсуждаемых проблем, затронутых в ходе лекции.   

Эксперт подробно описала терминологию и виды стратегий, которые бывают продуманными и непредвиденными, хотя и те, и другие могут быть успешно реализованы. Ключевым элементом презентации стал разбор пяти задач стратегического менеджмента.

Во-первых, это разработка миссии организации, ее философии и смысла деятельности. Далее следует установка целей, которые должны быть реалистичными, измеримыми, сложными и достижимыми одновременно. В-третьих, разработка стратегии, важного документа, который будет содержать информацию о методах претворения целей и миссии в целом в жизнь. Четвертый шаг – это реализация стратегии, а финал – оценка эффективности и проведение корректировок, иными словами работа над ошибками.

Анна Климова отметила, что важно помнить о том, что НКО существует во внешней среде, поэтому необходимо ее также анализировать, с чем отлично поможет PEST-анализ, используемый в менеджменте.

Одним словом, Анна Климова дала отличные рабочие советы и познакомила участников с конкретными инструментами для повышения эффективности функционирования некоммерческих организаций.

Завершили насыщенную учебную программу дня мероприятия интерактивного формата — апробация и SWOT-анализ проектов участников, — на которых участники в форме публичной защиты имели возможность представить свои исследовательские проекты и без промедлений получить компетентную оценку и обратную связь в виде разумной и мотивирующей критики основных принципов, методических приемов и итогов проектаот сообщества — своих коллег по некоммерческому сектору и экспертов из разных регионов России и стран СНГ.