• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью

На VII Летней школе собрались исследователи и практики некоммерческого сектора и гражданского общества из России и стран СНГ, которых объединил профессиональный интерес к теме  «Адаптация современных подходов к менеджменту НКО и повышение эффективности развития третьего сектора в России». Участники Летней школы ответили в эксклюзивных интервью для сайта Летней школы Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ на вопросы  о том, что послужило мотивацией для их участия в учебном курсе по программе Летней школы, о своих ожиданиях, а также о приоритетах и перспективах своих исследований и проектов в сфере третьего сектора.  

 

Ольга Свириденко, директор Фонда информационной поддержки развития общества, Республика Казахстан

—   Мои личный интерес участия в Летней школе – это, безусловно, изучение опыта других НКО, занимающихся развитием организации и внедряющих новые методы и подходы к менеджменту. Хочется повысить свой административный потенциал как руководителя НКО, а также увидеть новые пути развития сектора НКО, усилить научный потенциал для более эффективной дальнейшей работы над интересующей меня темой. Все полученные знания и опыт помогут продолжать нашему НКО реализовывать исследовательский проекты, направленные на развитие гражданского общества. Немаловажное значение имеет и возможность поделиться собственным опытом. Считаю, что нашей организации и мне лично есть что рассказать своим молодым коллегам, и тем самым способствовать дальнейшему развитию гражданского общества.

Моя дорога к работе в некоммерческом секторе началась с работы в системе образования. По образованию я учитель начальных классов, а в 26 лет уже работала директором школы. В течение своей педагогической деятельности реализовала множество проектов, выходящих за рамки школьной программы, для проведения которых необходимо было привлекать представителей государственных органов, гражданское общество, бизнес.  В результате переосмысления действительности пришло понимание того, что не только государство ответственно за благосостояние населения, что многое невозможно сделать силами одного государства, необходимы изменение сознания и мобилизация гражданского общества. С 2006 года я работаю директором НКО – Фонда информационной поддержки развития общества.

За это время мы реализовали много значимых проектов, например, проект UNICEF и Special Olympics по развитию инклюзивного общества для детей с нарушениями интеллекта. В проекте было задействовано более 300 детей с ID нарушениями и их семей, активно привлекались волонтеры, представители бизнеса оказывали финансовую поддержку, а заинтересованные государственные органы выступали в качестве административного ресурса. Таким образом, благодаря единому видению конечных результатов, консолидации усилий, проект был очень успешным и результативным. Например, бенефициары проекта (дети с нарушениями интеллекта) участвовали в специальных международных играх в Брюсселе и завоевали 6 медалей ( 2 золота, 2 серебра и 2 бронзы), в 2015 году приняли участие в Специальной Олимпиаде в Лос-Анджелесе и тоже привезли 6 медалей.
Изучив тематику реализуемых разными организациями в разных регионах Центральной Азии проектов, мы пришли к выводу, что зачастую некоммерческие организации делают примерно одно и то же, каждый раз изобретая инструменты, подходы, приемы деятельности с нуля. Мы поняли, что на самом деле, необходимо стимулировать конкуренцию в сфере наиболее эффективного применения и развития имеющегося потенциала, нежели изобретение велосипеда каждый раз заново. Мы первыми (в июне 2018) создали методическую базу – online библиотеку для НПО и госорганов. В созданную библиотеку мы поместили свои разработанные методики, видеоуроки, презентации, графические материалы. Все зарегистрированные участники также могут размещать свои материалы и пользоваться разработками других НКО. Мы считаем, что в долговременном периоде это будет способствовать повышению потенциала организаций гражданского общества и повышению эффективности их сотрудничества с государством, поскольку применение методик, техник и приемов работы может носить универсальный характер.

Постепенно мы пришли к выводу, что для многих НКО назрела необходимость слезть с «грантовой иглы» и начать развивать коммерческий сектор. Развитие коммерческого сектора НКО не противоречит законодательству РК о некоммерческих организациях, не противоречит Уставу и благодаря разработанной линейке коммерческих продуктов достигается финансовая стабильность организации. Мы также поняли, что заниматься социальными проектами точечно – неэффективно. Необходимо реформирование СИСТЕМЫ, построение новой модели взаимодействия гражданского общества с государством. Теперь, помимо социальных проектов, мы оказываем услуги по проведению социологических и маркетинговых исследований для местных и международных заказчиков, проводим реинжиниринг и оптимизацию бизнес-процессов государственных услуг, оказываемых местными исполнительными и центральными государственными органами, с выработкой рекомендаций по сокращению сроков оказания государственных услуг, устранению коллизий в нормативно-правовой документации, проведению оптимизации стандартов и регламентов государственных услуг. 

Чинара Ашимова, администратор проекта Ассоциации преподавателей по управлению некоммерческими организациями (АПУНКО), Республика Кыргызстан

—    От участия в Летней школе ожидаю знакомств с новыми интересными людьми, налаживания профсвязей. Думаю, с помощью полученных навыков и знаний осуществим идею создания межсекторального сообщества, где можно будет поднимать самые актуальные проблемы гражданского общества. Также ожидаю увидеть много позитива, мотивации и поддержки от других участников и повысить свой личный потенциал, для того чтобы эффективней работать с волонтерами и осуществлять проекты, направленные на развитие молодежи.

В своей стране мы прошли большой путь в исследованиях некоммерческого сектора. В 2013 году был создан Консорциум университетов Кыргызской Республики и подписан 16 ректорами государственных вузов меморандум о разработке курсов по изучению НКО. Еще два университета подписали Меморандум в 2016 году. В момент создания Консорциума был открыт Ресурсный Центр по изучению НКО в Кыргызском Государственном университете им. Ж. Баласагына. В состав рабочей группы по разработке рабочих программ с каждого вуза были представлены по два преподавателя-волонтера. С университета им. И.Арабаева в состав разработчиков была включена и я. Совместная работа была направлена на разработку курсов обучения и учебных программ по управлению некоммерческими организациями (УНКО); внедрению таких курсов и совершенствованию существующих; а также наращиванию академических возможностей и ресурсов для управления некоммерческими организациями. На сегодняшний день разработано семь курсов под руководством местных консультантов и Центра исследований гражданского общества Университета Джонса Хопкинса, который является лидером по обучению в области управления некоммерческими организациями в США. Свыше 1500 студентов в одиннадцати университетах Консорциума прошли обучение по пяти элективным курсам: «Введение в управление некоммерческими организациями», «Некоммерческие организации в современном мире», «Финансовый менеджмент в некоммерческих организациях» и «Государственная политика и эдвокаси» УНКО «Верховенство права и некоммерческий сектор». Осенью 2017 года был разработан шестой курс по «Социальному предпринимательству», весной этого года — «Эффективные управленческие и коммуникативные ресурсы в профессиональной — деятельности». Таким образом за 4 года рабочая группа разработала 7 рабочих программ. Деятельность преподавателей финансировалась Программой по совместному управлению USAID. Создание Ассоциации преподавателей по управлению некоммерческими организациями (АПУНКО) в марте 2016 года логически продолжило нашу деятельность на пути к достижению создания устойчивого гражданского общества в Кыргызской Республике. Наша организация за два года значительно усилила работу Консорциума кыргызских ВУЗов, направленную на дальнейшее развитие образования по УНКО в Кыргызской Республике. В ответ на нехватку образовательных ресурсов по УНКО на кыргызском языке и необходимость в ресурсах, отражающих реалии деятельности НКО в Кыргызской Республике, USAID ПСУ через грант, выделенный АПУНКО, поддержал разработку учебника по УНКО. Шестнадцать членов АПУНКО, в том числе и я разработали учебник по УНКО с глоссарием, который был опубликован и официально запущен в ноябре 2017 года. USAID ПСУ, через два гранта на оказание помощи вузам, предоставленным АПУНКО в 2016 году, поддержал создание четырех Ресурсных центров по управлению некоммерческими организациями (УНКО) в Нарынском, Баткенском, Джалал-Абадском и Таласском государственных университетах в дополнение к ранее открытым Ресурсным центрам УНКО в
Ошском государственном университете (2015 г.) и Кыргызском национальном университете (2013 г.). А в 2017 году мы открыли в таласском и Жалалабадском университетах аналогичные центры. В 2018 года были открыты еще два центра в Баткенской области. С 2016 года являюсь администратором данного проекта.

В настоящее время я координирую исследование необходимости введения в образовательную деятельность курсов по подготовке специалистов по развитию местных сообществ. Членами АПУНКО были проведены опросы среди студентов МСУ и НКО. В нашей исследовательской деятельности будем фокусироваться на создании максимально благоприятных условий для развития студентами их общественно значимых проектов.

 

Роман Евстифеев , профессор Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор политических наук, г. Владимир

 —   К изучению гражданского общества и некоммерческого сектора меня привели собственные проекты в этой сфере. Как ученого меня интересовали политические отношения и процессы в условиях глобализации, а как гражданин я был заинтересован в развитии сильного и ответственного гражданского сектора на местном уровне. В результате исследовательские и гражданские интересы соединились.

Хотелось бы в процессе работы на Летней школе глубже понять новые тенденции в развития гражданского общества, причем не только теоретическое их осмысление, но и реальные практики участников школы. Познакомиться с новыми методами и механизмами менеджмента НКО, включая способы активизации общественного участия, привлечения сторонников. Существует необходимость шире взглянуть на современное состояние общества и проблемы взаимодействия внутри общества, включая взаимодействия граждан и их объединений с органами власти. С 2007 года я занимаюсь во Владимире продвижением разнообразных интеллектуальных проектов под общим названием Владимирские интеллектуальные проекты. Их цель — развитие интеллектуального потенциала городского сообщества, включая формирование городской
локальной идентичности. Изначально было задумано и развивалось три
проекта: Экспертный семинар «Владимир-2030», Владимирские публичные лекции,  Владимирские публичные экскурсии. Всем проектам были свойственны три общих принципа: научный характер, научная основа, ориентация на современное научное знание; свободный «вход», то есть привлечение к мероприятиям всех
желающих; важность и необходимость информационных «следов», в виде отчета, записи или стенограммы.   

Первый проект концентрировал экспертное сообщество и притягивал к экспертным обсуждениям представителей властных структур. Нам удалось сформировать открытую дискуссионную площадку, на которой велись дебаты по самым актуальным проблемам с участием политиков, чиновников и общественников. Второй проект был нацелен на создание широкого интеллектуального пространства на базе проведения публичных лекций по актуальным вопросам современной науки. К чтению публичных лекций привлекались как владимирские лекторы, так и ученые из других городов. Организаторам удалось привлечь для чтения лекций во Владимире таких экспертов, как Виктор Полтерович, Григорий Явлинский, Алла Глинчикова, Мария Елифёрова, Ольга Малинова, Павел Крупкин (Париж), Николай Баранов, Александр Сунгуров (Санкт-Петербург). Третий проект был направлен на привлечение внимания горожан к истории города, его проблемам и перспективам. Темами экскурсий становились исторические события, места, связанные с историческими личностями, а также проблемы исторического центра города. В результате реализации данных проектов удалось создать широкую сеть сторонников и участников, привлечь на свою сторону органы власти. Важно отметить, что в процессе реализации проекта его участники пытались создать и адаптировать новые подходы к менеджменту в НКО. Мы активно применяли так называемые «облачные» технологии в управлении, внедряли разнообразные способы командной работы, учились работать и разрабатывать решения, взаимодействуя с разнообразными акторами, внедряли технологии управления НКО, создаваемые на основе теорий интеллектуального капитала и управления знаниями, разрабатывали системы коммуникации, призванные обеспечивать эффективное взаимодействие вне административных иерархий. Сегодня все проекты продолжают свою жизнь, видоизменяясь и адаптируясь к современным условиям.

Характерным примером удачного применение указанных подходов стала ситуация с так называемым Спасским Холмом во Владимире. В результате активной деятельности сообщества Спасский Холм стал значимым элементом общественной жизни, причем наша работа позволила сформировать идею о том, что
Спасский Холм – это место зарождения российской государственности, то есть новой, отличной от Киевской Руси системы государственной власти. Кроме того, удалось доказать и показать, что Спасский холм имеет и весьма серьезный туристический и рекреационный потенциал. Еще одним ноу-хау стало учреждение в 2012 году международного дискуссионного клуба «Спасскiй холмъ», который ставит своей задачей обсуждение различных аспектов истории, настоящего и будущего российской государственности. В заседаниях Клуба принимают участие ведущие ученые из российских и мировых центров, известные политические, государственные и общественные деятели.  В результате после нескольких судебных заседаний участок Спасского Холма перешел в муниципальную собственность, совместно с городской администрацией был обустроен сквер и смотровая площадка. Сегодня можно сказать, что Спасский Холм и сформированная в ходе борьбы за него идея о  городе Владимире, как о центре зарождения российской государственности, стали значимыми элементами самосознания жителей и руководителей города Владимира. Тема сохранения нашего культурного и исторического наследия продолжает меня интересовать: мы создали во Владимире Общество друзей Владимиро-Суздальского музея-заповедника, я являюсь председателем Правления общества. Наша главная цель — поддержка и развитие Владимиро-Суздальского музея-заповедника посредством общественных инициатив, направленных на сохранение и развитие памятников истории, культуры и архитектуры, музейных коллекций, дальнейшее развитие музея в целом на основе сложившихся традиций и современных тенденций. Кроме того, сегодня меня интересуют вопросы новых технологий управления, позволяющих общественным организациям взаимодействовать и даже конкурировать в выработке и реализации решений с органами власти и
с коммерческими организациями. Как раз разработка и реализация управленческих решений в условиях взаимодействия разнообразных акторов и есть тематика моего проекта, которым я сейчас занимаюсь совместно с коллегами из других регионов.

Я предполагаю продолжить свои исследования и проекты, связанные с некоммерческим сектором и взаимодействием общества и власти. И как ученый, и как гражданин.

 

Валерий Митрофаненко, доцент кафедры социальных технологий института образования и социальных наук Северо-Кавказского федерального университета, председатель Ставропольского регионального отделения общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский благотворительный фонд “Нет алкоголизму и наркомании”»

 —   От Летней школы я ожидаю, безусловно, новых знаний и новых коммуникаций. Со студенческих лет я являлся гражданским лидером: 40 лет назад создал неформальную молодежную группу — вожатскую организацию, которая организовывала программы в детских домах круглогодично. После окончания вуза я работал в детском доме, а затем помогал в создании первого негосударственного Центра по работе с детьми крайней степени рискованного поведения (руководитель Панасацкий А.А.). В 1988 году стал одним из лидеров Народного Фронта Ставрополья. После окончания аспирантуры в институте Истории АН СССР возглавил краевое управление социальной защиты населения. Понимая, что без гражданской поддержки невозможно решить проблемы социальной защищенности, стал инициатором создания первой независимой общественной организации в Ставропольском крае «Родители детей инвалидов». Прошел стажировку в Канаде и увидел, как

партнерствуют все сектора экономики и какие это приносит результаты.  А с 1997 года стал сам участвовать в деятельности некоммерческих организаций. Таким образом, мой опыт работы в НКО насчитывает 21 год. В 2000 году перерегистрировал на себя Ставропольское региональное отделение Российского Благотворительного Фонда «Нет алкоголизму и наркомании». Создал сеть организаций по Ставропольскому краю. В том же году стал организатором ежегодного слета «Доброград». В 2010 году на базе Доброграда образовалась Ассоциация Добровольческих Движений Кавказа. В 2014 году было создана инициативная группа по созданию Ассоциации
Добровольческих Движений стан СНГ «ДОброLandiya». В университете преподаю дисциплины, связанные с менеджментом и маркетингом НКО в социальной сфере.

Я изучаю развитие третьего сектора и добровольчества на Северном Кавказе. Это мой исследовательский проект. Но может быть он станет моей докторской диссертацией. Но, без сомнений, буду продолжать готовить специалистов в области развития третьего сектора, проводить исследования, расширять сеть НКО на юге России.

 

Анастасия Милакова , стажер-исследователь Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, аспирант НИУ ВШЭ, г. Москва

—   Моя мотивация для участия в Летней школе заключается в том, чтобы приобрести навыки, необходимые для проведения исследования, углубить свои знания, получить необходимые рекомендации для исследования ведущейся социальной политики и гражданских практик для преодоления социальной исключенности
детей-сирот.

Благодаря родителям и их участию в жизни местного сообщества, я с детства была вовлечена в различные благотворительные и волонтерские практики. Мы ездили в детские дома, где родители устраивали новогодние праздники, с 15 лет я стала работать волонтером в центре социальной помощи, а после окончания школы и
переезда в Санкт-Петербург я стала работать волонтером в детском психоневрологическом интернате. Постепенно пришло осознание, что хаотичная и непродуманная, «ситуационная» благотворительность может нанести вред. Желание заниматься благотворительностью более обдуманно постепенно переросло в желание разбираться в этих процессах, изучать и исследовать их. Интерес к исследованию некоммерческого сектора проснулся во мне на 1 курсе обучения на историческом факультете НИУ ВШЭ. В течение обучения в бакалавриате я писала работы, посвященные складыванию системы общественного призрения в Петровскую эпоху, благотворительной деятельности ордена госпитальеров. Тему социального иждивенчества я продолжила изучать в магистратуре по направлению “Population and development”, куда мне удалось поступить по студенческой олимпиаде НИУ ВШЭ. В теме вступительного олимпиадного эссе я попыталась выявить связь между влиянием социального пособия на уровень удовлетворенности жизнью и уровень депривации групп этнического населения США. Свою магистерскую работу я посвятила проблеме социальных установок выпускников детских домов. В ходе работы я постаралась абстрагироваться от стигматизирующего клейма социального иждивенчества, который сопровождает выпускников детских домов и выявить факторы, влияющие на социальные установки выпускников. В ходе работы над контент-анализом интервью на основе своей эмпирической базы и работы с литературой я увидела две траектории дальнейшего жизнеустройства выпускников: желание избавиться от ярлыка «сироты», разрыв связей с институциональными акторами из «прошлой жизни» (кураторами из интерната, сотрудниками благотворительных организаций) или, наоборот, нежелание выходить из статуса сироты, покидать свою социальную группу, трансформацию социального статуса в социальную установку. Среди факторов, положительно влияющих на социальную адаптацию детей-сирот, я отметила внедрение нового типа интернатных учреждений — Центров содействия Семейному воспитанию. К теме изучения социальной адаптации выпускников-детских домов меня подтолкнула работа в благотворительном фонде, которые занимаются помощью выпускникам детских домов. В ходе работы я столкнулась с трудностями, связанными с недостатком информации по теме их адаптации, с недостатком статистических данных. В аспирантуре я продолжаю изучать эту тему.

 

— Анастасия, в своих отзывах участники Летней школы дают высокую оценку проводимых Вами авторским экскурсиям по местам благотворительности старой Москвы. Расскажите, пожалуйста, о своей экскурсии.

 

—   Можно сказать, что участники Летней школы совершили путешествие во времени – в благотворительную Москву XVIII–XIX  вв. Словно пройдя сквозь тайную дверь в чулане, мы перенеслись в Москву прошлых веков. Мясницкая улица, улица Маросейка, Солянка — история каждого места в контексте истории благотворительности открылась нам по-новому. Где располагалась одна из самых больших богаделен в Москве, как заботился Московский императорский почтамт о своих престарелых и одиноких сотрудниках, где находился Приказ общественного призрения и чем он занимался, — ответы на эти и многие другие вопросы нашли участники Летней Школы, исследуя Мясницкую улицу.

Пройдя переулками на улицу Маросейку, мы остановились у трехэтажного здания, в котором когда-то размещалось Императорское Человеколюбивое общество — крупнейшая благотворительная организация, существовавшая в XIX — начале XX веков в Российской империи. Сотрудники общества проживали рядом —  в 1875 году были построены 2 жилых дома для служащих Московского Императорского Человеколюбивого общества. Нырнув в арку дома № 13, участники экскурсии останавливаются рядом с мемориальной доски со скромной надписью: «Всем, кто жил в этом доме, ушел и не вернулся, «1941–1945» и «1937–1952». Это место памяти появилось на рубеже восьмидесятых — девяностых годов по инициативе жильцов, которые регулярно приносят к доске живые цветы и содержат в порядке маленькую, скромную клумбу под доской. Еще один «памятник» местной инициативе —  сквер Горка в Спасоглинищевском переулке,  откуда открывается прекрасный вид на здание синагоги в Большом Спасоглинищевском переулке, построенной на деньги еврейского общественного деятеля Лазаря Соломоновича Полякова и, по известной легенде, однажды сильно смутившего генерал-губернатора Москвы Сергея Александровича. На Хохловке — следующей точке нашей прогулки — всегда покровительствовали искусству. Во флигеле дома Морозовых в XIX в. жил Иван Левитан и годы, проведенные Левитаном во флигеле Сергея Морозова, были самым плодотворным и благополучным периодом его жизни. В этом скромном домике им были написаны почти все лучшие картины, здесь он превратился в великого мастера пейзажа, стал академиком. Отдельное место на благотворительной карте Москвы занимает Воспитательный дом. Дом-остров, отделенный от шумного центра длинным тенистым воспитательным проездом. Со стороны Москворецкой набережной здание украшают мраморные пеликаны — символ благотворительности, пришедший к нам из Средних веков. Пеликан считается символом самопожертвования и родительской любви, и еще на стадии создания проекта Воспитательного дома был утвержден его гербом с девизом: «Себя не жалея, питает птенцов». А вот мы уже у стоим возле Церкви Всех Святых на Кулишках, одной из старейших церквей Москвы. По легенде, в XVII в. в этой церкви завелась нечистая сила, пугавшая прихожан во время службы, и якобы именно в связи с этим инцидентом появилась пословица «у черта на Кулишках». Но это лишь одна из сказок, выдуманных обитателями церковной богадельни. Здесь мы и заканчиваем нашу экскурсию.