• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью

Михаил Петрушков , председатель Правления общественной организации «Союз Молодых Российских Соотечественников Республики Таджикистан» (Таджикистан, Душанбе):

     
Михаил, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о Летней школе. Какие новые знания, как Вы считаете, пригодятся Вам в дальнейшей работе?

       Впечатления самые положительные. Я рад, что узнал из Фейсбука о таком хорошем начинании, как Летняя школа Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ (к своему сожалению, узнал слишком поздно, ведь школа проводилась в этом году уже в 5-й раз). Для практиков в сфере НКО — это очень нужное начинание. Должен сказать, что все лекторы выступили мощно, и я многое вынес из теоретической части школы. Пожалуй, выделю Анастасию Туманову, потому что история развития некоммерческого сектора, деятельность общественных организаций в имперской России весьма интересна, и мы слабо с ней знакомы. Из лекторов более молодого поколения, своих ровесников, я бы выделил директора Центра Ирину Мерсиянову. Возможно, кого-то удивит ее значительный         20-летний опыт исследований некоммерческого сектора, а в чем-то она была даже первооткрывателем, считаю ее ярким представителем еще советской школы, отличающейся мощным фундаментальным подходом к предмету исследования. Мне очень понравился уровень участников школы, сама ее организация, концептуальная наполненность программы, которая позволила на практике применить полученные знания. Хотелось бы уделять больше времени на обсуждения индивидуальных проектов участников, неформальное общение. Думаю, если бы школа состоялась на выезде, то таких возможностей представилось бы больше.

 Как Вы думаете, зачем необходимо изучать третий сектор?

 Изучение третьего сектора приносит пользу абсолютно всем, начиная с государства и заканчивая самими организациями третьего сектора. Без понимания, что такое НКО, невозможно выстроить государственную стратегию развития политики демократического государства. На мой взгляд, сейчас вся политика развития государств постсоветского пространства скорее представляет собой тактику, а нам необходимы ответы как на оперативные, так и на долгосрочные вызовы, которые стоят перед обществом.

  Как Вы считаете, эти вызовы в Таджикистане и России идентичны? Если нет, то в чем их различия?

Во многом они похожи во всех странах постсоветского пространства, но, по моему убеждению, везде уделяется недостаточное внимание развитию третьего сектора. Проблематика НКО не изучена в достаточной степени, а это необходимо для построения долговременной стратегии развития некоммерческого сектора в наших странах.

 

 

 Михаил Бешляга (Тирасполь, Молдавия, ПГУ им. Т.Г. Шевченко):

       
Что Вам запомнилось больше всего и как Вы будете применять полученные на Летней школе знания на практике?

         На школе был предоставлен очень полезный материал, а лекторов я могу назвать менторами в самом лучшем значении этого слова, они были настоящими наставниками. Немаловажно, что сложный материал был разъяснен доступным языком. Также должен отметить, что  сложились прекрасные дружеские отношения при совместной работе над проектом в группе, в результате чего был разработан прекрасный совместный проект, несмотря на ограниченное количество времени. Я получил бесценный опыт на практике в формировании форсайт-  проекта, который, безусловно, мне пригодится и в будущей практике. А с методом Форсайта я впервые познакомился здесь, на Летней школе, и буду еще его изучать, в том числе и с учетом полученных здесь знаний.

 Насколько велико внимание к НКО в Тирасполе, Вашем родном городе?

       Больше всего НКО представлено в сфере защиты прав человека, а также много некоммерческих организаций заняты решением социальных проблем. Наш президент оказывает поддержку развитию третьего сектора. В будущем я вижу себя работающем в сфере защиты прав человека, возможно, и руководителем НКО. Конечно, Летняя школа Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ полезна для специалистов разных специальностей, я, например, представляю юриспруденцию.

 

 

 Филиппа  Маллинс (Philippa Mullins) ( Кембридж, Англия, Лондонская Школа экономики (LSE):

       Какое рациональное зерно Вы увезете с собой в Великобританию?

       
 Должна сказать, что была очень рада познакомиться с исследователями третьего сектора из России и стран постсоветского пространства, и, хотя бы и понемногу, – с индивидуальными проектами участников Летней школы из разных регионов, городов и стран. Конечно, были и жаркие дискуссии, но очень важно услышать мнение, которое иной раз не совпадает с твоим собственным. Считаю, что это тоже было весьма полезно.  Я мало знаю о корнях формирования третьего сектора в России, поэтому отмечу лекцию Анастасии Тумановой об истории и развитии общественных организаций в России дореволюционного времени.

Было также очень интересно применить метод Форсайта на практике в разработке коллективного проекта. Думаю, что теперь смогу при необходимости применить этот метод и в своей работе в Великобритании, если возникнет такая необходимость. Я увезу с собой приятные воспоминания о пребывании в Москве, хотя программа была очень насыщенной.

     
 На Летней школе была затронута новая для российских исследователей тема этичного потребления. Скажите, пожалуйста, насколько эта тематика популярна в Вашей стране? Являетесь ли Вы сами этичным потребителем?

      
Конечно, у нас эта тема очень развита, особенно среди молодежи. Не знаю, насколько я сама являюсь этичным потребителем, но всегда стараюсь узнать об условиях труда рабочих на производствах при покупке одежды, и не покупаю мясо неизвестных  производителей, для меня важны этичные моменты при его производстве.

     
 
Какой Вы видите свою дальнейшую карьеру – практика или теоретика в сфере НКО?

 
 Думаю, что работу исследователя и сотрудника НКО можно успешно совмещать, по крайней мере, мне всегда это удавалось, и далее я собираюсь продолжить этот путь.

 

 

Филине Бикхардт (Берлин, Германия, Humbolt Universitat zu Berlin):

 

       Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о Летней школе и расскажите о своей мотивации приезда в Москву.

       Я приехала на Летнюю школу Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, потому что я занимаюсь тематикой НКО именно в России. Мне уже приходилось жить в России и работать в некоммерческих организациях. Я работала как волонтер, и мне стало интересно, как влияет закон об иностранных агентах на деятельность некоммерческих организаций, особенно мой интерес направлен на правозащитные организации. Мне понравились знания, которые я получила на Летней школе про социальную сферу, потому что я в этой области не очень хорошо разбираюсь. Должна отметить, я узнала много нового от авторитетных экспертов Летней школы, но мне все-таки не хватило правозащитной тематики, хотелось бы обсудить и ее тоже, считаю, что сегодня для России это весьма важная тема. Что касается метода Форсайта, то думаю, что он мне очень даже пригодится в будущем, также было полезно вспомнить те методы, которые мы здесь применяли при разработке коллективного Форсайт-проекта – SWOT, PEST, Context – анализы с упором именно на сферу третьего сектора, так как она имеет свою специфику.

 Филине, расскажите несколько слов о своем опыте работы волонтером в России?

        Я работала как волонтер в Санкт-Петербурге в организации «Мемориал» и ухаживала за бабушками, которые были репрессированы при Сталинском режиме. Например, покупала им продукты, помогала по хозяйству. Общаясь с ними, я совершенствовала и свой русский язык. Это был опыт работы в НКО в социальной сфере. Также я работала волонтером в НКО «Немецко-русский обмен», которая занималась молодежными международными обменами в России и Европе, поддерживала гражданские и культурные инициативы. После этого я стала учиться в Санкт-Петербургском государственном университете, но все же через 2,5 года решила переехать в Германию, и сейчас учусь в университете им. Гумбольдта, который является партнерским университетом «Высшей школы экономики». Мой профессор Сюзанна Франк поддержала меня в моем стремлении приять участие в Летней школе Центра. В рамках этого партнерства я ощущаю поддержку, и это также помогло и моей мотивации участия в Летней школе.  

  А в Берлине Вы также продолжаете участвовать в работе НКО?

        Да, как волонтер, я принимаю участие в работе нескольких организаций. Мой последний проект, который я делала добровольно и безвозмездно, заключался в работе с беженцами. Это был тренинг, в ходе которого с помощью анимации мы разбирали проблему конфликта и проблем, которые их касаются в повседневной жизни. Мы работали с детьми из Афганистана и Палестины. Мы сделали фильм, который мы презентуем в Грузии на фестивале «Мид-ост». Наша партнерская организация из Новосибирска работала над подобным проектом с беженцами с Украины, и также создали подобный фильм. Будет очень интересно провести параллели.

 

 

 Матеуш Мацией Дебович (Вроцлав, Польша, Вроцлавский Университет):

       Поделитесь, пожалуйста, наиболее яркими впечатлениями от Летней школы. Приходилось ли ранее сталкиваться с методологией Форсайт?

         С методом Форсайта я никогда не сталкивался раньше. Конечно, мне приходилось использовать PEST-  и SWOT-анализы, которые применяются при разработке Форсайт-проектов, но никогда не применял всю технологию целиком. Также не знаю, буду ли использовать этот метод в будущем, так как моя кандидатская диссертация больше связана с тем, что происходит в данный момент времени, а не с долгосрочными перспективами развития. Мне очень понравилась экскурсия в Московский Impact Hub. Отмечу, это инновационное место, где можно посмотреть на примеры новых практик, и оно оставило яркие впечатления. Это место, которое помогает почувствовать людям, что они способны на что-то и реально могут что-то сделать, и у них есть для этого все возможности. Также оно напомнило мне подобные ресурсные западные центры, где мне приходилось уже бывать.

  Необходимо отметить блестящую защиту вашего группового проекта.  Как проходила коллективная работа над ним?

           Действительно, защита нашего коллективного проекта прошла очень успешно! Сначала мы провели мозговой штурм, потом разделили ответственность за различные участки проекта. С моей точки зрения, культуру работы над групповым проектом надо развивать, не тратить много времени на обсуждение точек и запятых, а сосредотачиваться на решении ключевых задач. Возможно, в рамках проведения Летней школы будет весьма полезен и мастер-класс по обучению эффективной работы в группе, с тем чтобы участникам легче было отличить понятия «лидер» и «диктатор». Конечно, лидер должен учитывать мнения других, но невозможно вести дискуссию бесконечно, особенно роль «лидера» возрастает, когда обсуждение заходит в тупиковую ситуацию.