Молодежь и студенты как стратегический ресурс социальных проектов в странах СНГ
Вовлечение молодежи в добровольческую работу — это вклад в дальнейшее развитие гражданского общества, ведь молодежь и студенты, как заметила модератор сессии Александра Телицына, это будущее наших стран и стратегический ресурс социальных проектов некоммерческого сектора.
Мария Певная, заведующая кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления (г. Екатеринбург) в своем докладе осветила тему культурного волонтерства студентов вузов на примере Свердловской области в целом и УРФУ в частности.
Культурное волонтерство имеет две формы. Во-первых, это событийное волонтерство, то есть участие в организации мероприятий в культурной сфере, и, во-вторых, структурно-функциональное, то есть безвозмездная помощь в обеспечении работы той или иной организации, работающей в сфере культуры.
Докладчица представила результаты опросов, демонстрирующие вовлеченность студентов в добровольчество и готовность принять в нем участие в будущем. Особенностью УРФУ, как подчеркнула докладчица, является активное проектное обучение, когда различные организации, в том числе некоммерческие, привлекают студентов к работе над реальными задачами, в том числе, например, по организации культурных мероприятий. Как отметила Мария Певная, это повлияло на готовность учащихся вовлекаться в волонтерство, в том числе культурное: помогая НКО в ходе своей практики, студенты получают мотивацию к тому, чтобы впоследствии вернуться в заинтересовавшую их организацию как волонтеры, а также развивают навыки креативного мышления, которые потом могут применить в опыте собственной добровольческой работы.
В совместном докладе Натальи Смолиной и Марины Мироновой тема проектной деятельности студентов получила своё развитие — они более подробно рассказали, как организована проектная деятельность в УРФУ, как происходит взаимодействие студентов и некоммерческих организаций, привели примеры реальных задач, которые решали учащиеся вуза: организовать фандрайзинговую кампанию, разработать социальную рекламу или оценить социальное воздействие проекта. Не обошли стороной и проблемы, с которыми сталкивался вуз как со стороны студентов, так и организаций-заказчиков. Проектная деятельность — это инновационная образовательная технология, которая позволяет студентам включиться в настоящие профессиональные задачи и развить навыки, которые пригодятся им на рынке труда, а НКО, в свою очередь, получают свежий взгляд на свои задачи, новых помощников в работе и потенциальных сотрудников.
Гюзелла Николайшвили, доцент департамента медиа НИУ ВШЭ, рассказала о медиа-акселераторе для НКО — проекте факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, направленного на вовлечение студентов в производство качественной социальной рекламы. Как отметила докладчица, цель проекта — превратить медиа-акселератор в настоящую фабрику социальной рекламы. Студенты включаются в профессиональное кинопроизводство и оттачивают свои навыки под наставничеством опытных представителей индустрии, а НКО получают качественный социальный контент. Гюзелла Николайшвили перечислила, какие проекты находятся в работе на данный момент, и организовала для участников Летней школы премьерный показ нескольких роликов, снятых студентами.
Анна Мартыненко, аналитик Центра лидерства и волонтерства НИУ ВШЭ, стажер-исследователь Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, подробно рассказала о студенческом волонтерстве в НИУ ВШЭ, которое поддерживается двумя подразделениями вуза — Центром лидерства и волонтерства и Центром поддержки студенческих инициатив.
Докладчица сделала обзор волонтерских проектов, а также представила результаты своего исследования, посвященного эмоциональной составляющей волонтерской деятельности студентов Вышки. Эмоции волонтеров — тема, которая часто игнорируется, хотя они играют ключевую роль в добровольчестве. Анна Мартыненко проанализировала, какие эмоции испытывают волонтеры и какова природа их возникновения, насколько высок эмоциональный интеллект добровольцев и какие факторы на него влияют, рассказала об эмоциональном выгорании и его причинах. Как пояснила докладчица, для профилактики выгорания и других подобных проблем очень важно развивать не только практические навыки студентов-волонтеров, но и их эмоциональный интеллект, учить обращаться со своими эмоциями.
Заключительный день одиннадцатой Летней школы подошел к концу. Участники поделились своими впечатлениями за эти четыре дня, рассказали, какие новые знания они увезут с собой и какие интересные открытия они совершили.
Ирина Скалабан, профессор кафедры социальной работы и социальной антропологии Института социальных технологий Новосибирского государственного технического университета, профессор кафедры общей социологии Новосибирского государственного университета, доктор социологических наук (г. Новосибирск) отметила, что много раз принимала участие в конференциях, организуемых Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, но в Летней школе — впервые: «Мне кажется, у данного формата проведения есть неоспоримое преимущество: возможность общения в «кулуарах». И с этой точки зрения этот аспект более интересен, чем конференции, поскольку мероприятие длится чуть дольше и участники больше проводят времени друг с другом, складываются более глубокие связи, есть возможность дискуссий за временным пределом, отведенным на доклады. И я с огромным удовольствием наслаждаюсь этой возможностью общения, особенно после периода пандемийных ограничений. Это особенно ценно. И я хочу сказать огромное спасибо организаторам, которые сделали все возможное для создания особой атмосферы, которая дает большие возможности для продуктивного обмена мнениями, исследовательскими опытом и наработками на протяжении всех дней Летней школы».
Алишер Нугуспанов, советник директора филиала Международного комитета по правам человека (CIPDH) в г. Нур-Султане (Республика Казахстан) поблагодарил всех участников за тщательную теоретическую проработку темы Летней школы: «Летняя школа удивила своей представленностью — как региональной, так и межстрановой. Хотел бы поблагодарить участников из различных регионов России и из стран СНГ — Беларуси, Кыргызстана, из разных городов Казахстана, чью столицу я представляю, за их интересные доклады, за их рассказ об исследованиях и наработках в своих странах, за их открытость и профессионализм.
Хочу выразить огромную благодарность бесценному коллективу Центру исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ за организацию такой межстрановой площадки исследователей гражданского общества некоммерческого сектора, за эту возможность обмена международным опытом, знакомства с теоретической базой, уникальными разработками Центра. В этой связи хочу выразить огромную благодарность руководителям Центра — его директору Ирине Мерсияновой и его научному руководителю, вице-президенту НИУ ВШЭ Льву Якобсону. Лекция о теоретических концепциях происхождения некоммерческого сектора в разных странах, уверен, восполнила пробелы в копилке знаний каждого из участников школы. Благодарен каждому докладчику за широкую научную теоретическую проработку темы.
Самое важное — это предоставленная участникам, которых разделяют в обычной жизни многие и многие километры, возможность эффективного взаимодействия. Думаю, что такой формат школы в текущих реалиях очень релевантен и актуален, ведь роль некоммерческого сектора в наших странах, его вклад в ВВП будет только возрастать».
Завершила насыщенную программу XI Международной летней школы речь Ирины Мерсияновой, в которой она подытожила результаты Летней школы и пожелала слушателям дальнейших успехов в их научно-исследовательской и профессиональной деятельности.