Дарья Резяпова и Карина Мифтахутдинова на «отлично» защитили выпускные квалификационные работы и стали выпускницами бакалаврской программы «Социология»
На последнем году обучения в бакалавриате стажеры-исследователи НУЛ занимались разработкой и написанием собственных исследований под научным руководством преподавателей кафедры методов сбора и анализа социологической информации. Результаты работ студентов были высоко оценены членами комиссии на защите выпускных квалификационных работ.
Работа Дарьи Резяповой «Серебряные» волонтёры: паттерны участия в добровольчестве» под научным руководством О. А. Оберемко посвящена описанию добровольческой активности пожилых волонтёров, главной целью исследования стало выявление аргументов, используемых для обоснования (reasons and justifications) добровольческого участия «серебряных» волонтёров, а предметом исследования выступает репертуар обоснований волонтёрского участия. В рамках проведения исследования Дарья провела 17 индивидуальных полуструктурированных интервью с волонтёрами-женщинами от 55 до 65 лет ГБУ г. Москвы «Ресурсного центра по развитию и поддержке волонтёрского движения «Мосволонтёр»», что позволило установить субъективные смыслы аргументов, которыми оперируют «серебряные» волонтёры, объясняя своё участие в изучаемой практике, а также раскрыть интересующий феномен с разных сторон. Репертуар обоснования волонтёрских практик «серебряных» волонтёров заключает в себе стремление поддержать интенсивную активность, поработать с энергичной молодежью, поучаствовать в резонансных событиях, внести вклад в саморазвитие, расширить круг и повысить качество общения, использовать доступные ресурсы и помочь нуждающимся. По результатам работы также установлены каналы информированности о волонтёрской деятельности «серебряных» волонтёров, определен репертуар их волонтёрского участия до наступления пенсионного возраста и обоснование его отсутствия, выявлены и описаны критерии отбора мероприятий для участия, определены практические трудности, с которыми сталкиваются «серебряные» волонтёры во время выполнения своих обязанностей, освещены некоторые другие сюжеты.
В работе «Социальная роль волонтеров в реабилитационных программах для детей (на примере благотворительного фонда «Шередарь»), выполненной Кариной Мифтахутдиновой под научным руководством И.М. Козиной, предлагается социологический анализ роли и функций волонтеров на примере их участия в реабилитационной программе благотворительного фонда «Шередарь». Методология исследования основана на единичном кейс-стади реабилитационной программы для детей фонда «Шередарь, с фокусом на опыт волонтеров, принимающих участие в программе. Основной метод сбора информации – полуструктурированное интервью. Эмпирическую базу исследования составили девять интервью с координаторами и волонтерами фонда. В качестве дополнительных источников информации использовались документы организации (документы внешнего позиционирования, инструкции, размещенные на сайте и страницах фонда в социальных сетях). В ходе исследования удалось выявить процесс становления роли волонтера, происходящий в логике «формальное определение задач волонтера – фон эмоциональной работы – формирование отношение к деятельности через рефлексию ситуации смены». Основные ожидания относительно деятельности волонтера, формируемые пониманием последствий перенесения и лечения онкопатологии для ребенка, вкладываются в эмоциональную работу, которая перерастает в поддержку и заботу. Волонтер выстраивает отношения с ребенком, как если это поддержка оказывалась семьей, но с меньшим контролем и возможностью гиперопеки. В ходе смены волонтеры стараются привить ребенку понимание того, что он на многое способен и может реализовать свой опыт и вне смены. Примечательно, что волонтер также может рассматриваться как неявный реципиент реабилитационной программы, поскольку ситуация смены может приводить к биографическим изменениям.