Облако эффективности волонтерства — на пути к успеху
В рамках Программы второго дня Международной конференции «Добровольчество: совершенствуя общество, развиваем себя» , состоялся тренинг «Ключевые факторы эффективного волонтерства», проведенный тренером из Гонконга — Эльзи Ван, представляющей две организации: Empowering Life Network и Agency for Volunteer Service.
Стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории исследований некоммерческого сектора Ирина Климова стала активным участником мастер-класса и в ходе тренинга не без помощи Эльзи Ван смогла раскрыть ключевые факторы эффективности волонтерской деятельности как путь к успеху.
С первых минут выступления Эльзи Ван сумела расположить к себе аудиторию: не только манерой общения, но и заранее сгруппированными столами для нетворкинга. Ведущая мастер-класса отметила, что на протяжении последнего десятилетия ее карьера связана с волонтерством. Презентация была начата с мысли, что эффективная коммуникация существует в виде взаимодействия, активности, инициативноcти всех сторон, и это неотъемлемые факторы, составляющие эффективное волонтерство.
Далее ведущая предложила гостям, сидящим за одним столом, познакомиться и начать «брейнштормить», то есть обмениваться идеями в поиске ответов на два вопроса: что такое эффективное волонтерство и как доказать эффективность добровольческой деятельности, причем первый вопрос вызвал больше всего неоднозначности и неуверенности. Для измерения эффективности участники тренинга предложили замерять и исследовать цели и итоги деятельности, KPI, сопоставлять ожидание и реальность.
Эльзи Ван также предложила свои идеи по доказательству эффективности волонтерской деятельности: через сравнения формата до/после, двустороннюю оценку деятельности (как волонтерами, так и организацией), продолжительные наблюдения, отчеты и их изучение. На этой теоретической почве, исследовательница ввела понятие облако эффективного волонтерства (effective volunteering cloud), в который вошли разнообразные неотъемлемые части подобного вида активности, как добавленная ценность, создание позитивных изменений, следование целям и т.д.
На вопрос о целях и их восприятии, Эльзи Ван рассказала об «умных» целях (smart goals): они достижимы, измеримы, адекватны по реализации и времени, выделенного на них. Была также предложено рассмотреть всеми известную иерархию потребностей Маслоу с точки зрения волонтерства.
Финальным заданием стало заполнение раздаточного материала. Советуем ознакомиться коллегам, чьи организации занимаются активным вовлечением волонтеров, заинтересованы в более эффективном взаимодействии и развитии этой формы деятельности.
Задание заключается в том, чтобы заполнить (проставить галочки в списке, или вписать свои варианты) лист A с тем, чем обладает Ваша организация (Your Organization’s Assets), какие ее сильные стороны; а также аналогично заполнить лист B с тем, чтобы определить, в чем Ваша организация нуждается (Your Organization’s Specific Needs). После заполнения вами, как представителей организации, необходимо дать подобное задание вашим волонтерам, а затем проанализировать, насколько совпадают полученные результаты между собой. Чем больше совпадений, тем более сформировано общее видение, более цельное понимание организации и более эффективное волонтерство в ней. При ситуации большого числа различий — стоит начать деятельность по их минимизации.
Мы благодарим Эльзи Ван за участие в конференции и тематический тренинг, который открыл ряд инсайтов для его участников в сфере повышения эффективности волонтерской деятельности.