• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Уроки истории: как формировалась система общественных ценностей в России

Александра Лосева стала участником дискуссии в рамках лекции Анастасии Тумановой на тему «Самоорганизация российской общественности и благотворительные устремления россиян в XIX — начале XX вв.» в Российской государственной библиотеке для молодежи из лекционного цикла «Что такое гражданское общество и как оно меняет жизнь к лучшему?», организованного Центром  исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ совместно с РГБМ.

Уроки истории: как формировалась система общественных ценностей в России

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

«В День благотворителя и мецената мне удалось посетить лекцию доктора юридических и исторических наук Анастасии Сергеевны Тумановой в клубе «Переходи на зеленый!» в РГБМ, которая была посвящена процессам самоорганизации в дореволюционной России (XIX — начало XX века). В ее рамках было раскрыто множество интересных сюжетов», — поделилась своими впечатлениями стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории междисциплинарных исследований некоммерческого сектора Александра Лосева.

Один из них — взаимосвязь европейских традиций и российского культурного и социального опыта. Как отметила Анастасия Сергеевна, она очень заметна, прежде всего в самом ходе процессов самоорганизации. При этом под самоорганизацией лектор имеет в виду создание и становление в России частных обществ или обществ частной инициативы или общественных организаций. В дореволюционной России — это союзы в составе не менее 6–7 человек, которые объединяются с общей полезной целью и ставят своей задачей некую конструктивную деятельность в той или иной сфере. Это могло быть общество любителей природы, общество популяризации того или иного вида спорта, вольное пожарное общество и другие.

Влияние европейского опыта проявлялось, во-первых, в том, что первые частные ассоциации появились на западных окраинах Российской империи. Во-вторых, опыт самоорганизации, который был сформирован европейскими государствами, активнейшим образом заимствовался, поскольку имели место тесные научные связи между российскими и европейскими специалистами. В связи с этим лектор напомнила о некоторых видных обществоведах, которые писали о феномене общественной самоорганизации, таких как А. де Токвиле, Э. Геллнере, Г. Алмонде и С. Верба. 

Анастасия Сергеевна также отметила, что общество дореволюционной России — сословное. Оно не было основано на консенсусе. Но если первые объединения были элитарными, например, английские клубы, то в XIX веке люди разных сословий вдруг внезапно начинают встречаться в одних и тех же ассоциациях. И это общество формирует традицию разнообразия. Даже в уставных документах ассоциаций стали записывать, что вступление в них не зависит от профессионального статуса, вероисповедания, сословного статуса. Вступавшие в ассоциации российские подданные, в свою очередь, вырабатывали новый опыт, которого раннее у них не было: в частности, опыт написания уставов, приглашения членов, сбора средств, устройства культурных и театральных вечеров. Из этого формировалась система ценностей, нехарактерных для традиционной России: личная инициатива, дух предприимчивости, трудолюбие, самостоятельность, ответственность за свою судьбу, вера в науку и прогресс. 

«Приведенные выше тезисы — лишь малая толика того, что за часовую лекцию успела рассказать Анастасия Сергеевна. — подчеркнула Александра. —  Поэтому я уверена, что все участники этого мероприятия смогли приобщиться к российской истории общественной самоорганизации и узнать чуть больше о том, как в России возникла и развивалась общественная инициатива».