• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конференция «Государство и благотворители: вместе к общей цели»



                                                            


8  июня в Высшей школе экономики состоялась конференция «Государство и благотворители: вместе к общей цели». Организаторы конференции: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Агентство социальной информации, Форум доноров, Центр «БлагоСфера».
Секция «Законодательство о благотворительности: возможности для совершенствования» была организована Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ и при активном участии Ассоциации «Юристы за гражданское общество». Уже более 10 лет Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ  проводит мониторинг состояния гражданского общества, собирая данные об участии населения в денежных пожертвованиях и добровольческой деятельности, благотворительности, о развитии сектора НКО и новых практиках гражданского общества. 
Долговременные связи Центра с благотворительными организациями по всей стране позволили представить на секции широкий региональный спектр благотворительности с её нуждами и проблемами. Прозвучавшие на встрече предложения явились отражением коллективной озабоченности российских благотворительных организаций.
Само название этой секции указывало на конструктивную, рабочую направленность обсуждения роли законодательства в развитии благотворительности. Как подчеркнул модератор секции Лев Якобсон, первый проректор НИУ ВШЭ и научный руководитель Центра, задача этой встречи заключается в том, чтобы помочь продвижению назревших изменений и инициатив, которые сегодня определяют повестку дня некоммерческого сектора.  
Как отметила Дарья Милославская, председатель Совета Ассоциации «Юристы за гражданское общество», основной посыл благотворительной деятельности это, конечно, движение души, но необходимо помнить, что финансовые операции, обеспечивающие реализацию этого посыла, должны лежать в строгом правовом поле. Наше законодательство о благотворительности постоянно изменяется, а это приводит к неоднозначному толкованию таких  понятий, как, например,  пожертвование или  грант, которые по-разному определяются в налоговом кодексе и в законе о благотворительной деятельности. В то же время реалии, которые сегодня входят в практику сбора денежных пожертвований, например, краудфандинг, благотворительные аукционы и благотворительные лотереи, не определены законом.
Участники дискуссии обратили внимание на то, что одной из главных проблем законодательного регулирования благотворительной деятельности в регионах является его рамочный характер. В большинстве случаев цели благотворительной деятельности в региональных законах о благотворительности переписаны из федеральных законов. В них не находят отражения приоритеты благотворительной деятельности, а также виды государственной поддержки благотворительности в конкретном регионе. В то же время в некоторых региональных законах о благотворительной деятельности (а такие законы на сегодня приняты лишь в 24 субъектах федерации из 85) прописаны собственные критерии благотворительной деятельности, определены формы сбора пожертвований. Так, например, в законе Пермского края прописаны полномочия государственных органов по поддержке благотворительности.
По мнению модератора секции Льва Якобсона, целесообразно обратить внимание на разнообразие картины в регионах и рекомендовать государственным органам изучать региональный опыт. Однако непредвзятый взгляд не может не принимать во внимание и конкретные особенности бюджетной среды, в которой осуществляется благотворительность на местном уровне. Часто в условиях бюджетного дефицита местные власти вынуждают бизнес  финансировать сферы, которые не в состоянии покрыть местный бюджет, и  тогда средств компании на поддержку региональных благотворительных компаний уже не остается.
Ольга Шумбурова, исполнительный директор Ассоциации «Юристы за гражданское общество», подняла вопрос о том, что установленная законом для всех фондов обязанность проходить ежегодный аудит не только не способствует повышению прозрачности фондов, но и является серьезным финансовым обременением. Как минимум, стоимость аудита составляет 20-25 тыс. рублей, но для небольших благотворительных фондов, существующих на частные пожертвования, и эта сумма является неподъемной. Ольга Шумбурова предложила отменить обязанность ежегодного аудита для благотворительных фондов, не имеющих поддержки от иностранных источников и чей ежегодный объем финансовых поступлений не превышает 3 млн рублей.
В выступлениях участников секции подчеркивалась необходимость законодательно закрепить формы нематериального государственного поощрения граждан и организаций за активную благотворительную деятельность, например, присвоение почетных званий, награждение почетными медалями, отражение заслуг наиболее активных благотворителей в наименовании объектов городской инфраструктуры  и др.
Артем Шадрин, директор Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации, остановился на регуляторном и финансовом аспектах прозвучавших предложений, а также на роли  Министерства экономического развития в  поддержке предложений со стороны экспертов и представителей благотворительных фондов. Министерство экономического развития внесло существенный вклад в подготовку поправок к Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» от 5 февраля 2018 года. Симметричные нормы также могли бы быть прописаны в поправках к закону о благотворительности.  Что же касается строгого законодательного определения таких инновационных явлений, как краудфандинг, продолжал А. Е. Шадрин, это вопрос неоднозначный. С одной стороны, понятно, что  отсутствие законодательного определения краудфандинга  чревато рисками злоупотребления и, конечно, рисками для инвесторов. Однако, оборотной стороной «зарегулирования» этого понятия может стать снижение конкуренции и, соответственно, давление на рынок. Относительно финансового аспекта предложений о предоставления льгот на пожертвования юридических лиц, прозвучавших на данной секции, нельзя не признать, что Россия действительно  остается одной из немногих стран, где еще нет льгот на такие пожертвования. В то же время нужно понимать, что право на льготы предполагает и серьезные ограничения,  накладываемые на организации, подпадающие под льготы, а также строгий контроль за соблюдением этих ограничений.
Вопрос о целесообразности льгот оказался в центре оживленной дискуссии, затронувшей большинство участников секции. Елена Альшанская, президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», напомнила, что на сотрудников НКО падает то же налоговое бремя, что и на предпринимателей.  Она подняла вопрос о продлении льготной ставки страховых взносов для НКО и благотворительных организаций, действие которой заканчивается в 2018 году.
Модератор секции Лев Якобсон подчеркнул, что предложения, выдвигаемые сектором НКО, должны носить технологичный характер: «Сектор НКО должен научиться не просто приходить с просьбами, а брать пример с бизнеса, приходить с готовыми разработками и ответами на вопросы, которые нам тысячу раз задавались. Предлагаю посмотреть на тему налогов по-взрослому, отмечая сильные и слабые стороны своих предложений». По мнению Льва Якобсона, необходимо заранее перекрыть возможные лазейки, связанные с неправомерным использованием дополнительных льгот: «Серьезные льготы могут дать большие «дырки», и в эту брешь кто только не устремится. От благотворительных организаций ничего не останется. Их выгонят из всего, что у них есть, и мы будем иметь большие здания с надписью Фонд «Ромашка». МинФин не возражает против льгот в целом, но там говорят: «Дайте нам такое предложение, чтобы «дыр» было поменьше». 
В ответ Елена Альшанская  предложила привязать имущественные льготы к статусу НКО исполнителей общественно полезных услуг (ИОПУ). Порядок признания некоммерческих организаций исполнителями общественно полезных услуг предполагает, что организация зарекомендовала себя как безупречный партнер государства, но можно добавить и дополнительные нормы контроля, заметила Елена Альшанская.
Рассматривая дополнительные возможности государственной поддержки благотворительных организаций, участники секции подчеркнули актуальность информационной поддержки и содействия овладению некоммерческими организациями элементарной правовой грамотностью. Тогда в типовых ситуациях НКО смогут заглянуть в тот закон, который нужно, а это уже немаловажно.
В пленарном заседании приняли участие премьер-министр России Дмитрий Медведеви вице-премьер Татьяна Голикова. Открывая пленарное заседание, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов привел данные мониторинга гражданского общества, который проводится Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора. Согласно этим данным, общая сумма благотворительных средств от физических и юридических лиц оценивается в 200-250 млрд рублей в год. По данным мониторинга, наши граждане поддерживают широкий спектр социально значимых проблем, однако наиболее масштабные направления благотворительности совпадают с приоритетами социальной политики государства. Прежде всего, это касается развития человеческого капитала, которое является наиболее перспективным направлением инвестиций.
Представляя премьер-министру итоги обсуждения секции, Лев Якобсон отметил необходимость совершенствования законодательства о благотворительности в различных его аспектах. Невозможно переоценить роль Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества, принятой в 2009 году. План, положенный в основу Концепции, полностью выполнен, но  сегодня необходимо отразить в законодательстве проблемы, с которыми сталкиваются благотворительные организации на новом этапе развития. Это и нестыковки в законах, и отсутствие правового регулирования новых, перспективных явлений, таких как краудфандинг. 
Заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова заинтересовалась идеей о предоставлении льготы по налогу на имущество благотворительным организациям имеющим статус ИОПУ, и вошедшим в соответствующий реестр, а также  обещала подумать над продлением периода применения льготной ставки страховых взносов для НКО и благотворительных организаций, который заканчивается в 2018 году.
Работа секции, организованной Центром, нашла подробное отражение в итоговом документе предложений, которые будут представлены правительству для разработки конкретных мер. На уровне регионального законодательства это  создание так называемых региональных дорожных карт развития благотворительной деятельности, включающих поэтапный план усиления имущественной поддержки благотворительных организаций и введение льгот по региональным налогам и сборам для благотворительных организаций, отвечающих определенным критериям.

Профильным министерствам предлагается изучить возможность отмены требования ежегодного аудита для фондов, поступления имущества и денежных средств в которые не превышают трех миллионов рублей в год, и которые не получают поддержку от иностранных источников.
По мнению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, «основная задача государства создать правила, но не репрессивные, а по которым можно жить».
 

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.