Инвестиции социального воздействия и миссия некоммерческой организации
Лейтмотивом второго дня Летней школы стала дискуссия, в ходе которой участники и эксперты искали ответы на вопросы «Являются ли инвестиции социального воздействия резервом повышения устойчивости НКО и решения социальных задач в России», и где еще и как найти такие резервы.
Программу второго дня открыла лекция старшего научного сотрудника Центра исследования гражданского общества и некоммерческого сектора Натальи Ивановой. Предметом обстоятельного разговора стали инвестиции социального воздействия, также называемые импакт-инвестиции. Концепция инвестиций социального воздействия возникла сравнительно недавно, и кратко можно дать следующее определение таким инвестициям: «инвестиции, сделанные с намерением получить позитивный, измеримый социальный и экологический эффект наряду с финансовым результатом».
Критериями инвестиций социального воздействия (ИСВ), по мнению спикера, являются:
•Наличие финансового и социального (экологического) результата. Причем финансирование всегда должно быть возвратным (или даже приносящим прибыль);
• Финансовый и социальный KPI совпадают;
• Намерение создать социальную ценность;
•Возможность оценки и измерения позитивного социального/экологического эффекта.
В качестве примеров спикер привела пример британской транспортной компании HCT-Group, получившей кредит от социального инвестора для перевозок пассажиров социально незащищенных групп, а также социальный бизнес Гузель Санжаповой, развивающей инфраструктуру для заброшенной деревни Малый Турыш Свердловской области. Благодаря проектам основоположника уже завоевавшего популярность медового производства Cocco bello Гузели Санжаповой из опустевшего поселка Турыш перевоплотился в реальный культурный центр, и с каждым новым витком социального проекта он становится все наиболее обустроенным.
Проблемой развития импакт-инвестиций в РФ, по мнению эксперта, является недоверие инвесторов к возвратности своих средств. В условиях российского рынка сложно предугадать ситуацию даже через 5 лет, что, конечно, является проблемой.
Наталья Иванова назвала также еще одну отличительную черту ИСВ в России: отсутствие академических исследований и путаница в терминологии. Для решения этих вопросов необходимо информировать и мотивировать стейкхолдеров.
Обсуждение такой новой и интересной для исследователей и практиков тематики не оставило равнодушным ни одного человека в аудитории, вызвав оживленный разговор по поиску решений для устранения барьеров на пути ИСВ в России.
Второй день Летней школы также запомнился участникам тематической сессией, посвященной вопросу «Является ли государственное финансирование резервом повышения устойчивости функционирования НКО» «об участии государства в финансировании НКО».
Спикерами выступили начальник отдела проектов межсекторного взаимодействия Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России Татьяна Евлампиева и Ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Владимир Беневоленский.
Татьяна Евлампиева поделилась с участниками Летней школы актуальной повесткой текущей деятельности отдела. Развитие секторов добровольчества и благотворительности, по мнению спикера, дает видимые результаты. Доверие к благотворительным организациям в обществе растет и за счет открытых лицензий и новых проектов Департамента, таких как конкурс «Точка отсчета».
Менее позитивный опыт характерен в решении проблем относительно доступа НКО на рынок услуг в социальной сфере, а также в создании инфраструктуры поддержки некоммерческого сектора. Но в этом направлении ведется активная деятельность: отдел под руководством Татьяны Евлампиевой принимает комплекс мер по уравниванию НКО и субъектов малого и среднего предпринимательства перед Минфином, а также стимулирует процесс передачи некоторых услуг в руки НКО.
После обстоятельного рассказа Татьяны Евлампиевой о работе отдела проектов межсекторного взаимодействия, Владимир Беневоленский рассказал об основных социальных функциях НКО, а также привел ряд интересных социологических данных. Так, аудитория узнала, что источники финансирования НКО по данным группы из 34 стран на 35% состоят из государственных средств, более чем половину расходов (53%) покрывают членские взносы, и только 12% поступает из благотворительных пожертвований.
По сложившейся традиции, время после лекции было посвящено вопросам участников Школы. Обсуждались главные выгоды государства от устойчивой успешной деятельности НКО, а также была затронута проблема неравномерной вовлеченности регионов России в государственные проекты по развитию НКО.
Программу второго дня Летней школы продолжил открытый для всех желающих семинар — с почетным докладом «Миссия НКО и ее вклад в стратегию развития организации» выступил профессор Деннис Рич.
Кульминацией второго дня Летней школы стала лекция Денниса Рича «Миссия НКО и ее вклад в развитие организации». Почетный профессор факультета бизнеса и предпринимательства (Коламбия Колледж, Чикаго, США) Деннис Рич рассказал о том, почему правильная формулировка миссии помогает НКО не только выстраивать устойчивую стратегию деятельности организации, но и продуктивно взаимодействовать с внешней средой. Доклад опирается на международные исследования роли миссии в обеспечении эффективной деятельности НКО и обширный практический опыт спикера как основателя Чикагского Центра политики в сфере искусства и действующего управляющего директора консалтинговой компании Creative Enterprise Consulting.
Для чего некоммерческой организации миссия? — формулирует Деннис Рич главный вопрос своего доклада. Миссия – это способ донести до мира, что из себя представляет организация. Коммерческие компании используют миссию для своих финансовых целей, у НКО же прибыль направляется на получение благ, а не дохода. Однако без правильно сформулированной миссии организация не сможет привлечь персонал (к примеру, волонтеров) или финансирование (в форме благотворительности). Также миссия помогает понять, чем НКО отличается от других и в целом обеспечивает существование организации. Главная задача НКО — это выполнение своей миссии, и в этом отличие ее от бизнес-организаций.
Как правильно сформулировать миссию и придерживаться ее выполнения в команде? Деннис Рич считает, что формулировка миссии не должна часто изменяться, однако, не обращать внимание на быстро меняющиеся в рамках всеобщей глобализации технологии тоже не стоит. Как отметил спикер: «Если моя миссия не соответствует миру — она больше не может ему служить!» Также миссия должна быть достаточно широкой, чтобы обеспечить рост организации, но в то же время отвечать потребностям целевой группы. Миссия вечна. Миссия должна быть сердцем вашей организации, подчеркнул спикер.
Кого-то из аудитории заинтересовал вопрос: как быть с организациями, успешно функционирующими и без миссии? Это означает, отметил спикер, что в компании есть человек, которого можно назвать визионером, направляющий команду и обеспечивающий ее рост. Но что будет, если визионер уйдет? — В свою очередь спрашивает аудиторию Деннис Рич. Означает ли это, что компания погибла?..
В ходе совместного обсуждения руководители НКО задали спикеру много вопросов о важности миссии и ее грамотной формулировке, а также обменялись своим видением этого вопроса. Несмотря на то что миссия формулируется центральным звеном управления, по мнению спикера, важно, чтобы ее понимали все работники, так как это — залог стабильности. Было отмечено, что чем больше людей в компании, тем сложнее избежать дрейфования миссии, но задача председателя Совета попечителей сделать все возможное, чтобы этого избежать.
Завершила лекционную программу дня тематическая сессия «Коллизии реципрокных отношений в православной среде и устойчивость НКО», на которой с докладом выступил старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Борис Кнорре.
Существует мнение, что священник обладает особыми возможностями для стимулирования и воспроизводства отношений дарообмена, так как является так называемым «исключенным участником». Борис Кириллович эту позицию оспаривал, основываясь на исследованиях российских и зарубежных ученых, к примеру, антрополога Тобиаса Кёлнера. Спикер отметил, что священнику часто оказывается достаточно трудно запустить цепочку дарообмена из-за того, что ему необходимо осваивать методы фандрайзинга в силу корпоративных имиджевых требований (в том числе и по поддержанию храма, но не только), требующих серьезных материальных вложений и затрат, то есть священнику приходится преследовать выгоду.
Также в ходе выступления был сделан акцент на том, что священнику приходится сочетать в себе две принципиально разные роли — роль администратора и представителя Бога или «жреца и бигмена», что и приводит к коллизии реципрокных отношений и переходу к «дарообмену по принуждению».
«Модель дарообмена в приходской среде гипотетическая возможна, есть случаи, когда она действительно реализуется. Теоретические основания для нее справедливы. Но при попытке сопоставить данную модель с реальностью мы обнаруживаем значительное несоответствие», — отметил спикер.
В завершении своего выступления спикер сказал несколько слов о том, что церковные НКО вносят большой вклад в развитие некоммерческого сектора и при этом реализуют уникальные принципы функционирования.
После этого пришло время для вопросов, в ходе которого участники обсудили возможные стратегии для совмещения двух вышеописанных ролей священника, а также способы повышения престижа церковных некоммерческих организаций.
В конце второго дня международной летней школы «Резервы устойчивого развития НКО в России и за рубежом: инновационные подходы и апробация» участники презентовали свои проекты.
Для продуктивной работы, исследователи разошлись по двум аудиториям.
Выступления первой группы участников модерировал ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Владимир Беневоленский. Объединенные общей тематикой некоммерческого сектора проекты участников сильно отличались друг друга, так как каждый спикер делал акцент на той области, с которой он знаком лучше всего.
Так, доклад Варвары Кульковой был посвящён трансформации внутренней устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций, а Евгений Тищенко сконцентрировался на экономической составляющей, рассказав о так называемых «Development impact bonds».
Презентации второй группы участников прошли под руководством Александры Телицыной. Проект Ольги Фархитдиновой, посвященный созданию «университета для взрослых», вызвал бурную дискуссию, в ходе которой были упомянуты успешные примеры реализации этой идеи в Германии и Дании, а также определены основные проблемы — отсутствие готовой методологии для обучения взрослых и неготовность рынка. Выступление Ольги Жвирблис также было связано с образовательной сферой, однако, в данном случае речь шла о преподавании бизнес-навыков представителям некоммерческого сектора.
В процессе данного формата работы слушатели смогли поделиться идеями по развитию некоммерческого сектора и гражданского общества, выслушать конструктивную критику и получить обратную связь от коллег и экспертов.
Разработка групповых исследовательских проектов
Второй день Летней школы закончился разработкой коллективных научно-исследовательских проектов, публичная защита которых предстоит в последний день работы школы. Участники разделились на 5 групп, в которых уже принимались решения о направлении работы и уточнялась тема проекта. Данная форма активности особенно продуктивна, так как исследователи с разным бэкграундом могут обогатить и расширить кругозор друг друга, а также сразу же применить знания, полученные в ходе Летней школы. Благодаря плодотворной работе в группах и живому обсуждению к вечеру второго дня были обозначены четкие контуры будущих проектов.