Марина Шабанова выступила с докладом "Социально-экономические факторы развития этичного потребления: есть ли будущее в России?" на семинаре серии "Социология рынков" Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ
Шабанова Марина Андриановна, д.с.н., к.э.н., профессор Департамента прикладной экономики, ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ
В последнее время в развитых странах все чаще говорится об этичном потреблении как противодействии гражданского общества (потребителей) развитию неприглядных деловых практик, наносящих значительный вред окружающей среде, людям, животным («Money is a vote which you can use every time you go shopping»). Постепенно эти практики проникают и в менее развитые страны. В докладе представлены результаты первого репрезентативного эмпирического исследования этичного потребления в России (2014 – 2015 гг., N=2 тыс.). Выявлены уровень и профили этичного потребления, а также основные типы этичных потребителей. Определены экономические и неэкономические факторы отнесения индивидов к разным типам потребителей. На этой основе, а также с учетом и сопоставлением позиций других ключевых акторов (бизнеса, НКО, федеральной власти) обсуждается вопрос о потенциале и условиях расширения этичного потребления в России.