Ирина Мерсиянова выступила с докладом на состоявшейся в НИУ ВШЭ презентации исследования благотворительного фонда «Нужна помощь»
Доклад был посвящен теме «Доверие населения к НКО и наши ожидания от тех, кто должен решать социальные проблемы» и был основан на данных, полученных в рамках мониторинга состояния гражданского общества, проводимого Центром при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Фонд «Нужна помощь» провел свое дебютное исследование на тему «Административные расходы НКО, или должны ли сотрудники фондов получать зарплату». Согласно полученным данным 88% пользователей рунета не готовы жертвовать на оплату труда, аренды, страхования и прочих административных нужд сотрудников НКО. 13% этой выборки считают, что в фондах вообще не должно быть зарплат. И только 6% опрошенных вовлечены в регулярную и осознанную благотворительность (либо занимаются волонтерством в НКО, либо регулярно жертвуют на нужды фондов). Сотрудники некоммерческих организаций сами часто не решаются поднимать тему зарплат и других инвестиций в организацию. Познакомиться с результатами исследования можно на сайте портала «Такие Дела» http://bit.ly/Overhead_Study_Russia_2016
Также с докладами и сообщениями выступили: Елена Тополева-Солдунова, директор АСИ, эксперт Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, член ОП РФ, ведущий научный сотрудник Центра, Гор Нахапетян, предприниматель, основатель благотворительного фонда «Друзья», советник ректора Московской школы управления «Сколково», Митя Алешковский, председатель Совета благотворительного фонда «Нужна помощь», Ирина Воробьева, корреспондент радио «Эхо Москвы», координатор поискового отряда Lisa Alert, Вадим Ковалев, первый заместитель председателя Ассоциации менеджеров России, Юлия Матвеева, президент благотворительного фонда «Вера».
Дискуссия с аудиторией выявила несколько ключевых проблем. Например, участники дискуссии отметили, что третий сектор не воспринимается как часть рынка, где действуют свои законы и, расходы на развитие организации считаются обоснованными, а НКО до сих пор оправдываются за зарплаты тем, что делают добрые дела. Сами представители НКО-сообщества расходятся во мнениях: кто-то гордится маленькой зарплатой, а кто-то отстаивает право на возможность лечить зубы и делать маникюр. Также отмечалось, что в обществе бытует ложный образ благотворителя: для большинства это совсем не профессионал, а человек, который отработал две смены, сходил домой покормить детей и уложить их спать, а сам отправился помогать страждущим. Участники дискуссии попытались разобраться в том, как на ситуацию смотрят НКО, и что о проблеме думает бизнес.
Позиция СМИ весьма однородна. Большинство из них полагают, что тема вряд ли быстро станет широко популярной, и поэтому рекомендуют начинать разговор со страниц профессиональных, «цеховых», изданий (например, Филантроп, АСИ, Такие Дела). Ведь до сих пор, отметили участники дискуссии, опубликованное в журнале фото красивой ухоженной женщины с маникюром, помогающей бездомному, вызывает протест у населения. А СМИ зачастую не готовы развеивать подобные мифы о благотворительности.
Елизавета Язневич, руководитель отдела исследований БФ «Нужна помощь», отметила: «Неоднозначное восприятие исследованной темы участниками дискуссии для нас, прежде всего, показатель развития сектора. Приглашенные эксперты, даже говоря, казалось бы, с разных позиций, на самом деле постепенно обнаруживали близость мнений. Мы видим, что центростремительное движение уже началось. Вопрос лишь в том, кто сделает первый шаг?!».