• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Услышать дыхание истории

Несмотря на то что участники Летней школы с утра до позднего вечера заняты учебой, организаторы сумели найти время и для встреч с историко-культурными ценностями. 

Участникам Летней школы представилась потрясающая возможность посетить выставку «Золотые монеты в истории династии Романовых» в музее Международного нумизматического клуба, учрежденном меценатом и предпринимателем Вагитом Алекперовым. Выставка представляет собой совместный выставочный проект Музеев Московского Кремля и Международного нумизматического клуба.

В пятый день школы, 8 сентября выставку посетила последняя группа участников, у которых остались незабываемые впечатления об увиденных уникальных нумизматических экспонатах, в том числе и благодаря потрясающему экскурсоводу-историку. Выставка дала возможность услышать дыхание истории, а мультимедийная 3D экскурсия в специальных очках позволила увидеть экспонаты в трехмерном объемном виде, кажется, еще немного – и ты очутишься в роскоши дворцов или на берегу Невы вместе с Петром I.

Организаторы акцентируют наше внимание, что… «венценосной династии было и будет посвящено множество событий с привлечением огромного количества исторических материалов. Однако ни разу история Романовых не была рассказана от начала до конца языком монеты – самого надежного и в то же время загадочного источника информации».  

Являясь элементами важнейших церемоний, олицетворяя богатство и благотворительность царской семьи, золотые монеты широко использовались в дворцовом обиходе. Не случайно золото называют «царем металлов» и «металлом царей». Помимо денежной функции, золотая монета исполняла роль символа священного статуса русского самодержца, пропагандировала величие империи и демонстрировала широкий спектр личных инициатив монарха. 

В ходе экскурсии нам приоткрылись некоторые нумизматические тайны. Скажем, на провокационный вопрос экскурсовода, какая монета на сегодняшний день стоит больше – номиналом в 3 или 5 рублей, слушатели легко догадались, что, по-видимому, это монета в 3 рубля, несмотря на то что по драгоценного металла в монете номиналом в 5 рублей содержится больше! Стоимость коллекционных экспонатов зависит от тиража, от ее художественной ценности, от времени выпуска, и от времени царствования той или иной царственной особы. Понятно, что при безвременной кончине правителя, следующий хотел лицезреть на монетах уже свой лик, и давал указание перечеканить уже отлитые тиражи, а от количества монет в обиходе зависит их шанс «дожить» до наших времен.  Среди экспонатов есть такие, которые известны всего в нескольких экземплярах.

Среди самых редких экспонатов – червонец 1716 года, единственная российская золотая монета с надписью на латыни, выпущенная специально для заграничных платежей во время поездок Петра I в Европу, а также «известные монеты» – поддельные нидерландские дукаты, отчеканенные Санкт-Петербургским монетным двором для секретных операций Российской империи. 

Нумизматика может рассказать нам и о характере правителя. Так, стремление императора Павла I все делать наперекор матери нашло отражение и на монетах. Чеканные портреты российских царей украшали серебряные монеты России, начиная с Петра 1, и нарушить эту общеевропейскую традицию было немыслимо. Тем не менее, Павел I стал первым царем, который не разрешил печатать свой лик на монетах империи. Существует мнение, что он был курнос и не любил смотреться в зеркало. Гравер сделал невозможное, убрав вздернутость носа и нарядив императора в мундир Преображенского полка с андреевской лентой и крестом святой Анны. Однако и этот рубль не попал в обращение, так и оставшись пробной монетой. После всех бюрократических проволочек и бесчисленных согласований портрет с рублевика был убран, а вместо него появился картуш с библейским изречением «Не намъ, не намъ, а имяни Твоему». В итоге царский лик исчез с государственной монеты на долгие года – почти на три поколения российских императоров. Сменивший на престоле отца Александр 1, не без оснований также весьма критически относившийся к своей внешности, во всеуслышание заявил – «При мне будет все как при батюшке».

Выставка рассказывает о роли золотых монет в быту царской семьи.  Например, глядя на «осыпало» для церемонии венчания на царство, узнаешь, что одним из важных элементов венчания на великое княжение, а затем венчания на царство являлся обряд осыпания золотыми монетами, пришедший на Русь с Востока и означавший пожелание богатства, счастья, долголетия. Для этого обряда предназначались обычные монеты русской чеканки, но чеканенные не на расплющенных кусочках серебряной проволоки, а выполненные из золота. Ни в коем случае «осыпало» (мелкие золотые монеты) нельзя было подбирать, это поручалось специальным людям. А сами монетки раздавались на память почетным гостям в качестве памятных знаков. Среди экспонатов есть настолько мелкие монетки, что изображения лиц на них при увеличении похожи на забавные «смайлики». Ну, как смог гравер, так и изобразил, ведь технические возможности того времени были ограничены. 

Во втором разделе выставки экспонируются золотые монеты, которые исполняли роль царских пожалований. В России с середины XVI в. такие монеты стали особой формой «государева пожалованья» за ратные подвиги. В этом разделе представлена уникальная монета из собрания Музеев Кремля времени правления царя Михаила Фёдоровича в серебряной оправе, на которой выгравирована надпись о награждении стольника В. Фефилатьева. На сегодня это наиболее ранний известный случай превращения московского золотого в именную датированную награду. В начале XVIII века награждение за ратные подвиги золотыми и позолоченными монетами сменяется награждениями медалями и орденами. Этот переходный период отражают представленные на выставке жалованные монетовидные награды 1702 года с изображением Петра I. (Более подробно о выставке можно узнать, пройдя по ссылке).

По замыслу организаторов, основная цель открытия музея нумизматики – это придать новый импульс интереса к отечественной истории и способствовать развитию и популяризации нумизматики.