Состоялась общественная дискуссия «Как повысить доверие к НКО»
Завершилась общественная дискуссия «Как повысить доверие к НКО», организованная в ГУ-ВШЭ Агентством социальной информации (АСИ). В основу споров легли результаты социологических исследований, которые проводились по заказу АСИ в рамках программы «Укрепление общественной поддержки НКО». В дискуссии приняла участие сотрудница лаборатории Мерсиянова Ирина Владимировна с докладом «Готовы ли россияне воспринимать идеи и ценности Третьего сектора».
Исследования, проводимые по заказу АСИ в рамках программы «Укрепление общественной поддержки НКО» носили комплексный характер: на первом этапе Лаборатория исследования гражданского общества Государственного Университета Высшая Школа Экономики методом вторичного анализа данных изучала общественную активность населения в восьми субъектах федерации (Москве, Санкт-Петербурге, Алтайском крае, Калининградской области, Краснодарском крае, Нижегородской области, Челябинской области, Хабаровском крае). Результаты анализа были представлены старшим научным сотрудником Ириной Мерсияновой. Основной вывод этого исследования, по ее словам, заключается в том, что при невысоких показателях реального участия россиян в НКО и гражданских инициативах, социальная база российского третьего сектора может быть достаточно внушительной: по крайней мере, половина россиян готова принимать участие в мероприятиях и собраниях НКО и гражданских инициатив, каждый третий готов быть добровольцем или работать в НКО за плату, каждый четвертый декларирует готовность стать инициатором создания, организатором каких-либо НКО и гражданских инициатив.
Выводы вторичного анализа послужили основой первичных исследований, которые проводились по заказу АСИ исследовательской группой ЦИРКОН в апреле-мае 2008 года. Исследования были нацелены на выявление потребностей граждан в деятельности некоммерческого сектора, факторов, способствующих и препятствующих участию граждан в работе общественных организаций, а также на изучение опыта и потребностей НКО в развитии взаимодействия с населением. Исследования проводились в пяти городах России (Москва, Барнаул, Нижний Новгород, Калининград, Краснодар) и включали опросы руководителей некоммерческих организаций, массовые опросы населения и дискуссионные фокус-группы.
Комментируя результаты исследования, руководитель группы ЦИРКОН Игорь Задорин отметил, что, основной его вывод – это то, что в нашем обществе нет сформированного мнения по отношению к благотворительности и тем более по отношению к НКО. Уровень информированности граждан о благотворительных, общественных организациях крайне низок (в среднем только один из трех россиян слышал о таких организациях). Тем не менее, как отмечают исследователи, у людей возрастает интерес в НКО. Так, более половины респондентов, от 44% в Калининграде до 68% в Барнауле, хотели бы больше знать об НКО. Более того, подавляющее большинство граждан выразило позитивное отношение к третьему сектору, что говорит о наличии в обществе кредита доверия к НКО. Сейчас реальный (и даже декларируемый) уровень вовлеченности населения в деятельность третьего сектора весьма низок. Опрос показывает, что только от 3% участников опроса в Калининграде и до 10% в Москве в течение прошедшего года участвовали в деятельности общественных организаций. Это выражалось в личном участии (волонтерстве), финансовой поддержке или нефинансовой материальной помощи (передача вещей, продуктов питания, лекарств для нуждающихся). Исследования свидетельствуют о том, что осуществление благотворительной деятельности через НКО сдерживают распространенные стереотипы по отношению к ним. Так, около половины респондентов считает, что организации часто расходуют пожертвованные средства не по назначению. Более 40% убеждены, что НКО существуют сами для себя. При этом, по мнению руководителей НКО, основная причина неучастия населения в поддержке общественных организаций – распространенное представление, что социальная работа является функцией государства. Несмотря на взаимодействие НКО и населения, руководители организаций отмечали, что испытывают дефицит общественной поддержки (78% опрошенных руководителей НКО признались, что хотели бы увеличить свою социальную базу). Главный парадокс, который выявили исследователи, - позитивное отношение граждан к благотворительным организациям в целом при незнании и явном недоверии к ним, когда речь заходит об участии в их деятельности. По мнению директора АСИ Елены Тополевой, это может и должно быть мотивом к решению важной проблемой для российского третьего сектора - завоевания общественной поддержки. Кроме того, результаты послужат многим некоммерческим организациям для анализа своей деятельности.
Представленные итоги исследования вызвали споры среди представителей НКО. Так, руководитель благотворительного фонда «Московский дом милосердия» Галина Бодренкова считает, что НКО за последние годы достигнуты большие результаты, позитивные изменения, в том числе, в привлечении людей (доноров, добровольцев, представителей органов власти) к деятельности общественных организаций. Однако, по мнению социологов, благотворительность и тем более НКО – это пока что не часть массового сознания, и все изменения, которые заметны НКО, настолько невелики, что массовыми исследованиями не фиксируются.
Часто каналы коммуникации и методы, которые используют НКО для привлечения общественной поддержки, оказываются малоэффективными. Одним из методов повышения внимания к НКО, считает руководитель РR-службы нижегородской Ассоциации неправительственных организаций «Служение» Оксана Тажирова, является личный контакт, хотя наиболее действенен будет комплексный подход. Куратор сайта социальной рекламы Владимир Вайнер уверен, что важен в первую очередь не сам канал коммуникации, который НКО хочет использовать, а то, насколько грамотно организация передает информацию. По его мнению, в региональных СМИ отсутствует информация о деятельности НКО. И в этом вина самих организаций, поддерживает его ведущая программы «Богач. Бедняк. Благотворитель» Анна Белокрыльцева. «Немногие НКО осознали необходимость донесения информации о своей деятельности через СМИ». Не всегда СМИ объективно рассказывают об организациях и их деятельности, что нередко наносит им вред. Она считает, что НКО должны формировать пул своих журналистов, которые будут формировать имидж организаций.
Как отметил Игорь Задорин, исследование выявило три характерные группы населения в зависимости от отношения граждан к деятельности НКО и личного опыта участия в ней: люди, «уже участвовавшие и готовые участвовать дальше», «пока не участвовавшие, но в принципе готовые» и «участвовавшие, но не намеренные это делать через НКО». По мнению Владимира Вайнера, НКО эффективнее взаимодействовать с аудиторией, которая чаще участвует в работе организации. Представляя канал для коммуникации, они смогут поделиться опытом с другими потенциальными участниками деятельности НКО. Галина Бодренкова считает, что организации должны работать с разными группами населения, повышая их профессионализм.
Подводя итоги дискуссии, Елена Тополева подчеркнула, что проблема повышения доверия к НКО усугубляется тем, что реально действующих, активных и заинтересованных в привлечении общественности НКО – пока очень мало. По мнению Задорина, сейчас третий сектор – это явление для немногих, но потенциал для его развития – очень большой.
Информация предоставлена АСИ.