Экспертное мнение: важен комплексный подход к оценке ситуации в сфере детства
Александра Телицына приняла участие в ежегодных общественных слушаниях Отчета о деятельности Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко за 2020 год.
В 2020 году Благотворительному Фонду Елены и Геннадия Тимченко исполнилось 10 лет; он во второй раз возглавил рейтинг частных благотворительных фондов Forbes и занял второе место в Рейтинге корпоративных и частных НКО RAEX. В октябре 2020 года Фонд Тимченко был удостоен двух государственных наград за активное участие в подготовке и проведении Общероссийской акции взаимопомощи «#МыВместе». Генеральный директор Фонда Мария Морозова награждена знаком отличия «За благодеяние», а Фонд — памятной медалью «За бескорыстный вклад в организацию Общероссийской акции взаимопомощи «#МыВместе».
К работе всех программ Фонд привлекает ведущих российских и зарубежных экспертов, их мнение учитывается при разработке стратегических планов и выборе проектов для финансирования. Слушания состоялись офлайн 15 июня 2021 г. в Зале заседаний Совета Общественной палаты РФ, но при этом шла онлайн-трансляция и некоторые участники подключались онлайн. В слушаниях принимали участия партнеры, представители некоммерческих организаций, культурных и образовательных учреждений, средств массовой информации.
Чтобы максимально учесть мнения всех заинтересованных сторон, участникам заранее высылали черновую версию отчета. Александра Телицына высказала ряд предложений и комментариев к тексту годового отчета по программе «Семья и дети», чтобы помочь сделать его более содержательным и понятным.
В 2019 году вместе с экспертами был разработан прототип Индекса детского благополучия, включающий систему объективных и субъективных показателей. Идея индекса и пилотное исследование одного из его доменов «Здоровье и безопасность» были представлены на форуме «Сильные идеи для нового времени» Агентства Стратегических Инициатив в ноябре 2020 года. Индекс вошел в топ-10 направления «Новая социальная стратегия» и топ-100 всех идей. Результаты этого исследования и обратная связь экспертов, руководителей регионов и ведомств показали, что тема индекса актуальна, особенно с учетом нового государственного приоритета — благополучия семей с детьми и детей. Доработка Индекса и учет его параметров в государственной политике в сфере детства, доказательный подход, а также ряд других инициатив, предложенных Фондом, вошли в план Десятилетия детства, который будет реализован до 2027 года. Это значит, что комплексный подход к оценке ситуации в сфере детства сможет получить более широкую экспертную и государственную поддержку, а для реализации идеи появятся стратегические партнеры.
В 2019 году были представлены результаты исследования основных причин, по которым дети становятся «социальными сиротами» и при живых родителях попадают в специальные детские учреждения. В 2020 году начаты дополнительные исследования, для понимания причин социального сиротства и анализа более эффективной работы поддерживающих структур.
Совместно с партнерами фонд ведет работу по созданию реестра (банка) доказательных практик в сфере детства с 2019 года. Их верифицируют независимые эксперты по разработанному «Стандарту доказательности практик в сфере детства». Развитие реестра вышло на новый этап – им заинтересовались держатели других реестров, корпоративные доноры и НКО, профильные министерства и ведомства. Создание новых стратегических партнёрств в продвижении реестра должно обеспечить проекту устойчивость.
В 2020 году был запущен конкурс для некоммерческих организаций, которые хотели бы верифицировать свои практики. Победители конкурса совместно с консультантами могли доработать практику в соответствии со стандартом и подать ее на верификацию с последующим включением в реестр. В конкурсе приняло участие 29 организаций, 21 прошла независимую верификацию согласно стандартам доказательных практик.
В 2019 году были представлены результаты исследования причин социального сиротства, которое по заказу Фонда провел Аналитический центр при Правительстве РФ. В 2020 году совместно с партнерскими организациями было продолжено исследование ситуаций временного помещения детей в специальные детские учреждения по заявлению родителей (законных представителей). Исследования прошли в Москве, Томской, Самарской и Новосибирской областях.
На основе результатов были разработаны рекомендации для создания условий, позволяющих в большинстве случаев избежать ненужного помещения ребенка в учреждение, включая перечень специфических услуг, необходимых семьям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.
Как отмечают эксперты, ребенок должен участвовать в принятии решений, которые касаются его настоящей и будущей жизни. В 2020 году Фонд Тимченко совместно с партнерами провел Всероссийскую научно-практическую онлайн-конференцию с участием зарубежных экспертов «Вместе с детьми». Наравне со взрослыми в опросах, выступлениях и дискуссиях участвовали дети — воспитанники приемных семей, профильных учреждений, дети в тяжелой жизненной ситуации. Представители профильных советов и министерств отметили поступившие от детей предложения, а главное, само их участие в обсуждении. В адрес министерств и ведомств, региональных органов власти, экспертов подготовлена резолюция с предложениями по развитию практики участия детей.
Предложение подготовить доклад о положении детей в России самими детьми одобрил Координационный совет при Правительстве РФ по проведению Десятилетия детства. В План Десятилетия детства вошли положения о необходимости расширения механизмов участия детей и подростков в принятии решений, затрагивающих их интересы, учета их мнения по вопросам в сфере детства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Кроме того, дети — участники конференции — примут участие в исследовании мнения детей Университета Квинс в Белфасте (Ирландия) о соблюдении их прав во время пандемии.
В 2020 году продолжилось начатое в 2018-м лонгитюдное исследование с участием авторов дневников и их семей. В этом году оно проходило в 2 этапа: телефонный опрос о влиянии коронавируса на жизнь приемных семей и создание автоэтнографического нарратива[1]. Благодаря опросу выяснилось, с какими трудностями столкнулись приемные семьи, а материалы автоэтнографических нарративов позволили выявить факторы социальной адаптации и механизмы обеспечения благополучия детей в приемных семьях, описать проблемы и трудности, с которыми сталкиваются воспитанники и выпускники приёмных семей, обозначить ресурсы для их преодоления, а также показать лучшие практики социальной адаптации.
В ходе исследования были отмечены специфические для 2020 года базовые трудности. К ним относятся дистанционное обучение детей и связанные с ним сложности — 64%, материальные трудности — 40%, ограничения и/или невозможность проведения реабилитации и здоровьесберегающих процедур для детей, ограниченный доступ к специалистам —17%, нехватка социализации, нехватка физической активности —18%, а также психологическое напряжение —11%.
[1] Автоэтнографический нарратив - метод социологического исследования, в котором происходит соотнесение индивидуального опыта с социальным контекстом.