28 января состоялся научный семинар "Коммерциализация некоммерческих организаций — во благо или во вред?"
28 января состоялся научный семинар ЛИГО на тему: "Коммерциализация некоммерческих организаций — во благо или во вред?". На семинаре выступили: Московская Александра Александровна, к.э.н., зам. директора Института управления социальными процессами ГУ-ВШЭ; Мамута Михаил Валерьевич, президент Российского микрофинансового центра. Руководил семинаром — д.э.н. Лев Ильич Якобсон, профессор, первый проректор ГУ-ВШЭ, заведующий Лабораторией исследования гражданского общества.
Какова цель любой коммерческой деятельности? Видимо, прибыль. А может ли получать прибыль некоммерческая организация — НКО? И если вдруг такая организация начнет получать прибыль, останется ли она в статусе организации "третьего сектора"? Ведь в России существует закон об НКО, которым строго очерчены рамки деятельности этих организаций, исключающие ведение коммерческой деятельности в традиционном смысле этого слова, когда получаемая прибыль делится между членами и учредителями в качестве их личного дохода. Конечно, есть и социальное предпринимательство, и не только в России. Однако какова экономическая составляющего такого бизнеса? Социальное предпринимательство существует благодаря налоговым преференциям? А всякое ли НКО должно считать себя социально ориентированным предприятием? И что же это за предприниматель-альтруист, который ставит социально ориентированные задачи во главу угла деятельности своей фирмы? Ведь при таком подходе можно увлечься и прогореть, точно так же, как можно, работая в НКО, ощутить в какой-то момент вкус "большой деньги" и перекочевать в иной статус, ибо, по нынешнему российскому законодательству, НКО и социальное предпринимательство — это все же суть разные вещи… Все эти вопросы прозвучали на семинаре, собравшем представительный кворум видных российских политологов, обществоведов, ученых, представителей НКО, который вел первый проректор ГУ-ВШЭ Лев Якобсон. Он, в частности, предложил собравшимся обсудить и такую тему, как микрофинансирование в контексте проблемы развития социального предпринимательства.
С докладом "Развитие социального предпринимательства в среде российских НКО: возможности и преграды" выступила заместитель директора Института управления социальными процессами ГУ-ВШЭ Александра Московская. Указанная тема, отметила она, имеет три аспекта. Первый связан с определением феномена социального предпринимательства, которое на Западе все чаще рассматривается как желательная перспектива эволюции некоммерческого сектора. Второй определяется проблемами развития НКО в России, которые, с одной стороны, способствуют, а с другой — препятствуют превращению НКО в социальное предприятие. Третий аспект касается опыта российских организаций, которые уже имеют социально-предпринимательские черты и могли бы вполне перерасти в социальное предпринимательство. Социальное предпринимательство — это, по словам А. Московской, "новый способ осуществления социально-экономической деятельности, который сочетает социальную миссию с достижением экономической эффективности и новаторством, свойственным предпринимательству".
Понимание предпринимательства как новаторства здесь принципиально. В России очень часто предпринимательство является простым синонимом бизнеса, коммерции, а "о новаторстве, какой-то неординарной комбинации ресурсов, а уж тем более — комбинации социальных и экономических ресурсов, говорить не принято". Причем речь идет о комбинации этих ресурсов для достижения социальной и экономической эффективности, отсюда формы социального предпринимательства могут быть и сложнее, и оригинальнее.
НКО: определяясь с ориентацией