Ирина Мерсиянова: В мире наблюдается глобальный тренд на повышение роли НКО в оказании социальных услуг
На портале РБК Ирина Мерсиянова рассказала о значении НКО и волонтеров для России и других стран и дала экспертную оценку современному вкладу некоммерческого сектора в ВВП в России.
Минэкономразвития заказало разработку методики для оценки вклада в экономику от деятельности НКО, благотворительности и волонтерства. Доля этого сектора в ВВП России не превышает 1%, говорят эксперты, а в Канаде, например, выше 8%
В настоящее время Минэкономразвития оценивает вклад в валовой внутренний продукт России только коммерческого сектора, «в то время как аналогичные показатели по некоммерческому сектору, включая добровольчество и благотворительность, не рассчитываются», говорится в описании закупки. Пробел в понимании влияния некоммерческого сектора (его еще называют «третьим сектором» после государства и бизнеса) ограничивает возможности министерства в части оценки эффективности мер поддержки и динамики его развития, следует из технического задания.
С экономической точки зрения некоммерческий сектор — это часть социальной сферы народного хозяйства, отмечает директор центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова. НКО оказывают широкий спектр социальных услуг, включая образовательные программы, патриотическое воспитание, организацию досуга, оказание психологической помощи, социальную интеграцию людей с ограниченными возможностями, помощь бездомным и многое другое, приводит она примеры.
Доля некоммерческого сектора в ВВП страны во многом зависит от специфики организации социальных отраслей. «В тех странах, где традиционно в сфере образования и здравоохранения высока роль государственных организаций — поставщиков услуг, доля НКО в ВВП объективно оказывается ниже, чем там, где исторически оказанием услуг образования и здравоохранения занимались негосударственные организации», — говорит Мерсиянова.
Вместе с тем в последние 15–20 лет в мире наблюдается глобальный тренд на повышение роли НКО в оказании социальных услуг и, соответственно, рост экономического значения некоммерческого сектора. По данным международного исследования, выполненного под эгидой Университета им. Дж. Хопкинса, в начале 2010-х годов в среднем по группе обследованных 16 стран доля некоммерческого сектора в ВВП составляла 4,5%. Абсолютными лидерами по вкладу некоммерческого сектора в экономику были Канада (8,1% ВВП) и Израиль (7,1%). Во Франции доля составляла 4,7%, в Бразилии — 4,4%, в Киргизии — 2,3%, предоставила статистику эксперт.
Долю некоммерческого сектора в экономике России трудно достоверно определить из-за отсутствия достаточных статистических данных, сетует Мерсиянова. «Главный трудовой ресурс НКО — это волонтеры. Но данные Росстата по численности волонтеров, собранные в составе статистики труда, примерно в шесть раз ниже, чем данные, собранные Росмолодежью. Если брать в расчет высокую оценку численности волонтеров в России, то современный вклад некоммерческого сектора в ВВП можно с осторожностью оценить на уровне 0,6%», — полагает она.