Финансовая грамотность для детей: на помощь приходят комиксы
Александра Телицына как член экспертного совета ФГБУ Центра защиты прав и интересов детей приняла участие в заседании рабочей группы «Защита детей, оставшихся без попечения родителей» в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ, целью которого являлось проведение экспертной оценки справочника, систематизирующего сведения по финансовой грамотности в форме комикса и тематической онлайн-викторины для детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На заседании рабочей группы Александра Телицына, старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, рассказала о НКО, которые оказывают услуги просветительского характера с целью обучения финансовой грамотности детей уязвимых слоев населения, и о востребованности справочника.
Она отметила, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, уже достигшие 18 лет, часто бывают дезориентированы в финансовых вопросах, не знают, как использовать банковские продукты и т.д. Информация, представленная в справочнике по финансовой грамотности, безусловно, сможет помочь детям, оказавшимся без поддержки взрослых, которым можно доверять, найти ответы на многие вопросы, повысить компетенции в вопросах финансовой грамотности.
Материалы справочника изложены доступным языком, визуальный ряд дополняет текст и позволяет вникнуть в детали. Геймификация (сама идея комиксов, онлайн-викторины) помогает погрузиться в сложный незнакомый и пугающий мир бизнеса и финансов без напряжения. Детям и подросткам важно, чтобы с ними говорили на одном языке, а удачно выбранный создателями справочника формат комиксов идеально подходит для этого.
Александра Телицына внесла предложения по доработке справочника по финансовой грамотности: необходимо учитывать, что многие дети и подростки, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют поведенческие проблемы и сложности разного характера, в том числе отставание в развитии, педагогическую запущенность, медицинские диагнозы, такие, например, как умственная отсталость в слабой и средней степени, перинатальная энцефалопатия и др.
Часть диагнозов является «социальными» из-за стресса и ранней депривации, но впоследствии перерастает в медицинские. Это надо иметь в виду и попытаться найти тонкую грань, чтобы с одной стороны сделать информацию справочника еще более доступной для всех воспитанников детских учреждений, в том числе и для детей с особыми возможностями здоровья, но и не упростить материал так, чтобы для нормотипичных детей он казался слишком примитивным, с другой.
У многих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, есть денежные накопления (пособие по инвалидности, пособие по потере кормильца), доступ к которым воспитанники детских учреждений получают в 18 лет. К сожалению, отсутствие начальной финансовой грамотности не позволяет детям умело распоряжаться этими средствами и часто приводит к трагическим случаям. Эксперт указала, что в справочнике целесообразно уделить внимание и этим вопросам.
В целом Александра Телицына рекомендовала справочник, систематизирующий сведения по финансовой грамотности в форме комиксов для использования детьми, находящимися в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.