Как изменилось отношение к российским НКО
Очередная дискуссия на тему «Как изменилось отношение населения к российским НКО?» из цикла «Что мы знаем о состоянии гражданского общества на основе данных опросов и статистики?» прошла в медиацентре «Благосфера».
Хедлайнером встречи выступила Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, а представленные данные прокомментировали представители некоммерческого сектора — исполнительный директор Российского комитета «Детcкие деревни-SOS» Николай Слабжанин и руководитель проектов Агентства социальной информации Ольга Дроздова.
В основу доклада Ирины Мерсияновой легли данные всероссийского опроса населения, проведенного в 2022 году Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в рамках мониторинга состояния гражданского общества при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. Отличительной особенностью опроса был метод сбора данных — личное интервью по месту жительства респондента. Докладчица обратила внимание на то, что проведение такого опроса служит повышению гражданской образованности населения. Некоторые материалы для доклада были основаны и на других данных всероссийских опросов населения, проведенных в рамках мониторинга состояния гражданского общества в период с 2007 по 2021 год.
Ирина Мерсиянова сперва обратилась к данным об информированности, доверии, участии в деятельности негосударственных и некоммерческих организаций с 2009 по 2022 годы, которые свидетельствуют об отсутствии значительных изменений в динамике данных показателей. Так, количество респондентов, слышавших хотя бы об одной НКО, функционирующей в их населенном пункте, увеличилось с 73% в 2009 году до 76% в 2022. В то же время эти данные дифференцируются в зависимости от места проживания респондентов — в городах-миллионниках информированы о деятельности НКО 89% респондентов, в малых городах и поселках городского типа — 70%, а в селах — 63 %. Минимум данного показателя по России в целом был отмечен в 2015 году — 71 %, а максимум — в 2017, остановившись на отметке в 85%. Чаще всего респонденты называют как известные им НКО профсоюзы (35%) и садовые, дачные товарищества (34%) — организации, связанные с защитой их непосредственных имущественных или рабочих прав и интересов.
Ирина Мерсиянова обратила внимание и на то, что базовым показателем является уровень доверия, поскольку, если респонденты не доверяют организациям, они не хотят о них говорить, что приводит к снижению информированности.
В ходе обсуждения представленных данных Николай Слабжанин привел доказательства тезиса о том, что недоверие к НКО снижает уровень информированности о них. Более того, недоверие к НКО представляет угрозу самому их существованию, поскольку такие организации зависимы от ресурсов своих доноров и партнеров, без доверия которых не будет и поддержки от них.
Николай Слабжанин также выдвинул гипотезу о том, что уровень информированности о деятельности политических партий как субъектов гражданского общества находится в зависимости от электорального цикла — чем ближе выборы, тем больше сведений о партиях получает население.
Комментируя рассказ Ольги Дроздовой, Ирина Мерсиянова обратила внимание на то, что работа по тотальному повышению доверия к институту НКО может иметь пагубное последствие, поскольку это вызовет и увеличение мошеннических действий: «О доверии прежде всего должна думать сама НКО, и задача повышения доверия должна быть индивидуальной для каждой организации, поскольку оно возникает лишь в условиях непосредственного взаимодействия с окружающей действительностью».
Ирина Мерсиянова рассказала также о каналах информированности о деятельности НКО, среди которых лидирующим является личное общение с другими людьми, о чем заявили 53% респондентов. Характерной чертой времени является увеличение роли Интернета в популяризации НКО — с 4% в 2007 году до 27% в 2022 году вырос показатель информированности респондентов о деятельности НКО из материалов в Интернете.
Спикер представила также подробные данные о соотношении доверия и недоверия к НКО, о реальных формах участия в деятельности НКО, их динамике и соотношении с потенциальными формами участия в деятельности НКО.
В ход дискуссии включались слушатели, присутствующие в медиастудии и онлайн. Вячеслав Иванов, главный эксперт Центра уточнил, имеется ли региональная зависимость по информированности населения об НКО в зависимости от региона проживания или федерального округа.
Ирина Мерсиянова отметила, что дифференциация по регионам в условиях выборки всероссийского опроса не может быть оценена, разница же по федеральным округам действительно обнаруживается, но не обладает особой социологической ценностью, поскольку не отражает социально-культурные особенности. Аудитории также было интересно узнать, как в выборку попадают регионы и населенные пункты — спикер уточнила, что это результат всероссийского репрезентативного опроса, дающего трехступенчатую, стратифицированную выборку.
В ходе ответов на вопросы зала был также озвучен вывод о значительной роли государства в развитии гражданского общества, поскольку принимаемые властью решения стимулируют общественное обсуждение институтов некоммерческого сектора, что повышает доверие и, как следствие, информированность населения об НКО.
Как отметила модератор дискуссии Наталья Каминарская, мероприятия, подобные прошедшей дискуссии, представляют высокую ценность для рефлексивного развития гражданского общества, поскольку организации третьего сектора получают возможность знакомиться с уникальными экспертными данными о самих себе и учитывать их в планировании своего будущего.