• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Каким должен быть менеджер НКО?

Ирина Мерсиянова приняла участие в проектной сессии по разработке концепции профессионального стандарта «Менеджер некоммерческой организации (НКО)».

Каким должен быть менеджер НКО?

© senivpetro на Freepik

Ассоциация волонтерских центров в 2023 году инициировала разработку проекта профессионального стандарта «Менеджер некоммерческой организации (НКО)», актуальность которого обусловлена Указом Президента РФ.

По данным министерства юстиций РФ, в 2023 году в России действует более 200 тысяч НКО, среди которых порядка 50 тысяч являются социально ориентированными; в них трудятся более 500 тысяч человек и осуществляют волонтерскую деятельность более 3 миллионов человек, и их число постоянно увеличивается.

Экономический вклад третьего сектора, по оценкам Министерства экономического развития РФ в 2022 году составил 1,5% ВВП или около 2 трлн рублей, что сопоставимо, например, с такой отраслью, как сельское хозяйство.

Сегодня многие исследователи и руководители НКО отмечают поступательный характер развития российского некоммерческого сектора, формирование в нем «эволюционного» запроса на профессионализацию, и в первую очередь на профессионализацию его управленцев.

Как отмечает директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова, руководитель НКО должен иметь представление о специфике ведения некоммерческой деятельности, об организационно-правовых формах, возможных для организаций некоммерческого сектора согласно российскому законодательству, навыки эффективного взаимодействия с органами власти, в том числе с органами местного самоуправления. Ведь НКО и органы власти — это партнеры в решении вопросов местного значения, в решении социальных проблем. Они должны хорошо разбираться в правовых вопросах и финансовых основах деятельности НКО. Наконец, любой руководитель НКО должен обладать совершенно определенными личными качествами: порядочностью, честностью, эмпатией, умением убеждать, формировать команду и работать в ней и т.д.

Как показывают исследования, для многих руководителей НКО вопрос дополнительного образования, связанный с повышением качества управленческих задач, не всегда стоит среди приоритетных задач в организации.

Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ ведет большую просветительскую работу, поднимая эту тему на своих мероприятиях: конференциях, семинарах, Летних школах, партнерских просветительских циклах лекций, дискуссиях и т.д.  Центр является организатором Программы дополнительной профессиональной переподготовки «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», выпускник которой стал победителем Премии выдающихся выпускников Вышки в номинации «Гуманитарная помощь и личная социальная ответственность».

По мнению Ирины Мерсияновой, в целом руководитель НКО должен быть не менее компетентным, чем руководитель из коммерческого сектора, но зачастую он должен быть готов к более тяжелому труду, быть готовым служить обществу и интересам своей целевой аудитории: «Как мы выяснили в ходе наших исследований, социальный портрет руководителей НКО отмечен специфическими чертами. Что руководители НКО больше всего ценят в своей работе? В первую очередь — возможность приносить пользу, участие в общественной жизни и общение с интересными людьми».