• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

В Общественной палате РФ обсудили развитие сферы негосударственных поставщиков соцуслуг: главное — «у граждан должен быть выбор»

Ирина Мерсиянова приняла участие в круглом столе, состоявшемся в Общественной палате РФ и посвященном итогам реализации и задачам комплекса мер по обеспечению доступа НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению.

В Общественной палате РФ обсудили развитие сферы негосударственных поставщиков соцуслуг: главное — «у граждан должен быть выбор»

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

В рамках круглого стола эксперты обсудили существующие запросы негосударственных поставщиков социальных услуг, как именно негосударственные поставщики соцуслуг могут получить более широкий доступ к бюджетным средствам и в каких мерах поддержках они нуждаются в будущем.

В приветственном слове Елена Тополева-Солдунова, председатель комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО ОП РФ, рассказала, что Министерство экономического развития в настоящее время анализирует результаты реализации комплекса мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021–2024 годы: «Многое сделано, определенный прогресс достигнут, но все-таки еще существует очень большой разброс, в том числе между регионами — и по уровню развития поддержки некоммерческого сектора, и конкретно в сфере доступа некоммерческих организации к оказанию услуг».

«Главное — не просто подержать этот сектор, а чтобы граждане получили более качественные услуги, чтобы у них был выбор, к каким поставщикам обращаться», — подчеркнула Елена Тополева-Солдунова, обращаясь к участникам встречи.

Чтобы узнать мнение коллег из регионов, Общественная палата РФ провела анкетирование региональных общественных палат. В анкетах просили оценить комплекс и достижения, которых удалось добиться в процессе его реализации.

«Пока рано говорить, что мы достигли всех задач и выполнили все мероприятия, указанные в комплексе мер. Да, многое уже сделано — и результаты видны на примере отдельных сфер. Но в то же время есть большой разброс между регионами в сфере доступа негосударственных организаций к оказанию социальных услуг. Нет ни одного региона, где показатели были бы идеальными», — так прокомментировала результаты анкетирования Елена Тополева-Солдунова. 

Ирина Мерсиянова выступила с докладом, основанном на данных мониторинга состояния гражданского общества, проводимого Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора при поддержке НИУ ВШЭ при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.  В докладе были освещены вопросы устойчивости функционирования НКО и в какой мере они готовы выполнять роль поставщиков услуг.

Как отметила спикер, в 2021 году доходы от реализации услуг, по данным всероссийского обследования НКО, стали одним из основных источников финансирования НКО, а в 2023 году показатель немного снизился, пропустив на первое место гранты в качестве основного бюджетного источника, а доходы от реализации услуг упомянули только 19% респондентов, представленных руководителями НКО. В последний раз такой низкий показатель был зарегистрирован в 2010 году — после этого года доходы от реализации услуг всегда набирали 20% в ответах респондентов.

«Доходы, которые формируются из бюджета страны, вышли у НКО на первый план — это гранты и субсидии. У организаций уже нет такого стимула зарабатывать деньги. Так что есть два вопроса. Могут ли НКО зарабатывать деньги, оказывая услуги? И это вопрос к условиям. И хотят ли они этого? Это вопрос к НКО», — такие актуальные проблемы высветила в своем выступлении Ирина Мерсиянова. Она также отметила, что большинство россиян считают, что НКО должны решать социальные проблемы вместе с государственными органами, но чтобы оправдать эти ожидания общества, НКО нужно институционально поддерживать.

Елена Иваницкая, заместитель директора Департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России подчеркнула возрастающую в последние годы в стране роль негосударственных организаций, которые работают в социальной сфере: «Вопрос в том, что мы делаем дальше. Что еще нужно поменять с точки зрения законодательного регулирования, в какой сфере нужны методические рекомендации? Мы подготовили запросы: просим регионы рассказать об итогах и дать нам предложения».

Оксана Коротеева, директор Центра развития гражданского общества, некоммерческого сектора и социально ориентированных НКО Российского государственного социального университета отметила существующий дисбаланс в достижениях НКО при реализации комплекса мер.

В ходе круглого стола прозвучали предложения продолжить реализацию комплекса мер по обеспечению доступа негосударственных поставщиков на рынок услуг в социальной сфере, сделать этот доступ системным, а также продолжить мониторинг данной сферы.

Посмотреть трансляцию круглого стола