• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Эксперты обсудили, как меняются цифровые компетенции НКО

В рамках партнерского цикла «Что мы знаем о состоянии гражданского общества на основе данных опросов и статистики?» Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ и Центра «Благосфера» состоялась дискуссия, в ходе которой эксперты обсудили тему «Как меняются цифровые компетенции российских НКО».

Эксперты обсудили, как меняются цифровые компетенции НКО

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Встреча на одну из самых актуальных тем для некоммерческого сектора прошла в очном формате в медиацентре «Благосфера» с традиционной возможностью дистанционного онлайн-подключения. 

В ее основу были положены данные Всероссийского опроса руководителей негосударственных некоммерческих организаций, проведенного в 2023 году Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в рамках мониторинга состояния гражданского общества при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, а также всероссийские опросы руководителей негосударственных некоммерческих организаций, проведенные Центром в 2019–2021 годах.

Хедлайнером встречи выступила директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова, вместе с которой участники встречи обсудили, в частности, динамику цифрового присутствия и цифровых коммуникаций НКО за последние три года, цифровую инфраструктуру НКО, проблему привлечения новых технологий в фандрайзинге. Речь также шла и об индексе базовых цифровых компетенций НКО в 2023 году и в предшествующие 2 года.

Какие события и явления, с точки зрения экспертов, оказали наиболее сильное влияние на цифровые компетенции сектора? Какие цифровые инструменты используют некоммерческие организации и для чего? Как некоммерческие организации представлены в Интернете? Насколько может повлиять искусственный интеллект, неумолимо вторгающийся во все стороны нашей жизни, на эффективность рабочих процессов, и можно ли ему доверять? Эти и другие вопросы стали предметом прошедшей дискуссии.

Как отметила модератор дискуссии, директор Центра «Благосфера» Наталья Каминарская: «Нашим постоянным партнером в проведении этого цикла дискуссий является Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, который сначала проводит исследования НКО, а потом делится этой полезной информацией для жизни некоммерческого сообщества, а иначе ее бы просто и не было. Казалось бы, все больше с каждым днем различной статистической и полезной информации, но все равно нам ее не хватает для того, чтобы принимать обоснованные решения. А иногда даже ту информацию, которая нам доступна, мы не всегда можем правильно интерпретировать».

В дискуссии приняли участие Ирина Ефремова-Гарт, директор по устойчивому развитию компании «Мобиус Технологии», первый заместитель исполнительного директора Форума Доноров, и учредитель и руководитель благотворительного фонда «Дети-бабочки», основатель узбекского благотворительного фонда «Капалак Болалар», Международной ассоциации по генетическим заболеваниям (МАГЗ), международный эксперт по редким (орфанным) заболеваниям, специалист в сфере организации здравоохранения Алена Куратова. Как добавила Наталья Каминарская, двое коллег из некоммерческого, а также и коммерческого сектора, смогут внести в обсуждение рациональное зерно и дополнят картину исследований, о которых будет рассказывать Ирина Мерсиянова.

Использование цифровых технологий позволяет некоммерческим организациям своевременно и широко информировать население о результатах своей работы, привлекать волонтеров и благотворителей, содействует узнаваемости и прозрачности НКО, повышению доверия к ним, дает новые возможности для ведения открытого диалога с обществом. Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в рамках всероссийского обследования НКО[1] выяснил, насколько активно организации применяют цифровые технологии в своей деятельности и какие задачи решают с их помощью.

Предваряя результаты, Ирина Мерсиянова подчеркнула, что для мониторинга важно находить компромисс между скоростью меняющейся среды и исследовательскими задачами с тем, чтобы ответы были сопоставимыми друг с другом: «Цифровая трансформация неизбежно происходит в российском обществе и в мире в целом, наше исследование позволяет понять, насколько НКО могут отвечать существующим запросам среды».

Как отметила спикер, построение индекса цифровых компетенций строится на адаптации существующей технологии для бизнеса, но необходимо учитывать, что некоммерческие организации имеют свою специфику, так как нацелены не на извлечение прибыли, а на производство общественного блага, что тоже необходимо учитывать.

Спикер подчеркнула, что некоммерческие организации за последние два года значительно повысили свой уровень присутствия в Интернете: 93% опрошенных НКО так или иначе оставили свой след в сети, что на 8 п.п. больше, чем в 2021 году (85%). Чаще всего некоммерческие организации создают свою страницу в социальных сетях (80%) или официальный сайт (61%). За последние годы значительно выросла популярность мессенджера «Телеграм»: два года назад всего лишь 3% использовали этот способ коммуникации, однако в 2023 году уже каждая четвертая НКО (26%) запустила свой собственный канал. Особенно активно пользуются Телеграмом молодые организации, созданные в последние пять лет.

Кроме того, около четверти НКО стараются обозначить свое присутствие не только на собственных интернет-площадках, но и следят за тем, чтобы информация о них присутствовала в тематических электронных каталогах, базах и справочниках (27%), их сотрудники регулярно участвуют в тематических форумах, блогах и сообществах в социальных сетях (25%) или размещают информацию и публикации на тематических сайтах, в электронных изданиях (24%). А вот от покупки рекламы в Интернете многие НКО решили отказаться — в 2023 году всего 7% респондентов воспользовались такой возможностью, тогда как в 2021 году — 18%.  Аудитория обратила внимание, что эта позиция — единственная, где произошел спад показателей.

«Для нас это тоже был вопрос, является ли это показателем того, что НКО стали этим заниматься меньше, хотя даже со стороны крупных организаций есть различные предложения, которые как раз облегчают НКО эту возможность. Как известно, в двадцать первом году был всплеск, связанный с пандемией, а следом произошел откат. Ведь в 2019 году всего 9% организаций размещали свою рекламу в интернете», — такую гипотезу, связанную с отдаленными последствиями пандемии, выдвинула спикер.

Ирина Мерсиянова привела и другой пример, связанный с темой фандрайзинга: «Можно вспомнить и о влиянии пандемии на источники финансирования организаций. В 2021 году предпринимательская активность НКО вышла на первый план, сейчас же в тройке лидеров — совсем другие источники».

Тем не менее мало создать собственный сайт или страницу в соцсетях, необходимо их развивать и вести коммуникацию с потенциальными донорами, благополучателями и другими заинтересованными лицами. Только 67% руководителей НКО отметили, что они занимаются продвижением своей организации в социальных сетях, и 57% — что они используют сайт как средство коммуникации со своей целевой аудиторией. Довольно важным инструментом коммуникаций для НКО стали видеотрансляции на сайте и в социальных сетях: их ведет 27% некоммерческих организаций. Кроме того, 17% общаются со своей аудиторией через мобильные приложения.

 

[1] Всероссийский опрос руководителей НКО был проведен в октябре-декабре 2023 года Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в рамках мониторинга состояния гражданского общества. Метод сбора данных — опрос на основе репрезентативной выборки по организационно-правовой форме и году основания организации, объём выборки — 975 организаций.

Если говорить о том, как цифровые технологии обеспечивают внутренние коммуникации в НКО, то лидирующее место снова занимают социальные сети — 69% НКО для организации работы сотрудников или волонтеров используют чаты или группы в социальных сетях. В 37% организаций в той или иной степени сформирована инфраструктура электронного офиса, включающая в себя электронный документооборот и отчетность, цифровые подписи. Примерно столько же НКО (35%) для реализации своих проектов используют такие цифровые платформы как Zoom или Webinar.ru, прочно вошедшие в повседневный обиход в период пандемии.  По сравнению с 2021 годом НКО стали чаще обращаться к облачным сервисам, как для хранения данных (21% против 14%), так и для совместной работы над документами (17% против 9%). А вот специализированные CRM-системы, предназначенные для управления взаимоотношениями с благополучателями и донорами, пока не получили широкого распространения: только 8% опрошенных НКО владеют таким ПО. В общей сложности 82% НКО опираются на цифровые технологии для внутреннего менеджмента, что на 10 п.п. больше, чем два года назад (72%).

Привлечение денежных средств — ещё одна задача, для решения которой могут использоваться цифровые технологии. Тем не менее, даже среди НКО, для которых частные пожертвования являются основным источником финансирования, всего 60% применяли те или иные методы онлайн-фандрайзинга, а среди некоммерческих организаций в целом — лишь каждая третья (32%), что всего на 5 п.п. больше, чем в 2021 году (28%). Чаще всего некоммерческие организации собирают деньги через социальные сети (16%) или через кнопку «сделать пожертвование» на сайте (15%). Примерно каждая десятая НКО (8%) делает электронные рассылки с просьбами сделать пожертвование, и 6% имеют опыт сбора средств на краудфандинговых платформах. Интересно, что несмотря на возросшую популярность Телеграма, НКО пока не рассматривают мессенджеры как канал для привлечения финансирования — по сравнению с 2021 годом популярность такого фандрайзинга снизилась с 10% до 5%.

Обращаясь к Алене Куратовой, Наталья Каминарская попросила прокомментировать приведенные данные: «Задаю традиционный вопрос, отзываются ли вам эти цифры, особенно в профиле вашей организации, чем вы пользуетесь, чему учите и на что сейчас запрос со стороны коллег?»

«Этот вопрос достаточно сложный, так как считаю, что разрыв нашей организации от всего сектора с точки зрения цифровых компетенций примерно лет в 5, — отметила Алена Куратова. — Мы начали развивать это направление в 2018 году, а в девятнадцатом-двадцатом мы имели уже с точки зрения цифры, как я ее понимаю для себя, некий такой “космолёт”. Да и то, как мы в нашей организации сейчас подходим к цифровизации данных и ко всему управлению в целом, кардинально отличается от того, как подходит к этому сектор. Когда я общаюсь с коллегами из крупных, да и из средних фондов, понимаю, что часто звучу для них как из очень далеких далей. Но это не мешает мне верить в развитие цифровизации, ведь где-то три назад мы вообще в секторе эту тему не поднимали».

Дискуссант также отметила, что в секторе нет единого понимания, что такое цифровизация: «Если я ее понимаю как применение искусственного интеллекта и возможность управлять данными, то у кого-то она ограничивается первым пунктом опроса в приведенной анкете». По мнению Алены, прорыв цифрового присутствия некоммерческих организаций в соцсетях действительно был связан с пандемией, и теперь это норма, также и потому что это требование Фонда президентских грантов. Удивление же вызывает та доля организаций, которая не использует никаких информационных технологий в коммуникациях со своей целевой аудиторией.

Дискуссию продолжила Ирина Гарт, отвечая на вопрос модератора, можно ли сравнить приведенные показатели с цифровой представленностью бизнес-структур, и обращаются ли НКО с запросом о помощи в форматах представленности в интернете: «Как бы мы не называли процессы, происходящие последние десять с небольшим лет, автоматизацией, цифровизацией, цифровой трансформацией, главный фактор, от которого зависит успех, — это человек. То, насколько он испытывает интерес к этим процессам, насколько в некоммерческих организациях формируется культура и цифровая грамотность и т.д. Ирина Мерсиянова уже упомянула, что не всегда те подходы, практики и инструменты, которыми пользуются коллеги в коммерческом секторе (а они, что тут лукавить, ушли гораздо дальше некоммерческого сектора), применимы для НКО».

«Наличие сайтов в настоящее время, с моей точки зрения, уже рудиментарный инструмент, точно не являющийся инструментом продвижения организации, скорее — это инструмент правильного позиционирования, возможности выложить отчеты и сообщить о себе базовую информацию. Какие-то новые форматы, например, подкасты, видеоканалы, — это то, на что аудитория реагирует гораздо лучше! В целом, если говорить о цифровых инструментах, применяемых в бизнесе, то не все, но многие из них можно применить и в некоммерческом секторе», — подчеркнула Ирина Ефремова-Гарт.

Ирина Мерсиянова рассказала, как исследовали рассчитали индекс базовых цифровых компетенций НКО[1], характеризующий широту инструментария некоммерческих организаций (см. Рис. 1), опираясь на четыре вышеперечисленных направления применения новых технологий в НКО: информационное присутствие, внешние коммуникации, цифровая инфраструктура и фандрайзинг. Его среднее значение составило 2,2 балла из 10 возможных — примерно столько же, сколько в 2021 году (2,1 балла). Сравнивая между собой отдельные составляющие индекса, можно отметить, что за последние пять лет НКО стали активнее пользоваться цифровыми технологиями для создания информационного присутствия (значение индекса по этому показателю составило 2 балла в 2019 году, 2,4 балла в 2021 году и 2,9 балла в 2023 году), а также для обеспечения внутренних рабочих процессов (значение индекса по этому показателю составило 1,9 балла в 2019 году, 2,4 балла в 2021 году и 2,7 балла в 2023 году). В то же время осваивать разнообразные методы онлайн-фандрайзинга организации стали даже немного менее успешно (среднее значение снизилось с 0,8 до 0,6), и внешние коммуникации не показывают значительной эволюции со временем (значение индекса по этому показателю составило 2,6 балла в 2019 году, 2,7 балла в 2021 году и 2,5 балла в 2023 году).

Как отметила Ирина Мерсиянова, «цифровых аутсайдеров» больше среди религиозных организаций; организаций, занимающихся развитием и жилищной сферой; не являющихся социально ориентированными, «цифровых лидеров» — среди фондов; организаций, занимающихся здравоохранением и социальными услугами; благотворительных НКО, а чем крупнее организации, чем больше сотрудников и волонтеров они привлекают, тем в среднем выше их цифровые компетенции.

«Во время пандемии многим НКО пришлось обращаться к новым для себя цифровым инструментам из-за необходимости обеспечения удаленной работы, разрушения обычных цепочек взаимодействия, и многие из этих изменений сохранились даже после возвращения к обычному режиму работы, — комментирует Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. — Кроме того, несмотря на то, что расширение цифрового инструментария НКО происходит относительно медленно, можно снова отметить положительные сдвиги. Если в период пандемии рост цифровых компетенций наблюдался в первую очередь для тех НКО, которые уже применяли информационные технологии в своей деятельности и обратились к дополнительным, ранее не задействованным в их работе инструментам, то за последние два года вдвое снизилось число “организаций-аутсайдеров”, вообще не прибегающих к цифровым технологиям: с 10% до 5%. Заметно увеличилась доля НКО, освоивших базовые навыки: например, создать чат для оперативной коммуникации с волонтерами, страницу организации в социальной сети или канал с новостями в Телеграме».

 

[1] Индекс базовых цифровых компетенций характеризует широту цифрового инструментария некоммерческой организации. Оценка производится по четырём направлениям: информирование о деятельности организации («цифровое присутствие»), обеспечение внутренних рабочих процессов («цифровая инфраструктура»), коммуникации с целевыми аудиториями («цифровые коммуникации») и привлечение ресурсов («цифровой фандрайзинг»). Каждый аспект оценивается по десятибалльной шкале пропорционально количеству цифровых инструментов, используемых организацией, итоговый индекс представляет собой среднее значение по всем четырём направлениям.

Давая комментарии, Алена Куратова отметила, что несмотря на то, что ее фонд старается использовать самые передовые технологии и продукты, порою ей кажется, что она не успевает за развитием цифровых технологий. Необходимо заметить, что Алена Куратова на своем примере она показала, что можно быть надежным партнером государства при любых обстоятельствах, внедрять отечественные IT-продукты в НКО, повышать эффективность их работы и уровень социальной полезности для общества, делая сектор более понятным и прозрачным. Как руководитель фонда, Алёна активно масштабирует свой опыт, делится профессиональными знаниями, обучает молодые НКО. Для нее важно повысить уровень доверия к некоммерческому сектору, сделать его более профессиональным, учитывая нарастающие задачи и ожидания от жителей страны.

В ходе дискуссии возник вопрос, какие НКО можно считать продвинутыми с точки зрения использования «цифры»? Говоря про ранжирование применяемых цифровых технологий, Ирина Мерсиянова подчеркнула, что у каждого руководителя свои представления о цифровых компетенциях организации, ведь то, что для одной организации — продвинутый уровень, для другой — пройденный этап.

У Ирины Ефремовой-Гарт возник интересный вопрос к участникам дискуссии, ответ на который может служить своеобразной «лакмусовой бумагой» и многое прояснить, — как много IT-компаний, участвующих в разработке цифровых продуктов для НКО, они могут вспомнить: «Получается, что сразу мы можем назвать около десятка таких компаний на российском рынке. А всего в России работает порядка 30 тысяч IT-компаний! Это косвенно свидетельствует и о не самом продвинутом уровне цифровых компетенций некоммерческих организаций в стране, и это та задача, решение которой стоит на повестке дня для НКО».

Для его решения могут послужить и данные исследования Центра, которые Ирина Ефремова-Гарт предлагает сделать доступными для участников конференции Smart Social, крупнейшего мероприятия по теме социальной ответственности технологических и IT-компаний, объединяющего лидеров рынка России, которое пройдет в июне т.г.

Посмотреть видеотрансляцию