• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Соцзаказу — «зеленую» улицу

Ирина Мерсиянова приняла участие во Всероссийском семинаре-совещании по социальному заказу, организованном Минфином России при поддержке Правительства города Санкт-Петербурга, и выступила на его пленарном заседании.

Соцзаказу — «зеленую» улицу

https://vk.com/video/@fincomspb

В рамках семинара-совещания участники обсуждали опыт регионов по применению социального заказа по направлениям: «Физическая культура», «Здравоохранение», «Образование», «Развитие туризма», «Занятость населения» и «Социальное обслуживание».

Участники пленарного заседания IV Всероссийского семинара-совещания «Соцзаказ.Итоги», который прошел в Кронштадте, пришли к выводу, что соцзаказ — эффективный инструмент предоставления бюджетных услуг, его использование будет продолжено.

«Все, кто вовлечен в соцзаказ, отмечают очевидные положительные результаты от реализации механизма. Значит его нужно продолжать использовать, — подчеркнул заместитель министра финансов Алексей Лавров. — За время апробации удалось понять также проблемные точки механизма и определить пути для его дальнейшего улучшения».

Заместитель министра сообщил, что Минфином России был успешно апробирован и разработан законопроект, касающийся продления механизма социального заказа и распространения его на всей территории России с 2025 года.

Заместитель министра здравоохранения РФ Евгений Камкин также отметил высокий положительный эффект социального заказа: «Механизм позволяет повысить качество бюджетных услуг и их доступность». Он также рассказал о проведенном министерством анкетировании регионов, которые участвуют в реализации механизма. «7 из 9 субъектов-респондентов отметили повышение удовлетворенности населения качеством оказываемых социальных услуг», — добавил Евгений Камкин.
Заместитель председателя правительства Приморского края Николай Стецко также отметил: «Ключевая особенность механизма соцзаказа состоит в том, что это синергия экономики и социального развития».
Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, ответила на вопрос модератора пленарного заседания Алексея Лаврова: «Связана ли между собой удовлетворенность получателей соцуслуг и конкуренция? Рискну спрогнозировать, теоретически — безусловно, да, хотя практически доказать трудно. Многие научные институты, исследователи занимаются этой темой, хотелось бы услышать текущее положение дел». 
В частности, Ирина Мерсиянова рассказала: «Чтобы ответить на этот вопрос, мало одной социологии, здесь нужно строить продвинутые эконометрические модели. Прозвучало много выступлений об удовлетворенности получателей услуг, но я хотела бы обратить внимание на то, что необходимо проводить исследования самих поставщиков услуг, как государственных, так и негосударственных, среди которых особо выделяются негосударственные некоммерческие организации. 
Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, которым я руковожу, ведет мониторинг сектора НКО с 2006 года. И мы можем говорить о том, какова цена, не в денежном выражении, а в усилиях, в тех показателях, которые нам демонстрирует сектор. Например, такой эмпирический факт. Как отзовется в сердце тот факт, что в 2023 году чуть больше 20 % НКО имели среди источников своих доходов оказание платных услуг? Скорее всего, нейтрально. А если сопоставить этот факт с тем, что в 2021 году таких НКО было 40%, то возникает вопрос, что произошло с сектором, что при всех тех усилиях со стороны государства по выводу НКО на рынок услуг в социальной сфере, их предпринимательская инициатива резко уменьшилась, хотя мы постоянно говорим о том, что НКО должны быть более активны. 
Кроме того, проблема нехватки денежных средств в бюджетах НКО стоит очень остро, и это также должно стимулировать активность НКО заработать дополнительные средства. Что происходит? Получается, что во время пандемии показатель по оказанию услуг НКО был выше, чем сейчас». 
«Второй эмпирически установленный факт, который укрепит мысли о том, что необходимо мониторить не только получателей услуг, но и поставщиков, — добавила спикер. — В рамках всероссийского обследования НКО мы задаем вопрос о том, какие факторы влияют на успешное функционирование организации. Удивительно, но качество менеджмента занимает предпоследнее место по частоте упоминания, а среди лидеров рейтинга, по мнению руководителей НКО, такие факторы, как энтузиазм сотрудников, лидерские качества руководителя, вера в правое дело и т. д. Вот такой нестандартный субъект, когда мы говорим о реализации государственного интереса по выводу НКО на рынок услуг в социальной сфере. Роль и понятие "менеджмента" у руководителей НКО не совпадает в данном случае с тем, о чем пишут в учебниках по управлению, которые декларируют важность его качества. Поэтому можно сказать, что связь между конкуренцией и удовлетворенностью качеством услуг есть, но большой вопрос, кто конкурирует. Их тоже надо изучать, подробно и тщательно». 
Алексей Лавров заметил: «Если бы соцзаказ расцветал по всей стране, то это был бы естественный результат, и большинство НКО ушло бы в соцзаказ на бесплатные услуги. Зачем оказывать платные услуги, если есть оплата от государства?  В случае участия НКО в соцзаказе они получают субсидии из бюджета, которые не учитываются как оплата услуг». 
В свою очередь Ирина Мерсиянова привела данные о том, что 37% НКО имеют поддержку в виде грантов Фонда президентских грантов, и почти столько же — со стороны органов местного самоуправления, и заметила, что стимулировать предпринимательскую активность будет сложнее и сложнее в таких условиях. 

 

Посмотреть видеозаписи пленарных заседаний