Денежные пожертвования россиян: что изменилось за 15 лет
В рамках партнерского цикла «Что мы знаем о состоянии гражданского общества на основе данных опросов и статистики?» Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ и медиацентра «Благосфера» состоялась дискуссия, в ходе которой эксперты обсудили тему «Денежные пожертвования россиян: что изменилось за 15 лет».
Встреча прошла в очном формате в медиацентре «Благосфера» с традиционной возможностью дистанционного онлайн-подключения. В ее основу положены данные всероссийских всероссийских опросов населения, которые с 2006 года проводит Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора[1].
Насколько активно россияне жертвуют деньги на благотворительность, помогают нуждающимся? В каких формах чаще всего совершаются пожертвования и на какие нужды сейчас проще всего привлечь финансовую помощь? Как вовлеченность в денежные пожертвования, их формы и направления менялись за последние пятнадцать лет? Эти и другие вопросы были обсуждены в ходе дискуссии.
Данные исследований представила Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики», а в качестве приглашенного эксперта выступил Николай Слабжанин, исполнительный директор межрегиональной благотворительной общественной организации Российский комитет «Детские деревни — SOS».
Модератор дискуссии, директор медиацентра «Благосфера» Наталья Каминарская подчеркнула: «У НКО в ходе их деятельности возникают, конечно, вопросы, и всегда требуются новые данные исследований, которые помогут им как можно лучше настроить свою работу и направить ее в нужное русло, с умом потратив те ресурсы, которые есть в их распоряжении».
Как отметила модератор, речь пойдет о вопросе, который является краеугольным для любой некоммерческой организации: «Где же деньги и сколько этих денег конкретно в виде частных пожертвований для некоммерческих организаций было доступно за последнее, причем не просто за последнее время, а за 15 лет. Интересно узнать, в какой точке мы находимся сегодня в России. По данным мирового индекса благотворительности за 2023 год Россия занимает всего лишь 102 место».
[1] Источники данных
- Всероссийский опрос населения, проведённый в 2023 году Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в рамках мониторинга состояния гражданского общества. Опрашивалось городское и сельское население в возрасте от 18 лет и старше методом личного интервью по месту жительства, N = 2002.
- Всероссийский опрос руководителей негосударственных некоммерческих организаций, проведённый в 2023 году Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в рамках мониторинга состояния гражданского общества. Метод сбора данных – онлайн-опрос по заранее составленной выборке, N = 975. Выборка репрезентативна по организационно-правовой форме и году регистрации организации.
- Результаты иных всероссийских опросов населения, проведенных в период 2007–2022 г. (выборка не менее 2000 чел.).
Как отметила хедлайнер встречи Ирина Мерсиянова, денежные пожертвования — важнейшая практика, которая лежит в основе института благотворительности в нашей стране, хотя понятно, что благотворительность не исчерпывается только денежными пожертвованиями россиян. Как отметила Ирина Мерсиянова, благотворительность в России имеет прочную конституциональную основу, статья 39 Конституции Российской Федерации провозглашает, что «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». Еще в 1995 г. в федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» впервые в нашей стране было дано легальное определение благотворительной деятельности. Можно сказать, это не стихийная история, условно говоря, эту деятельность определили законодательно в момент создания нового государства.
Как отметила Ирина Мерсиянова, при распределении ответов на вопрос «Вы делали или не делали денежные пожертвования, давали незнакомым нуждающимся вам людям деньги, включая просящих милостыню» доля тех россиян, которые отвечают утвердительно, за годы мониторинга находилась в интервале от 47 до 63% респондентов.
Накануне пандемии 63% взрослых россиян сказали о том, что им приходилось делать денежные пожертвования, включая передачу милостыни. Вероятно, на динамику пожертвований влияют и показатели обобщенного доверия, на которые, в свою очередь, оказала влияние пандемия, и которые стали изменяться в меньшую сторону к осени 2020 года, а следом уменьшились и показатели денежных пожертвований. Можно предположить, что во время пандемии число жертвователей снизилось за счет того, что люди перестали давать милостыню из рук в руки, поскольку социальные контакты были сильно ограничены и мало кто в принципе выходил из дома. С тех пор колебания из года в год составили несколько процентов, остановившись в 2023 году на отметке в 53%.
Как отметила спикер, на эти показатели сильно влияет и окружающая обстановка. Если посмотреть, как обстояло дело 15 лет назад, то в 2007–2009 почти каждый второй россиян (51%) передавал незнакомым нуждающимся людям денежную помощь. Пусть размеры этой помощи от каждого россиянина были не так велики. Так, в 2015 г. размеры средней помощи составляли 1,6 тыс. рублей. Много это или мало? Кто-то жертвовал по 100 рублей, а кто-то помогал и значительными суммами, а в среднем получилась такая цифра.
2006 год — важная веха в развитии российской благотворительности. Руководители крупнейших благотворительных фондов России выступили с инициативой объявить 2006-й годом благотворительности. Объем благотворительных поступлений в России, по оценкам экспертов, на тот момент составлял 1,5 млрд $, но, по мнению инициаторов года благотворительности, крупнейших благотворительных ассоциаций, действующих в России, в ситуации, когда социальная сфера нуждалась во внебюджетных источниках, участие меценатов следовало развивать, поощряя их морально и материально. Тема благотворительного движения в России вышла на правительственный уровень. Президент России В. Путин неоднократно касался этой темы в своих выступлениях. Сначала речь зашла о социальной ответственности бизнеса, позднее его внимание привлекли НКО. Выступления Президента России не остались без внимания. Самые заметные его следствия — создание Общественной Палаты и принятие поправок в Закон о некоммерческих организациях. Это способствовало тому, что ежегодно с 2007 года Глава государства своим указом посвящает следующий год той или иной теме для привлечения к ней общественного внимания. 2010 год также был отмечен десятками благотворительных мероприятий, возросшей активностью граждан и особым вниманием высшего руководства страны.
Свое мнение высказал Николай Слабжанин, которому довелось стоять у истоков российской благотворительности нового времени: «То, что было огромное множество мероприятий, это точно. Может, напрямую они не были связаны с денежными пожертвованиями. Вспомню, в связи с провозглашением Генеральной Ассамблеей ООН 2001 года Международным годом добровольцев, Правительство Российской Федерации приняло решение образовать Российский комитет по проведению Международного года добровольцев для обеспечения активного участия Российской Федерации в деятельности международного корпуса добровольцев. В Сибирском Федеральном округе под эгидой уполномоченного представителя Президента Российской Федерации масштабно прошла Весенняя неделя добра, в которой приняло участие около полумиллиона добровольцев. В 2001 году состоялась Первая конференция форума доноров, это уже такая институциональная история. Можно говорить о том, что некое количество стало переходить в качество, стали закладываться институциональные основы, когда мы уже можем говорить о том, что государство стало реально поддерживать, а не просто одобрять и декларировать, и это довольно интересная история».
«Однако сегодня у нас разговор про деньги, и меня волнует 2019 год. Этот рост — все-таки планомерный результат многолетних усилий самого широкого круга некоммерческих организаций», — отметила Наталья Каминарская.
«Частная филантропия развивается. В ее защиту скажу, забегая немного вперед, имею в виду спад 2019–2020 гг., думаю, что он произошел за счет людей, которые давали деньги нуждающимся из рук в руки: понятно, что были ограничены личные контакты, поэтому уменьшились пожертвования от тех, кто подает в метро, на улице и т. д.», — пояснила Ирина Мерсиянова.
Мы увидели долю всех тех россиян, кто делал пожертвования, неважно, часто, редко, хоть как-нибудь, а следующая диаграмма покажет нам динамику вовлеченности россиян в эту практику гражданского общества.
Можно сделать вывод, что та доля людей, которые декларируют, что они делают пожертвования очень часто, много раз, не так сильно колеблется за все 15 лет. Лишь в 2019 году она была чуть выше — 15%. Доля тех, кто редко, только несколько раз делал денежные пожертвования, находилась в интервале от 31 до 41%. Тем не менее в среднем тренд ясен. Если посмотреть на синюю часть этих диаграмм, то мы увидим долю тех, кто декларирует, что они вообще не делали денежные пожертвования. Интервал — от 36 до 51% в 2011 году, это год-антирекордсмен по данному показателю наряду с самым низким числом тех, кто делал денежные пожертвования.
В 2022 и 2023 годах, когда поток денежной помощи должен возрасти, ведь многие ведут сбор средств для помощи российским военным в зоне СВО и мирным жителям освобожденных территорий ЛНР и ДНР, доля тех, кто делал пожертвования очень часто и много раз, уменьшилась, а доля тех, кто не делал пожертвования вообще, выросла до 46%, и это трудно объяснить.
Николай Слабжанин так прокомментировал данные диаграммы: «Показатель "делал пожертвования очень часто, много раз" интересен тем, что и на примере нашей организации я вижу, что есть определенное количество людей, назовем это ядром, которое является такими долговременным приверженцами той или иной организации, той или иной идеи, той или целевой группы, которой они помогают. Собственно, возникает и вопрос, как достучаться до тех, кто поддерживает спонтанно и находится вдалеке от этого ядра».
«Отдельная история, как обращаться к тем, кто в принципе готов, но пока не с нами, и это большая специальная работа, — высказала свое мнение Наталья Каминарская. — Мне кажется, что как раз ваша организация ведет такую работу регулярно в плане просветительской деятельности, вовлечения не только посредством денежных пожертвований, но и другими методами в том числе, чтобы люди чувствовали причастность к организации, к тематике, а затем уже и поддерживали деньгами».
«В этом году мы празднуем тридцатилетие, и мы стали оценивать, что наша фандрайзинговая деятельность, особенно направленная на массовых частных доноров несет и большой просветительский эффект. В прошлом году нам оказали хотя бы раз помощь порядка 55 тыс. человек. Как минимум, можно утверждать, что это те люди, которые узнали и подтвердили своим пожертвованием то, что семья — это важно, что дети должны жить и воспитываться в семье. На самом деле да, есть достаточно серьезный заряд, — подтвердил мнение модератора Николай, — который может способствовать тому, что доноры из одной категории перейдут в другую. Именно в то ядро, а у нас оно растет. Недавно отметили десятилетие своей программы по вовлечению таких массовых частных доноров, которые помогают через рекуррентные платежи ежемесячно суммой порядка 1200 рублей. Мы замечаем, что с нами очень много людей уже на протяжении 10 лет. Число новых доноров потихоньку прирастает. Но для нас очень важно, что численность ядра не уменьшается».
Ирина Мерсиянова заметила, что Николай Слабжанин приводит крайне интересные факты, и с такой длительной историей развития благотворительности в нашей стране, она заслуживает того, чтобы о ее истории рассказывали представители самого сектора, а не только цифры в данных социологических исследований.
Следующая тема, которую затронула Ирина Мерсиянова, пролила свет на формы совершения денежных пожертвований.
Милостыня и подаяние, как и все годы мониторинга ранее, остаются на первом месте (так ответило 45% от совершавших пожертвования респондентов). Передача денег нуждающимся лично в руки (кроме милостыни) находится на втором месте по частоте упоминания с огромным отрывом (33%), и далее идут такие формы, как ящики для сбора пожертвований (13%), сбор через родных и близких нуждающихся (12%), сбор средств по месту работы делали (9%). Как можно видеть, и сегодня продолжают жить все традиционные механизмы осуществления денежных пожертвований. Конечно, появляются и новые, но пока еще не становятся такими популярными. Перечисление средств с помощью интернета (на сайты) и с помощью банковской карты через приложение банка отметило 9% респондентов. Давайте обсудим, предложила спикер, регулярно перечисляет средства с зарплаты всего 1% респондентов: «Но для нашей многомиллионной страны это уже внушительное число граждан. Конечно, хотелось бы больше, но если это системная история, в которую вовлечены компании-работодатели, то есть от чего отталкиваться». Николая Слабжанина удивили данные по поводу сбора через ящик для пожертвований: «Сейчас у нас в стране развита система банкоматов и настало время электронных платежей. И зачастую в кошельке есть только 10 рублей для тележки в супермаркете и все — наличных денег нет. Насчет пожертвований через интернет у меня были совсем другие ожидания».
Тем не менее, как было отмечено, это рабочий инструмент, и он продолжает существовать: наша страна большая, в регионах ситуация может сильно отличаться от московской истории, да и в столичных магазинах для среднего класса часто можно увидеть ящики для пожертвований, которые оформляются на законных основаниях в соответствии со статьей 16 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». «Между прочим, каждый третий запрос в ассоциацию "Юристы за гражданское общество" на консультацию связан с правильностью оформления такого ящика», — заметила модератор дискуссии.
Если мы посмотрим на отдельные формы совершения денежных пожертвований в динамике, то увидим, что пожертвования через мобильную связь сильно выросли с 2010 по 2014 год (с 1 до 11%), а сегодня они сдали свои позиции с точки зрения востребованности как способа для наших россиян делать денежные пожертвования, а механизм и инфраструктуру пожертвований через интернет нужно еще развивать и развивать.
Однако, как заметила Ирина Мерсиянова, эти данные могут отражать отклик на спрос со стороны сектора: у НКО есть еще достаточно много возможностей для роста в этом направлении и через какое-то время можно ожидать серьезный прорыв. Идет накопление некого эффекта, учитывая развитие новых технологий: «Как мне кажется, сделать пожертвование через интернет удобнее, чем ходить по улице и милостыню раздавать. Но люди все разные с точки зрения психологии, может, кто-то не может не пожертвовать, глядя на реального человека».
В студии вспомнили истории с телевизионными каналами, которые проводят акции по сбору средств и просят отправить СМС-сообщение. Возможно, такая реклама позволяет поддерживать такой способ перечисления, а если эти каналы предложили бы какой-то другой способ, то был бы массовый всплеск и других форм пожертвований. Общественный резонанс от событий в обществе также может сыграть свою роль. Так, можно увидеть взрывной рост пожертвований, связанный с произошедшей трагедией в Крокусе. За небольшой период времени Красный крест собрал более полутора миллиардов рублей на помощь пострадавшим. А среди участвующих в акции были и корпоративные жертвователи из IT-сферы, которые создали различные инструменты и каналы для сбора.
«Мы как организация благодарны другим организациям, которые создают подобные каналы для жертвователей, поскольку в основе благотворительности лежит в том числе и привычка, и доверие. Думаю, что на следующий год мы увидим очень интересные тенденции, которые вызваны этими событиями», — подчеркнул Николай Слабжанин.
«На самом деле каждый год происходят какие-то события. Те жертвователи, которые обычно передавали подаяние из рук в руки или каким-то другим способом, увидят новые каналы и сделают пожертвования по ним. Что это означает? Уже упоминалась привычка, и это великое дело. Кто привык делать денежные пожертвования, те их и делают, просто меняется форма их осуществления», — заметила Ирина Мерсиянова.
Вопрос, который всегда вызывает интерес, на что россияне делают денежные пожертвования.
Доля россиян на первой строке заметно опережает тех, кто находится на второй. По частоте упоминания «помощь больным детям» традиционно удерживает пальму первенства на протяжении многих лет, так ответило 42% россиян. 27% делали денежные пожертвования пожилым людям, и это говорит о том, что старость и правда может быть в радость. Как граждан нас не может не радовать, что помощь пожилым людям переместилась на вторую строку, по мнению Ирины Мерсияновой. На третьей строчке находится доля россиян, оказавших помощь животным (23%).
Какие тенденции отметила спикер? С 2021 года по отношению к 2022-му произошло снижение доли россиян, оказывающих помощь больным детям, на шесть процентных пунктов, а за последние два года существования фонда «Круг добра» доля тех, кто делает денежные пожертвование на помощь больным детям, снизилась на 8 процентных пунктов. Скорее всего, это заслуга фонда и государства, которое показало, что есть и другие институциональные механизмы, которые в какой-то мере перестроили работу российских благотворительных фондов.
У Николая Слабжанина возник вопрос, если государство становится одним из ключевых игроков, влияющих на распределение в сфере благотворительности, то как влияет на нее мобилизационный характер гражданского общества, который проявился и в пандемию, и добавил популярности движению добровольчества.
«Государство призвано решать социальные проблемы, однако, понятно, что усилий одного государства не хватит на то, чтобы решить все проблемы. Там, где граждане дают наиболее низкие оценки состоянию отдельных отраслей социальной сферы, например, здравоохранению, социальному обеспечению, то там появляются и окошки для деятельности НКО. Россияне подают сигнал своей неудовлетворенностью состоянием той или иной сферы. Невозможно требовать стопроцентного решения социальных проблем от государства, поэтому там, где есть повышенный спрос от населения, появляются с одной стороны в этом направлении и институты самоорганизации, и волонтеры, и инициативы, а с другой — это приводит и к повышенным требованиям к ним со стороны граждан, — ответила Ирина Мерсиянова. — Запрос от населения очень велик в отдельных направлениях».
Ирина Мерсиянова привела результаты по оказанию финансовой помощи в период пандемии, которые говорят о том, что 72% россиян довелось оказать финансовую поддержку близким людям и 26% — незнакомому человеку.
По опыту своей организации Николай Слабжанин отметил такую тенденцию: «Чем сложнее времена, тем сильнее становится поток денежных пожертвований. А в более спокойные стабильные времена их объем начинает падать. Все-таки, это относится к вопросу мобилизации гражданского общества, думаю, что она имеет место быть».