• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Как улучшить ситуацию в отраслях социальной сферы: возможности НКО и социальных предприятий

В рамках партнерского цикла «Что мы знаем о состоянии гражданского общества на основе данных опросов и статистики?» Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ и медиацентра «Благосфера» состоялась дискуссия, в ходе которой эксперты обсудили тему «Как улучшить ситуацию в отраслях социальной сферы: возможности НКО и социальных предприятий».

Как улучшить ситуацию в отраслях социальной сферы: возможности НКО и социальных предприятий

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Эта дискуссия — юбилейная: ровно 5 лет назад, в июне 2019 года состоялась первая дискуссия в рамках партнерского цикла «Что мы знаем о состоянии гражданского общества на основе данных опросов и статистики?» Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики» и Центра «Благосфера».                     

В основу дискуссий были положены данные всероссийских обследований НКО, опросов населения и других исследований, которые с 2006 года проводит Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в рамках мониторинга состояния гражданского общества (при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ). Для всех желающих подключиться дистанционно велась традиционная онлайн-трансляция с возможностью задать вопросы и получить обратную связь от экспертов.

Какой вклад могут внести некоммерческие организации в развитие четырех ключевых отраслей социальной сферы — здравоохранения, социального обеспечения, образования и культуры? Какие существуют возможности для сотрудничества социальных предприятий и НКО, и как их объединенные усилия смогут помочь улучшению ситуации в этих отраслях? Эти и другие вопросы обсудили участники юбилейной встречи.

Хедлайнером встречи стала Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики». В обсуждении приняли участие Юлия Жигулина, исполнительный директор Фонда региональных социальных программ «Наше будущее», и Елена Тополева-Солдунова председатель Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Общественной палаты Российской Федерации.

Модератором дискуссии выступила директор Центра «Благосфера» Наталья Каминарская, которая в приветственном слове напомнила, что на премьере цикла дискуссий присутствовало три человека из присутствующих и сегодня в студии: «На протяжении 5 лет мы неизменно встречаемся в рамках нашего цикла, чтобы обсудить, какие же есть самые свежие данные исследования опросов и что могут некоммерческие организации, эксперты из социальной сферы, представители государственных органов взять на вооружение, для того чтобы сделать свою работу более эффективной и более качественной. А идея этого цикла дискуссий принадлежит нашему партнеру — Центру исследований гражданского общества и некоммерческого сектора национального исследовательского университета “Высшая Школа Экономики”, и мы рады, что все эти годы мы встречаемся и провели уже более тридцати живых встреч и активных обсуждений. Уверена, что наша целевая аудитория подтвердит, что цикл им полезен, что они используют данные и при написании грантовых заявок, и в повседневной работе, и мы можем сказать, что добились тех целей, которые стояли перед нами».

«Наша встреча необычна тем, что впервые за эти годы в наших обсуждениях и разговорах мы выходим за пределы некоммерческого сектора и обсудим еще возможности и ресурсы социальных предприятий, представителей малого и среднего бизнеса», — так начала свой рассказ Ирина Мерсиянова. Источниками данных будут служить данные опросов, проведенных Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в 2023 году и в период 2007–2022 гг.[1]

Юлия Жигулина, добавила, что у членов большого предпринимательского сообщества, у тех, кто формирует новый сектор экономики, реализуя социально преобразующие проекты, также есть свой повод для праздника, так как летом 2019 года был принят Федеральный закон в части закрепления понятий «Социальное предпринимательство», «Социальное предприятие», который определил критерии, согласно которым предприятие может быть признано социальным.

Ирина Мерсиянова предложила обсудить данные диаграммы по запросу населения на участие НКО в решении социальных проблем В частности, мы можем вспомнить, что случалось за прошедшее десятилетие, включая и заявление президента России о том, что нужно повышать качество оказания социальных услуг за счет разгосударствления социальной сферы и повышения конкуренции; допуска в нее негосударственных поставщиков; принятие различных нормативных правовых актов и даже не одной, а нескольких дорожных карт по выводу НКО на рынок услуг в социальную сферу. Как мы видим, что запрос населения на участие НКО в решении социальных проблем всегда оставался неизменно высоким, из чего можно сделать вывод, что острота этой проблемы не снижается.

По данным на конец двадцать третьего года, каждый третий россиянин полагал, что НКО безусловно должны участвовать наряду с государственными учреждениями в решении социальных проблем, таких как сфера образования, здравоохранения, культуры и т.д., 47% респондентов, то есть практически каждый второй россиянин полагал, что скорее должны, таким образом 80% взрослых россиян в нашей многомиллионной стране формулируют запрос на деятельность НКО (Рисунок 1).

 

[1] Источники данных

  • Всероссийский опрос населения, проведённый в 2023 году Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в рамках мониторинга состояния гражданского общества. Опрашивалось городское и сельское население в возрасте от 18 лет и старше методом личного интервью по месту жительства, N = 2002.
  • Всероссийский опрос руководителей негосударственных некоммерческих организаций, проведённый в 2023 году Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в рамках мониторинга состояния гражданского общества. Метод сбора данных – онлайн-опрос по заранее составленной выборке, N = 975. Выборка репрезентативна по организационно-правовой форме и году регистрации организации.
  • Результаты иных всероссийских опросов населения, проведенных в период 2007–2022 г. (выборка не менее 2000 чел.).

 

Спикер отметила, можно конечно сейчас нам с нашими слушателями начать некую дискуссию о том, а понимают ли люди, что делают НКО и так далее, но это не так важно, главное, что они этот запрос формулируют: «Это означает, что в этой сфере не всё благополучно: если бы с решением всех задач все структуры справлялись, то и не нужно было других субъектов». Голубой цвет на диаграмме показывает тех, кто считает, что НКО скорее не должны участвовать в решении соцзадач, таковых 8%, и 4% россиян полагают, что безусловно не должны участвовать, но это лишь совсем небольшая доля населения.

Интересно, а как граждане оценивают вклад НКО в решение социальных проблем? При всем существующем запросе на услуги НКО они дают ему невысокую оценку. Учитывая, что ожидания очень высокие, всего 15% россиян говорят о том, что этот вклад они оценивают на «хорошо», каждый второй респондент считает его удовлетворительным, а 18% и вовсе называют его плохим. Если посмотреть на столбиковую диаграмму, то в 2011 году доля тех, кто полагал, что вклад НКО в решение соцзадач плохой, составляла на 10% процентных пунктов больше, чем в 2023 году. При относительно стабильном числе скептиков в последующие годы наблюдается постепенный рост взрослых россиян, опрошенных по всероссийской репрезентативной выборке, которые оценивают этот вклад на «хорошо»: с 4% до 15%. Если же сложить оценки «хорошо» и «удовлетворительно», то в целом получится гораздо более позитивная динамика: от 33% в 2011 году до 66% в 2023 году, то есть число оптимистично настроенных граждан выросло вдвое. Таким образом, сегодня 2/3 взрослых россиян как минимум на «удовлетворительно» или «хорошо» оценивают вклад НКО в решение социальных проблем, при этом имеется тенденция к повышению доли оптимистов (Рисунок 2).

Откуда же появляется запрос граждан, о котором мы говорили выше? Прежде всего от ощущения неблагополучия дел в социальной сфере.

Что же думают россияне по вопросу о том, в каких сферах деятельность НКО является особенно необходимой в нашей стране. Здравоохранение является одной из самых сложных сфер для «входа» и для функционирования в ней НКО, и при этом практически каждый второй россиянин (47% респондентов) полагает, что НКО должны действовать в сфере здравоохранения, 43% считают, что НКО должны оказывать помощь малообеспеченным, 37% полагают, что НКО должны оказывать помощь военнослужащим СВО, ветеранам боевых действий и членам их семей, 31% — заботиться о материнстве и детстве, а все остальные позиции идут с большим убыванием (Рисунок 3).

Если мы посмотрим на данные о состоянии социальных сфер в России в глазах населения, то увидим, что как раз сферы здравоохранения и социального обеспечения получают самые низкие оценки (Рисунок 4). Лишь 13% взрослых россиян полагают, что ситуация в сфере здравоохранения хорошая, а удовлетворенность качеством социального обеспечения набирает 15% взрослых россиян, при этом образованием довольны 18%, а сферой культуры — 28% респондентов. А в количестве плохих оценок и скрыт ответ на вопрос о том, откуда такой высокий запрос со стороны население на деятельность НКО.

Почему выделены именно эти направления? Ирина Мерсиянова пояснила: «Поскольку в исследовании нам нужна концепция, от которой мы могли бы отталкиваться, то эти направления привязаны к национальным целям развития Российской Федерации согласно Указу Президента России. Например, сейчас обсуждается законопроект об участии благотворительных и общественных организаций в социальной адаптации людей, которые освобождаются из мест лишения свободы. У нас на диаграммах это направление не представлено, но тем не менее в жизни оно тоже является востребованным. То, что у нас не перечислено какое-то направление, не означает, что НКО не должны этим заниматься. Если бы мы спросили о чем-то в нашей карточке, которую показываем респондентам, то они обязательно отвели какое-то место и этому виду деятельности».  

Динамика реальных сфер работы волонтеров и НКО между двадцать вторым и двадцать третьим годом, по мнению россиян, практически отсутствует, за исключением помощи военнослужащим СВО, ветеранам и членам их семей, которая возросла на 9 процентных пунктов (Рисунок 5). 

Спикер обратила внимание, что есть разрыв между мнениями респондентов о том, в каких направлениях НКО реально работают и в каких направлениях от них эту работу ожидают, от той картины, где их работу замечают. И где большой разрыв? Опять-таки в сфере здравоохранения: 47% россиян говорят о том, что нужна работа НКО и лишь 16% россиян видят ее в действительности. По мнению россиян, деятельность НКО является необходимой также и в сфере помощи малообеспеченным, так отвечают 43% респондентов, при этом доля считающих, что НКО реально работают в этой сфере, составляет 21%. Такие разрывы присутствуют практически по всем направлениям, за исключением волонтерской деятельности и помощи военнослужащим, где желаемое совпадает с реально ощущаемым.

Ирина Мерсиянова привела данные по динамике оценки состояния социальных сфер в России с 2011 года, подчеркнув, что та доля россиян, которая считает, что сегодня здравоохранение в стране находится в хорошем состоянии, в 13%, дорогого стоит, потому что в 2011 году так считало всего лишь 5% граждан; при этом надо отметить, что рост пришелся на 20-й пандемийный год, а особенно заметен рост положительных оценок россиян сферы культуры, которые прирастали из года в год (Рисунок 6).

Юлия Жигулина прокомментировала поступивший вопрос, чем могут быть недовольны наши граждане в деятельности НКО в здравоохранении, ведь фактически в стране нет ни одной  клиники в формате НКО: «Здравоохранение, конечно, больше коррелирует всё-таки с бизнесом в социальной сфере, но очень многие организации при себе имеют благотворительные фонды, которые могут обеспечить то лечение, которое недоступно по ОМС. Это очень хорошо прослеживается на примерах, которые мы наблюдали в рамках нашего общего исследования по результатам апробации 189 Федерального закона. Речь шла о сертификатах, частично область здравоохранения была задействована в части паллиатива для детей, и в части санаторно-курортного лечения. Эти вопросы в большей степени говорят о неэффективности межсекторного взаимодействия, в котором участвуют и Минздрав России, и Минтруда России, и многие другие министерства, с точки зрения компенсации и доступа к информации о том, как анализируются потребности человека. В частности, какими мерами он может компенсировать неудовлетворённость с точки зрения высокой оплаты или недостатка квот на то или иное лечение.  В какой-то мере благотворительные фонды накапливают средства, чтобы компенсировать тот спрос, который не может удовлетворить государство».  

Ирина Мерсиянова дала разъяснение, как респондентам объясняют, о каком вкладе НКО в той или иной сфере идет речь, поскольку не каждый гражданин с ходу может сообразить, о чем идет речь: «Учитывая то, что у нас это этот вопрос стоит в мониторинговой анкете и весь опрос строится на беседе про НКО, то к вопросу о вкладе респондент уже имеет общее представление о деятельности НКО в стране».

«Поскольку речь идет о национальных целях устойчивого развития, — комментирует Юлия Жигулина, — которые объявлены Указом президента России, то возникает вопрос, а почему такой спрос на услуги некоммерческого сектора. Наверное, это самый человекоориентированный сегмент экономики, который заботится о качестве жизни людей, плюс в конце года у нас появилась некая социальная таксономия, которая позволяет оценить удовлетворённость людей по ряду критериев или пи и даже показателей, но замеры нужно будет делать с точки зрения уже тех показателей и оценки качества жизни, который меняется у людей. Я помню, как активно обсуждалась роль некоммерческого сектора. Просто они самые чувствительные в плане того, чтобы отреагировать на острую социальную проблему. Если возникает спрос от населения или ниша, то в первую очередь появляются или волонтеры, или некоммерческие организации, которые, объединяя сообщество вокруг какой-то проблемы, дают решение. Как раз показана эта гибкость и способность НКО вникать в проблему, чувствовать тонкости и находить свои решения!»

«Очень интересными показались на графиках изменения в шестнадцатом-семнадцатом году, когда вдруг все больше людей увидели вклад НКО и их роль в решении социальных проблем. — отметила Елена Тополева-Солдунова. — Тогда как раз появилось поручение президента России о том, что 10% средств, направляемых в регионах на оказание социальных услуг, нужно передавать негосударственным организациям. О чём это говорит? Видимо, граждане услышали посыл главы страны. Ведь неоднократно фиксировали, что когда в публичном пространстве начинают о чем-то много рассказывать, причем с положительной коннотацией, то общественное мнение соответственно реагирует на такие сигналы».

Ирина Мерсиянова перечислила перечень действий, чем могут НКО помочь в улучшении ситуации в сфере здравоохранения (Рисунок 7), которые выделили респонденты. В список вошли контроль работы медицинских учреждений, защита прав пациентов, привлечение волонтеров и многое другое. Но она также отметила, что и со стороны медиков был запрос на защиту их прав. Эксперты обсудили и то, чем могут НКО помочь в сфере социального обеспечения, включая динамику ответов респондентов по годам. Наиболее популярным стал также ответ о контроле работы учреждений сферы социального обеспечения (Рисунок 8).

Спикер подчеркнула, что Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ проводит мониторинг по всей стране, но какие-то населенные пункты и регионы могут провести и свои исследования, при которых они могут воспользоваться разработанной учеными-социологами методологией, и это очень полезно для региональных властей — владеть информацией, как их сфера социального обеспечения выглядит в зеркале общественного мнения; о важности таких исследований в отдельных регионах упомянула Елена Тополева-Солдунова.

Завершая дискуссию, эксперты подчеркнули, наше время дает возможности, когда НКО могут пользоваться и ресурсами социального предпринимательства, меняя свое мышление, что помогает получать ошеломительные результаты, что можно наблюдать по результатам Программы профессиональной переподготовки «Управление в профессиональном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», организатором которой выступает Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ при поддержке фонда «Наше будущее».

Посмотреть дискуссию полностью