Ирина Мерсиянова: «У значительной доли россиян сформирована привычка помогать»
В медиацентре «Благосфера» состоялась первая в 2025 году дискуссия на тему «Как изменилось отношение россиян к НКО за 2024 год и на протяжении 16 лет?» из цикла «Что мы знаем о состоянии гражданского общества на основе данных опросов и статистики?», который проводится Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ совместно с Центром «Благосфера».
Хедлайнером встречи выступила Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики». Приглашенным экспертом выступила Елена Тополева-Солдунова, директор Агентства социальной информации, член Общественной палаты РФ, директор Благотворительного фонда «Доброта Севера».
Как отметила модератор дискуссии, директор Центра «Благосфера» Наталья Каминарская, аудитории представилась возможность вместе с экспертами обсудить эмпирические данные мониторинга состояния гражданского общества, который ведет Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики» (при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ), в контексте практики и опыта деятельности российских НКО и получить ответы на вопросы о том, изменился ли уровень информированности населения о деятельности НКО, уровень доверия и недоверия к НКО, готовность россиян участвовать в их деятельности и жертвовать им свое время и деньги. При этом были проанализированы изменения за прошедший 2024 год, а также был сделан акцент на динамике изменений на протяжении предыдущих 16 лет. Для участников из других регионов была доступна прямая трансляция мероприятия.
В основу дискуссии были положены данные всероссийских обследований НКО, опросов населения и других опросов, которые с 2006 года проводит Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Наталья Каминарская подчеркнула: «В нашем партнерском цикле “Что мы знаем о состоянии гражданского общества на основе данных опросов и статистики?” ведущим звеном является Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, который проводит невероятное количество очень разных, очень нужных и очень полезных для нас опросов, данными которых могут пользоваться все, кто работает в социальном секторе, самых разных некоммерческих и бюджетных организациях. Самое интересное — эти данные не берутся из разовых исследований, это результаты большой научно обоснованной работы, повторяющейся из года в год на одних и тех же принципах, что дает возможность проследить динамику и отследить тренды развития».
Ирина Мерсиянова рассказала, что наряду с рядом повторяющихся показателей, в рамках мониторинга каждый год появляются какие-то ответвления, новые темы, которые могут касаться, например, отдельных сравнительно небольших групп добровольческого движения, а все заинтересованные слушатели могут ознакомиться с результатами исследований Центра в вышедшей в прошлом году монографии «Самоорганизация граждан, благотворительность и третий сектор: теории, история и современные тенденции», восемь глав которой посвящено анализу эмпирических данных. Как отметила Ирина Мерсиянова, для того чтобы получить информацию теоретического характера, изложенную в первых двух главах книги, раньше пришлось бы «перелопатить» множество источников на иностранных языках. «В книге представлена очень серьезная научная основа нашей деятельности, которая наряду с эмпирическими данными, большим количеством графиков и рисунков дает очень серьезное представление о нашей действительности, позволяет думать о третьем секторе как о важном изучаемом и отслеживаемом процессе», — заметила Наталья Каминарская.
Ирина Мерсиянова дала старт дискуссии, рассказав о трех базовых показателях, касающихся информированности, доверия и участия россиян в деятельности некоммерческих организаций. Ломаные линии на графиках, отражающих динамику этих показателей, с определенного времени практически превратились в прямые. Так, можно было увидеть, что доля россиян, доверяющих хотя бы одной НКО, практически не меняется последние 5 лет. В 2024 году 81% россиян (18+) информированы о деятельности хотя бы одной НКО в своем населенном пункте, а 27% россиян, столько же, как и в предшествующем году, декларируют свое участие в деятельности хотя бы одной НКО и гражданских инициатив (опрос захватывает участие не только в зарегистрированных организациях, но и в деятельности инициативных групп граждан). Как заметила спикер, несмотря на отсутствие в последние годы какой-либо захватывающей интриги, очень важно в этом контексте поговорить о тех фоновых показателях, которые формируют общее настроение общественного участия в стране.
Так, доля россиян, воспринимающих ситуацию в стране в терминах согласия и сплоченности, выросла в два раза в 2022 году по сравнению с 21-м, в 2023 году доля таких россиян еще увеличилась, а в 2024-м каждый второй россиянин полагал, что в стране больше согласия и сплоченности. В своем непосредственном окружении россияне также традиционно видят больше согласия и сплоченности, эта тенденция не меняется — 79 % россиян в 2024 году считает, что среди непосредственного социального окружения больше согласия и сплоченности. Доля россиян, готовых объединяться с другими для совместных действий, составила в 2024 году 76%, при этом этот показатель в 2024 году вырос на 4 процентных пункта по сравнению с 2022 годом.
Мы должны учитывать, что объединение может быть для разных целей, не только с целью помощи другим людям, а включая и цели создания бизнеса, однако, потенциал к объединению среди россиян в наши дни гораздо выше по сравнению с началом проведения мониторинга. Можно говорить о том, что практики совместной деятельности постепенно проникают в повседневную жизнь, отметила спикер. Число россиян, декларирующих доверие на дальней социальной дистанции выросло на 4 процентных пункта с 2020 года.
Еще два показателя, без которых невозможно понимание фона, который формирует настроение россиян для потенциального участия в практиках гражданского общества, связаны с доверием на ближней и дальней социальной дистанции. Что интересно, показатель доли людей, доверяющих незнакомым людям, не реагировал на пандемию, несмотря на существующие в то время ограничения в социальной дистанции. Как пояснила спикер, известно, что доверие незнакомым людям не рушится в один миг. В августе 2020 года показатель впервые начал колебаться, а осенью пошел вниз. В 2024 году 26 % взрослых россиян считает, что большинству людей можно доверять, что соответствует показателям допандемийного времени.
Ирина Мерсиянова представила еще одну эмпирическую зарисовку, отражающую вовлеченность россиян в различные формы помогающего поведения за пределами деятельности НКО. В целом помощь, оказываемая россиянами вещами, деньгами и поступками незнакомым нуждающимся людям, выросла с 2020 года. В 2024 году показатели еще больше увеличились и была зафиксирована наибольшая включенность населения в такого рода помощь за весь период наблюдения.
Елена Тополева-Солдунова отметила, что несмотря на более ровные линии в первом графике, представленном Ириной Мерсияновой, динамика показателей прослеживается, хотя и не такая впечатляющая, как хотелось бы, и не такая яркая, которую мы увидели на графиках по показателям сплоченности, доверия и вовлеченности в помогающее поведение. Встает вопрос, почему? «Острее всего люди реагируют на вызовы, которые ставят перед ними жизнь, в случае, когда они сталкиваются с какими-то катаклизмами, общей проблемой, общей бедой или же, наоборот, общей победой. Эти вызовы приводят к большей сплоченности и солидарности в обществе. И таких вызовов за прошедшие годы у нас в стране было много: ими стали пандемия и СВО. Казалось бы, пандемия должна была пошатнуть уровень доверия из-за социальной изоляции, но беда-то была общей, поэтому это привело к большему уровню сплоченности. СВО тоже нашло отражение в солидаризации общества, и это заметно и по пабликам в интернете: люди объединяются на самых разных платформах для сбора помощи. И коллективная деятельность приводит к тем изменениям, которые мы видим на представленных графиках. Почему это мало сказывается на отношении россиян к НКО? Некоммерческие организации также участвуют в оказании помощи, но люди массово не всегда осознают их роль, не видят связку в цепочке от результатов помощи и стоящими за этим НКО», — прокомментировала данные эксперт. Как отметила эксперт, иной раз респондент осознает свое участие в деятельности НКО только после тысячи подсказок от интервьюера. Также она отметила, что на ответы респондентов влияет и другая параллельная информация, которая может заключаться в том, что человек слышал, что какую-то НКО объявили иноагентом, или какая-то неправительственная организация стояла у истоков очередной бархатной революции и т.д. Таким образом, заключила модератор встречи, неизменяемость показателей отношения россиян к НКО можно оценить скорее положительно? Точно не отрицательная динамика — ситуация стабильная, но требует дальнейшего анализа, все же при проведении опроса респонденту показывается карточка, в которой есть напоминание об НКО по видам их деятельности, заметила Ирина Мерсиянова.
Если говорить об информированности населения о деятельности НКО в их населенных пунктах, то на первых местах находятся все те же организации:
на одном из первых мест в 2024 году находятся товарищества собственников недвижимости, однако, можно наблюдать, что они утрачивают свои позиции. Можно заметить, что в прошлом было больше информации о ТСЖ, в настоящее время это товарищества собственников недвижимости, что увеличивало их узнаваемость. Садовые и дачные товарищества популярны у россиян, об их деятельности информирован 41% респондентов. Религиозные общины и организации также на верхних строчках рейтинга с 23% голосов. Вопрос о благотворительных организациях задается в разных формах для получения сравнимых данных на протяжении всех лет мониторинга. Ведь за 20 волн мониторинга НКО прошли большой путь развития: это целая жизнь, которая была обусловлена параллельным формированием государственной политики, ведь мониторинг состояния гражданского общества, проводимый НИУ ВШЭ, зародился одновременно с возникновением Общественной палаты РФ благодаря появлению Федерального закона, который потребовал предоставлять доклад о состоянии гражданского общества в стране, а Высшая школа экономика стала поставщиком достоверных эмпирических данных для этого доклада.
Однако, как отметила спикер, для сегодняшней встречи был подготовлен и ответ на вопрос, что будет при объединении данных о благотворительных организациях, фондах и инициативах в одну переменную, в этом случае 44% взрослых россиян знают о деятельности благотворительных организаций в своих населенных пунктах (хотя бы в случае одной из перечисленных позиций). Таким образом, эта цифра конкурирует с информированностью россиян о деятельности садовых и дачных товариществ.
Каковы же источники информации о НКО? 56% россиян узнают о НКО через сарафанное радио, материалы в интернете отмечает каждый третий (32%), 22% получают информацию из центральных газет и телерадиоканалов (процент телесмотрения в принципе падает), 21%, а не 27%, как на графике, который был рассмотрен в самом начале, говорят, что знают о НКО, потому что сами принимают участие в их деятельности. Еще у 17% принимают участие в деятельности НКО их родственники и знакомые. Интересный показатель, 3% — это те люди, которые осознали, что они получили помощь от НКО и таким образом были проинформированы об их деятельности. Наталья Каминарская прокомментировала этот показатель: «Мне кажется, три процента в пересчете на все население — не такая уж маленькая цифра». «Думаю, если проводить глубинные интервью с респондентами и потратить больше времени на беседу, скорее всего этот показатель подрастет, однако, в динамике с 2007 года этот показатель более-менее стабилен», — продолжила Ирина Мерсиянова.
Спикер подчеркнула, чтобы НКО стали более узнаваемыми в сознании граждан, важно, чтобы люди понимали, что такое НКО и их роль в обществе.
Важно образование, которое начинается с уроков обществознания в школе. Например, рентгеновский снимок дает представление о скелете человека, а изучение законов общества дает понимание структуры, на которой строится его социальная жизнь.
Модератор попросила прокомментировать вопрос информированности населения о НКО, упомянув, что россияне стали меньше смотреть телевизор, а больше времени проводить в интернете, и несмотря на конкуренцию со всеми другими участниками, НКО часто создают более интересный и креативный контент. Почему сектор проигрывает до сих пор?
«И да, и нет, — с такими словами вступила в дискуссию Елена Тополева-Солдунова. — Как председатель жюри конкурса по социальной рекламе для НКО, могу сказать, что победители получают возможность размещения роликов на различных интернет-площадках с мощным охватом, при этом количество участников не растет. Почему так? Одна из причин, конечно, заключается в том, что деятельность НКО должна иметь межрегиональный охват. Но есть такая тенденция. С другой стороны, мы наблюдаем, как
НКО становятся более искусными в продвижении другими способами. Социальная реклама — не единственный и не основной способ рассказать о себе. Мы также видим, что аудитория все больше уходит с сайтов в различные социальные сети. Несмотря на то что многие НКО проходят обучение по коммуникации и рекламе, это не всегда приносит ожидаемые результаты, особенно в сфере услуг. В рейтинге «Регион-НКО», проводимом Общественной палатой РФ совместно с рейтинговым агентством RAEX, видно, как заметно выросла динамика привлечения НКО в качестве поставщиков социальных услуг».
«Это понятно, поскольку НКО в таких случаях замещают услуги от государства, люди воспринимают такие услуги, как государственные, а не услуги от независимого поставщика», — заметила модератор.
«По каждой истории нужно пытаться найти причину и искать пути исправить ситуацию в ключе информированности. Таким организациям не предоставляют бесплатные помещения для работы, аргументируя это тем, что они зарабатывают деньги. Просветительская работа для улучшения имиджа должна вестись на постоянной основе, она должна быть заметной, профессиональной. Абсолютно недостаточно разовых кампаний», — подчеркнула эксперт.
Речь на дискуссии коснулась и успехов благотворительного сектора, который преуспел в профессиональном и имиджевом плане, он эффективно собирает частные пожертвования и продвигает себя, а другие НКО должны равняться на этот сектор. Если говорить о цифровизации и самоорганизации, то можно утверждать, что цифровизация способствует низовой самоорганизации и совместной деятельности. Люди учатся просить и получать помощь, что может привести к реальным действиям. За последние 16 лет доля россиян, получающих информацию об НКО через интернет, значительно выросла, с 4% до 32%. Доля людей, получающих информацию из местных СМИ, снизилась с 40% до 24%. Было замечено, что доверие к НКО зависит от личного опыта взаимодействия с ними.
18% взрослых россиян доверяют благотворительным организациям. Это выше, чем доверие к профсоюзам, которые остаются понятными институциями для многих. Привычка взаимодействовать с профсоюзами влияет и на доверие к ним. Если говорить о доверии в динамике, то в случае благотворительных организаций количество доверяющих им выросло с 7% в 2010 году до 13% в 2023 году. Динамика доверия к другим видам НКО незначительна. Важно осознать, что взаимодействие с НКО формирует доверие, равно как и недоверие к ним. Эксперты отметили, что несмотря на попытки пресекать мошенничество, количество мошенников остается высоким. Уровень доверия к благотворительности остается стабильным, несмотря на случавшиеся в СМИ скандалы. Доверие к некоммерческому сектору растет, но это требует постоянной работы, как уже упоминалось.
Аудитория узнала, что только 4% россиян активно участвуют в деятельности НКО. Участие в различных формах помощи НКО остается низким. В динамике доля россиян, готовых жертвовать деньги и время, стабильна. В 2017 году, когда готовился год добровольца, доля волонтеров выросла. При этом в 2018 году, несмотря на массированную информационную подготовку, доля волонтеров снизилась. Доля россиян, готовых жертвовать время, остается стабильной. Доля тех, кто готов жертвовать деньги, сократилась на 10%. Какие выводы можно сделать? Реальная помощь, получаемая людьми, значительно меньше декларируемой. Доля тех, кто позиционирует себя как волонтер, растет, но реальная помощь остается приблизительно на одном и том же уровне.
Количество волонтеров, участвующих в деятельности НКО, растет.
Это можно объяснить тем, что люди начинают более осознанно подходить к своим ответам.
Данные показывают, что люди становятся более вдумчивыми и осознанными в своих ответах. Также интересен тот факт, что количество граждан, заявляющих налоговые вычеты за пожертвования, выросло, а сумма пожертвований через налоговые вычеты увеличилась более чем в два раза за два года. То есть россияне, обращающиеся за вычетами, делают это более осознанно и системно.
Аудитория узнала, что каждый второй россиянин доверяет благотворительным организациям, а это важно для развития сектора и вовлечения людей в его деятельность, как и все позитивные изменения в некоммерческом секторе важны для его развития.
Отвечая на вопрос о том, можно ли считать, что у россиян уже сложилась привычка помогать, Ирина Мерсиянова уверенно ответила, что у значительной доли россиян она уже сформирована.
Кому россияне помогают больше всего, поинтересовались участники дискуссии. Денежные пожертвования остаются стабильными, несмотря на изменения в направлениях помощи. Доля тех, кто делает денежные пожертвования, не растет, но сохраняется ядро вовлеченных. Вовлеченность россиян в благотворительность характеризуется, например, такими цифрами: 71% взрослых россиян помогали деньгами нуждающимся в прошлом году. 2/3 взрослых россиян участвовали в благотворительности. Помощь детям занимает первое место по сборам, за ними следует помощь, оказываемая животным, также россияне в большей степени склонны помогать пенсионерам.
Ирина Мерсиянова подчеркнула, что для нее как ученого и исследователя важно фиксировать надежные данные и работать с хорошими поставщиками.
Отвечая на вопросы, эксперты отметили, что уровень информированности о деятельности НКО неоднороден по стране. В крупных городах и мегаполисах уровень информированности гораздо выше. В малых городах и селах НКО практически нет. Важно, чтобы участие в НКО и гражданских инициативах и доверие к НКО не снижались. Они также подчеркнули, что стабильность и медленная позитивная динамика предпочтительнее резких скачков. Важно, чтобы молодежь узнавала о деятельности НКО во время обучения и имела возможности для участия в их деятельности на практике. Не забыли и про Добро.Центры, которые могут способствовать улучшению информированности и доверия.
В марте в медиацентре «Благосфера» планируется отдельная встреча для анализа трендов денежных пожертвований россиян.