Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Помогать другим — так же необходимо, как и дышать

В Российской академии наук состоялся круглый стол «Социальная деятельность Русской Православной Церкви: история и современность», в рамках которого прошла презентация результатов исследования Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ «Добровольцы-ремонтники как новая самоорганизующаяся группа».

Помогать другим — так же необходимо, как и дышать

© Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, фотограф Михаил Еремин

Добровольческому проекту Русской Православной Церкви по восстановлению частных домов мирных жителей в зоне конфликта силами добровольцев-ремонтников в марте 2025 года исполнилось два года. За это время порядка 1600 церковных волонтеров восстановили более 380 частных домов в таких городах, как Мариуполь, Авдеевка, Ясиноватая и др.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратился Алексей Загребин, исполняющий обязанности директор Института этнологии и антропологии Российской академии наук, профессор РАН, который напомнил о важной роли Русской Православной Церкви в оказании помощи тем, кто в ней нуждается, оказавшись в тяжелых жизненных обстоятельствах.

Выступление Протоиерея Михаила Потокина, и. о. председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, было посвящено социальному служению Церкви на современном этапе и образовательной поддержке школьников из нуждающихся семей. «Единственный институт, который рассматривает любого человека как имеющего божественные достоинства — это Институт Церкви. Один из принципов церковной помощи заключается в том, что Церковь оказывает помощь всем нуждающимся, вне зависимости от их вероисповедования, социального положения и статуса», — подчеркнул он. Он привел пример, когда его духовник, будучи 8-летним мальчиком, в голодное послевоенное время откликнулся на просьбу военнопленного на улицах Москвы, поделившись с ним куском хлеба, несмотря на то что хлеб и самим жителям выдавался по карточкам. «Этот принцип жизни Церкви, который сформулирован в Евангелии, сложно транспонируется на другие социальные организации, но все-таки здесь важнее не юридический, а принцип человеческий, духовный, не видеть врага в тех, кто нуждается в помощи, помогать ближнему своему не ради других, не потому, что есть лишние ресурсы, а прежде всего потому что это необходимость… Помогать другим — так же необходимо, как и дышать. Оказание помощи ближнему — необходимое условие жизни духовной, душа без этого жить не может…», — отметил отец Михаил. Он также отметил, что человеку требуется не только материальная помощь, ведь тот, кто лишился многого в жизни, нуждается в человеческой заботе, внимании, в ближнем, с которым можно разделить свою беду.


Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, кандидат социологических наук, на круглом столе впервые представила результаты исследования «Добровольцы-ремонтники как новая самоорганизующаяся группа», осуществленного в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» при организационной поддержке Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.

Основой исследования стал опрос по формализованной анкете на онлайн-платформе НИУ ВШЭ, в результате которого собрано более 500 анкет; также в рамках исследования были проведены глубинные интервью как с самими добровольцами-ремонтниками, так и с получателями помощи.

Перед исследователями стоял целый ряд сложных целей. Предстояло оценить уровень удовлетворенности добровольцев-ремонтников организацией проекта, условиями работы и проживания, межличностными отношениями, складывающимися с другими добровольцами и подопечными в ходе проекта, выявить основные трудности и барьеры, с которыми сталкиваются добровольцы в процессе работы, охарактеризовать сильные и слабые стороны проекта, определить ключевые аспекты мотивации добровольцев, приходящих в проект. Было важно проанализировать влияние участия в проекте на эмоциональное и физическое состояние добровольцев, выявить изменения в их мировоззрении, жизненных ценностях и социальной активности после участия в проекте, а также оценить удовлетворенность благополучателей полученной помощью, выявить влияние проекта на качество жизни и эмоциональное состояние благополучателей.

Важным результатом исследования стала возможность на основании полученных качественных и количественных данных разработать рекомендации по совершенствованию организации проекта, поддержки и адаптации добровольцев.

Докладчица отметила, что в отечественной истории немало примеров того, как волонтеры-строители оказывали существенную помощь в возведении необходимых сооружений и восстановлении городов. Так, в годы Первой мировой войны быстро меняющаяся ситуация на фронте не позволяла военному ведомству и различным службам оперативно организовывать нужные строительные работы на фронте и в тылу для армии. Другой яркий пример — черкасовское движение добровольческих бригад, трудившихся на восстановительных работах на территории СССР во время Великой Отечественной войны и после ее окончания.


Ирина Мерсиянова привела социально-демографический портрет добровольцев-ремонтников, вошедших в выборку опроса, по полу, возрасту, образованию, роду деятельности, месту жительства, материальному положению.

Так, 63% респондентов приняли участие в проекте в 2024 году (в 23-м — 41%, в 25-м — 19%), при этом участники, кто провели на проекте по неделе, две и более длинному отрезку времени, поделились приблизительно на три равные части, составив 31, 35 и 31% соответственно. Мужчин, принимающих участие в проекте, — подавляющее большинство (86%), что можно объяснить спецификой проекта, при этом больше половины участников представлены людьми старшего поколения — от 46 лет и старше. Молодых людей до 25 лет — 6%, в возрасте 25–35 лет — 8%. При этом превалируют участники с высшим образованием (в том числе незаконченным), таковых 73%. Также большинство добровольцев, принявших участие в опросе, работают (70%). Пятая часть от опрошенных представлена пенсионерами (18%). 47% добровольцев проживает в городах с населением больше миллиона человек, 61% участников — из Центрального Федерального округа. Проект стартует из Москвы, что не останавливает участников из таких федеральных округов, как Северо-Западный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский, Северо-Кавказский, Дальневосточный и др.

Подавляющее большинство добровольцев-ремонтников — православные (88%), для которых религия занимает очень важное место в их жизни. Однако среди них есть и представители других вероисповеданий (3%), а кто-то и вовсе не считает себя верующим человеком (5%).

Что рассказали добровольцы о своей работе? Многие добровольцы приезжают работать на освобожденные территории по несколько раз как в один и тот же, так и в разные населенные пункты. Не менее 20% опрошенных принимали участие в проекте более одного раза. В среднем доброволец провел на проекте в общей сложности 10 дней. Многие добровольцы могут приехать только на достаточно короткий срок (одну-две недели) из-за своей работы или учебы. Но если личные обстоятельства позволяют, люди готовы остаться и на более долгий срок.

Ирина Мерсиянова привела цитаты из глубинных интервью как самих добровольцев-ремонтников, так и получателей помощи, подчеркнув, что исследователи не обнаружили недовольных качеством проведенных работ. Потребность в данном проекте была очень велика. Глубинные интервью с получателями помощи свидетельствуют о том, что они не могли бы справиться с разрушениями самостоятельно. В первую очередь людям требовался ремонт или полная замена крыш, пострадавших после обстрела. Несмотря на то что трудно назвать работу по восстановлению крыш легкой, особенно учитывая погодные условия летом, добровольцы оставили такие отзывы о своем участии в проекте: «Ты туда приезжаешь, как на большой курорт, только ты решил не на шезлонге валяться, а на свежем воздухе поработать, здесь полное питание, пансионат. Тебе бесплатно, все, что хочешь. Ты просто поработал и отдохнул». 87% участников поставили высокую оценку организации проекта.

Как отметила Ирина Мерсиянова, если работу квалифицировать в терминах «тяжелая» или «легкая», то многие респонденты отмечали в комментариях, что она «была им по силам». В общей сложности легкой работу посчитали 49% респондентов, тяжелой — 40%. Участники интервью отмечали, что работа была интересная, позволяла освоить новые навыки, рабочий процесс был правильно организован, предоставлялись хорошие, новые инструменты и материалы, что облегчало работу.

Все подопечные (за единичным исключением) высоко оценили работу добровольцев. Они отметили, что все было сделано качественно и добросовестно, порой лучше, чем делали профессиональные мастера за плату. Несмотря на то, что в бригаде были непрофессионалы (о чем они сами сообщили получателю помощи), все работы происходили под четким контролем старшего или бригадира. На вопрос, были ли какие-то недостатки, получательница помощи ответила кратко и емко: «Какие претензии, ну что вы! Совершенно никаких. Крыша и сызнова такой не была. Только благодарность, и им, и Богу!» (Ж, 84 года, получатель помощи, пенсионер, Мариуполь).

Однако нельзя сказать, что трудовые будни на проекте проходили совсем безоблачно. Чтобы составить полную картину, Ирина Мерсиянова рассказала и о тех трудностях и тяжелых моментах, которыми поделились добровольцы. Помимо чаще всего упоминающегося бытового дискомфорта добровольцы сталкивались и с психологическими трудностями. «Отдельные истории и ситуации людей, которые психологически были сложными. Тяжело было слушать рассказы о том, как люди выживали в трудные дни в Мариуполе. Я плакала, воспринимала, как свое личное. Видеть разрушенные дома очень тяжело», — вспоминала одна из участниц проекта.

Многие участники интервью отмечали, что трудности, даже если присутствовали, не были серьезными. Напротив, многие добровольцы говорили об огромном эмоциональном подъеме, работе в радость и в удовольствие: «Идея работы за благую миссию укрепляла нас всех».

На вопрос, а что Вас особенно радовало, какие приятные моменты Вам запомнились, 65% респондентов отметили атмосферу в коллективе и возможность общения с другими волонтерами. Как отметила Ирина Мерсиянова, это тот самый «социальный клей», который придает крепость этой группе единомышленников.

Оправдались ли ожидания добровольцев от проекта? 87% отметили, что проект полностью оправдал их ожидания. Все участники интервью заявили, что их ожидания от участия в проекте полностью оправдались (и даже больше), что никакого сожаления о потраченном времени они не испытывают. Как отметила докладчица, главным свидетельством успеха проекта может служить то, что 78 процентов участников выразили свое желание в будущем еще раз принять участие в этом проекте. 94 % опрошенных хотели бы в будущем принять участие в этом же или в других волонтерских проектах.

Обращаясь к организаторам проекта, Ирина Мерсиянова призвала обратить внимание, что 68 % респондентов выразили желание принять участие и в других социальных проектах Русской Православной Церкви.

Координатор проекта Сергей Радостин подчеркнул, что для него самое важное, что подавляющее большинство добровольцев хочет вернуться на проект: «Интересно, почему? Ведь условия не самые лучшие, скорее, их можно сравнить с отелем в 2 звезды и менее… При этом такое желание возникает и у очень обеспеченных людей высокого социального уровня. Не всегда в личных беседах признаются, почему… А благодаря этому исследованию многое становится понятным. Перспективы у проекта очень широкие».

Участвующая в сборе информации Татьяна Богословская, ведущий аналитик Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, тепло поблагодарила всех участников проекта: «Каждый из нас не раз слышал фразу классика о том, что в человеке все должно быть прекрасно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли… А как можно понять душу человека или прикоснуться к его мыслям? Это можно сделать только в доверительной беседе. Вы все — необыкновенные люди. Далеко не каждый из нас — глубоко верующий человек. Однако, думается, что заповедь “Помоги ближнему своему” нашла отражение в культурном коде российского народа, что в свою очередь ярко проявилось в этом проекте!»

На круглом столе также выступили заместитель директора Института Европы РАН, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин, отметивший важность социального служения Церкви для жизни общества и рассказал об этапах развития церковной благотворительности с конца XIX века,  сотрудники Синодального отдела по благотворительности — руководитель отдела социального служения и сектора по взаимодействию с епархиями диакон Игорь Куликов, пресс-секретарь, старший преподаватель кафедры социальной работы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Василий Рулинский и руководитель направления больничного служения Наталья Шакуро.

Диакон Игорь Куликов рассказал об изменениях в церковном социальном служении за последние 10 лет, организации обучения для социальных работников, церковной горячей линии и помощи Церкви в зоне конфликта. Руководитель направления больничного служения Синодального отдела по благотворительности Наталья Шакуро представила на круглом столе служение сестер милосердия, добровольцев и священников за последние 5 лет. Об опыте и значении социальной практики будущих священнослужителей на примере Санкт-Петербургской духовной академии рассказал проректор академии Протоиерей Владимир Хулап.

Игорь Гарькавый, директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» рассказал о социальном служении в Русской Православной Церкви в эпоху гонений, почему это важно помнить. Ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья имени А. И. Солженицына Наталья Ликвинцева представила в своем докладе деятельность объединения «Православное Дело» по организации помощи нуждающимся в эмигрантском Париже в 1930–1940 годах, особое внимание уделив служению матери Марии (Скобцовой). 

Мероприятие организовали Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН совместно с Синодальным отделом по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.

В круглом столе приняли участие более 70 человек: сотрудники Синодального отдела по благотворительности, представители Российской академии наук, Высшей школы экономики, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Санкт-Петербургской Духовной Академии, руководители научно-просветительских центров и благотворительных фондов, священники, социальные работники, учащиеся Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и добровольцы.

Модератором круглого стола выступила Тамара Царёва, к.и.н., руководитель редакционно-издательского отдела Института этнологии и антропологии РАН.