Мост между университетом и обществом: как проектное обучение формирует гражданственность студентов
В рамках XIV Международной летней школы «Актуальные вопросы исследований общественной самоорганизации и гражданского общества в России и за рубежом», организатором которой выступает Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, состоялся мастер-класс «Формирование гражданственности студентов российских университетов в проектном обучении: роль ключевых стейкхолдеров».
На мастер-классе «Формирование гражданственности студентов российских университетов в проектном обучении: роль ключевых стейкхолдеров» прозвучали выступления Марии Певной и Анны Мартыненко. Спикеры рассказали, как проектное обучение становится реальным инструментом формирования гражданской идентичности и активности студентов в общественной жизни.
Мария Певная, доктор социологических наук, заведующий кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета, представила результаты исследования, в котором были опрошены более 1600 студентов и стейкхолдеров из четырех федеральных округов.
Спикер показала, что проектное обучение помогает студентам развивать не только профессиональные компетенции, но и гражданское самосознание — информированность о существующих социальных проблемах, о молодежных объединениях, НКО и благотворительных фондах, помогающих разным людям, стремление к участию в социальных проектах, понимание студентами механизмов взаимодействия с чиновниками и политиками.
При этом ключевую роль в успешной реализации проектного обучения играют стейкхолдеры: преподаватели, кураторы и заказчики проектов, чья вовлеченность напрямую влияет на результативность формирования гражданственности.
Анна Мартыненко, директор Центра лидерства и волонтерства, аналитик Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, рассказала о подходе «обучение служением», который активно внедряется в НИУ ВШЭ и более 450 вузов России. Этот подход интегрирует образовательный процесс с общественно полезной деятельностью, позволяя студентам не только применять знания для решения реальных социальных задач, но и рефлексировать над своей ролью в обществе.
Анна поделилась тем, как студенты НИУ ВШЭ, становясь акторами обучения служением, проводят социологические исследования для НКО, участвуют в хакатонах по разработке IT-решений для благотворительных организаций, создают правовые пособия для молодежи и разрабатывают проекты в области экологии и инклюзии. Такой опыт помогает студентам увидеть свою будущую профессию как инструмент для решения социальных проблем, формируя у них ответственность, эмпатию и гражданскую активность.
Также Анна поделилась информацией о проектах в области внеучебной деятельности, которые развивает Центр лидерства и волонтерства, для вовлечения студентов в социальную активность — обучения, событийное волонтерство и многое другое.
Оба выступления показали, что проектное обучение и обучение служением — не просто формальные подходы, а самый настоящий мост между университетом и обществом, где студенты учатся действовать, сотрудничать и влиять на общественные процессы.
