• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Взаимодействие власти и НКО — международный опыт

В рамках XIV международной летней школе «Актуальные вопросы исследований общественной самоорганизации и гражданского общества в России и за рубежом», организатором которой выступил Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, участники обсудили зарубежные практики механизмов взаимодействия власти и НКО.

Взаимодействие власти и НКО — международный опыт

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Никос Металлиди рассказал об австралийском опыте государственно-общественного партнерства, в котором некоммерческие организации выступают как агенты социальных изменений. Он установил, что австралийская модель государственно-общественного партнерства демонстрирует впечатляющие масштабы: свыше 60 000 некоммерческих организаций обеспечивают 11% рабочих мест и вносят 4,8% в ВВП страны, получая 28 миллиардов долларов государственной поддержки ежегодно. Никос подчеркнул, что уникальность системы заключается в предоставлении НКО практически всех социальных услуг — от защиты детей до ухода за престарелыми. Кроме того, цифровая трансформация кардинально изменила участие граждан: 73% населения вовлечены в волонтерство, а онлайн-платформы собрали 400 миллионов долларов только во время лесных пожаров. Также докладчик рассказал об успешных кейсах — программе Close the Gap, которая снизила детскую смертность среди коренных народов на 35% за 15 лет, и Национальной схеме страхования по инвалидности с рынком в более чем 30 миллиардов долларов. Никос пришел к выводу, что австралийский опыт показывает, как децентрализованная архитектура с единым регулированием и инновационные механизмы финансирования превращают НКО в полноправных партнеров государства в решении социальных вызовов.

Софья Блохина представила доклад «Государство и гражданское общество в Южной Корее: институты, механизмы и практики взаимодействия». В своем исследовании она проанализировала историческую эволюцию гражданского общества в Южной Корее — от клановой самоорганизации эпохи Силла до современных форм цифрового участия. Софья обратила внимание слушателей на высокий уровень вовлеченности граждан Южной Кореи в гражданскую активность, чему свидетельствует индекс гражданского участия, превышающий среднемировой уровень, а также на уникальные формы самоорганизации, такие как фандомные сообщества K-pop. Были подробно рассмотрены институциональные механизмы сотрудничества НКО с государством: система грантов, рабочие группы, образовательная поддержка. В заключение Софья рассказала о ключевых проблемах взаимодействия: правовых ограничениях, зависимости некоммерческих организаций от государственного финансирования и низком уровне общественного доверия, ограничивающем долгосрочное участие граждан в проектах организаций. В качестве направлений развития в докладе были предложены правовые реформы, расширение цифровых форм участия, укрепление независимых платформ и международное сотрудничество.

Доклад Екатерины Атрощенко и Александры Телицыной был посвящен сравнительному анализу моделей взаимодействия НКО и государства в 4 странах Юго-Восточной Азии (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Вьетнам). В данных странах авторы исследовали законодательство, масштаб и структуру некоммерческого сектора, формы формального и неформального взаимодействия с государством, а также уровень развития цифровых технологий. В результате они выделили четыре модели взаимодействия государства и общества: государственный контроль (Вьетнам), государственный контроль с сильным неформальным сектором (Таиланд), партнерство и конкуренция (Индонезия), а также автономия и мобилизация (Филиппины). Докладчицы подчеркнули, что модели взаимодействия зависят не только от уровня демократии и экономики, но и от историко-культурных, институциональных факторов, в том числе от гибридизации и цифровизации. Основными предложенными точками роста развития гражданского общества в изученных странах являются развитие горизонтальных связей, цифровой грамотности и адаптивности институтов.

Анастасия Носкова рассказала о взаимодействии общественной самоорганизации и государства в Германии, начав свой доклад с описания текущей структуры некоммерческого сектора в Германии — 95% всего формального сектора составляют ассоциации. Анастасия отметила, что ввиду расширения принципа субсидиарности в Германии, некоммерческие организации конкурируют с растущим числом коммерческих организаций за государственные контракты, страховые выплаты или подушевые компенсации. Также она рассказала о Федеральной службе волонтеров, созданной для преодоления дефицита кадров в организациях социальной сфере. Автор выделила формы участия граждан в политике в Германии – петиции, городские платформы, гражданские ассамблеи, партисипаторное финансирование, неформальные акции. Докладчица выявила, что в Германии некоммерческие организации не находят достаточного количества добровольцев из-за растущей популярности неформального взаимодействия, тенденции к менее затратной по времени волонтерской деятельности, старения кадров. В связи с этим некоммерческим организациям в Германии рекомендуется кооперация с неформальными структурами гражданского общества, адаптировать образовательные программы для волонтёров под запросы молодежи.

Завершил сессию Никита Каранкевич с докладом о роли экономических и социальных советах в системе государственного управления на примере стран БРИКС (КНР, Индия, Бразилия. ЮАР). Он провел анализ нормативно-правовых актов, на основании которых функционируют организации, а также изучил их структуру и деятельность. Анализ выявил существенные различия в их моделях: от символического консультативного органа при правящей партии в Китае, до многосторонней платформы с высоким влиянием на законы в ЮАР. Исследование подчеркивает, что даже при наличии формальных структур советы часто не преодолевают барьера между государством и обществом, а их потенциал остается нереализованным из-за недостатка полномочий и институциональной самостоятельности. Выводы проведенного анализа указывают на необходимость повышения автономии советов, расширения их полномочий и усиления роли как площадок для содержательного диалога, что является ключевым условием для повышения их вклада в инклюзивное государственное управление.

Участники пришли к выводу, что взаимодействию между государством и некоммерческим сектором уделено особое внимание во многих странах мира, при этом государство перекладывает часть своих обязанностей в социальной сфере на НКО, создавая при этом благоприятные условия для их работы, при этом такое партнерство выгодно обеим сторонам.