• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Театральная миниатюра для социальных предпринимателей

В Высшей школе экономики стартовал четвертый модуль на Программе профессиональной переподготовки «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство». В рамках модуля слушатели совершили учебный образовательный визит в Московский драматический театр имени А.С. Пушкина.

Театральная миниатюра для социальных предпринимателей

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, руководитель образовательной программы, отметила, что модуль стартовал в День рождения Москвы и пожелала слушателям всего самого перспективного: быть мудрыми в своих решениях и терпеливыми в достижении результатов.

Модуль посвящен теме «Управление социальным предприятием», в рамках которой слушатели погрузятся в тонкости управленческого учета, изучат проблематику оптимизации затрат, ознакомятся с оценкой социального и экономического воздействия. Курс занятий будет посвящен информационным технологиям, применению искусственного интеллекта в управлении социальным предприятием, развитию навыков публичных выступлений. Личная эффективность и тайм менеджмент и создание понятных и стильных презентаций также станут пристального внимания слушателей.

В рамках дисциплины «Развитие навыков публичных выступлений», входящей в IV учебный модуль программы, слушатели под руководством преподавателя Валерии Альбертовны Устиновой совершили учебный образовательный визит в Московский драматический театр имени А.С. Пушкина. Валерия Альбертовна Устинова — почетный работник культуры г. Москвы, педагог театра Et cetera п/р А.Калягина, художественный руководитель социального проекта «Вдумчивые чтения», бизнес-консультант. Валерия Альбертовна является автором идеи, режиссером и продюсером подкаста об основательнице сестринского дела, первом медицинском статистике, социальном реформаторе Флоранс Найтингейл, который получил специальный приз жюри ХI Международного фестиваля социальной рекламы.

Уникальное занятие прошло в формате погружения в театральную среду: участники не только увидели историческое здание театра, но и оказались за кулисами, где смогли прикоснуться к живому театральному процессу.

В рамках экскурсии, которую провела Ольга Владимировна Шевнина, заведующая организационно-творческим отделом Московского драматического театра имени А.С. Пушкина, участники узнали об истории театра и его легендарных фигурах: Александре Таирове и Алисе Коонен, чье творчество стало основой Камерного театра, впоследствии объединившегося с Театром имени Пушкина. Упоминались и великие реформаторы русского театра — Немирович-Данченко и Станиславский, чьи идеи до сих пор влияют на театральную педагогику и практику.

Слушатели программы стали свидетелями репетиции настоящего спектакля, наблюдая, как актеры работают над сценической речью, как строится взаимодействие между режиссером и артистами. Особое внимание было уделено технике речи и сценическому присутствию — важным компонентам эффективного публичного выступления. Секретами театрального мастерства поделилась с участниками экскурсии актриса Анна Бегунова.

Кому-то впервые представилась возможность ознакомиться с тем, как на практике работают инструменты развития голоса и дикции, погружения в тему, взаимодействия со зрительным залом. Участники экскурсии поразились — казалось бы, только они ходили за кулисами современного театра и вдруг перенеслись в атмосферу XIX века и стали свидетелями жизненных перипетий героев романа Толстого. Воочию они смогли убедиться в том, как талант и мастерство всего лишь одной актрисы позволили им совершить это путешествие во времени и погрузиться в атмосферу другой эпохи — с ее неторопливыми интонациями, элегантными платьями, потрескиваньем дров в камине, скрипом карет и топотом конных упряжек.

Анна Бегунова продемонстрировала искусство «переживания», ведь, по системе Станиславского, актер должен «пережить» роль, чтобы передать «жизнь человеческого духа» на сцене. Как говорил Станиславский: «Все, что не пережито актером, остается мертвым и портит работу артиста». Актриса наглядно показала участникам экскурсии, как выглядит умение управлять вниманием, где значение имеет каждый жест, каждый взгляд, каждый вздох, что помогает создать целостную картину другой эпохи. Талантливый актер не использует штампы, а каждый раз создает образ заново, что делает его более живым и убедительным. Талант Анны проявился в умении органично соединить все тонкости актерской игры и владения телом и голосом.

Такой формат занятия позволил участникам не только расширить представления о сценической речи, но и осознать важность выразительности, внутренней концентрации и точности интонаций в публичных выступлениях, что является важным инструментом лидера социальных проектов и предпринимателя.

Преподаватель Валерия Альбертовна Устинова отметила, что живая театральная среда — это не только вдохновение, но и мощный учебный ресурс, позволяющий слушателям по-новому взглянуть на собственные коммуникативные возможности.