Владимир Беневоленский принял участие в экспертной дискуссии о проблемах развития социального предпринимательства
Экспертная дискуссия состоялась в Фонде «Общественное мнение» (ФОМ) в связи с презентацией результатов исследования «Потенциал социальных предпринимателей на рынке социальных услуг».
В ходе обсуждения основных результатов исследования,проведенного ФОМ в 2016 году в партнерстве с Фондом региональных социальных программ «Наше будущее», оживленная экспертная дискуссия разгорелась по вопросу об определении феномена социального предпринимательства, положенного в основу проектной работы. Кто такие социальные предприниматели, в чем их особенности по сравнению с другими игроками социальной сферы?
По мнению Владимира Беневоленского, коллектив ФОМ вполне справедливо относит социальных предпринимателей к институциональным акторам третьего сектора, наряду с НКО. Действительно, нацеленность на решение конкретной социальной проблемы представляет собой один из ключевых отличительных признаков социального предпринимательства. Социально окрашенная мотивация, наряду с готовностью удовлетворяться незначительной (по сравнению с среднерыночной) доходностью предприятия, отделяет его от коммерческих структур, работающих на рынке социальных услуг, сближая с НКО. Социальное предпринимательство, как свидетельствует зарубежный опыт, раздвигает привычные границы третьего сектора до «социальной экономики», привнося в регулярную социально ориентированную деятельность, прежде всего – в оказание социальных услуг – бизнес-подходы, призванные обеспечить ее самокупаемость, устойчивость в интересах нуждающихся в той или иной социальной услуге людей. Обязательная, приоритетная фокусировка на решении проблемы самокупаемости и устойчивости социально значимой деятельности отличает социального предпринимателя от НКО.
Вместе с тем, Владимир Беневоленский полагает, что социальное новаторство не следует относить к числу «родовых» конституирующих признаков социального предпринимательства. Исследования инновационных процессов в экономической науке довольно убедительно свидетельствуют о том, что окупаемость инноваций, даже если это технические, производственные нововведения, трудно заранее спрогнозировать, успешные, окупаемые инновации – «штучное» явление, которое невозможно поставить на поток. Хозяйствующий субъект – новатор в рамках коммерческого сектора, при генерации нововведения, как правило, опирается на внешние источники ресурсов, поддержки (фонды рискового капитала, бизнес-инкубаторы и др.). Аналогичным образом социальные инновации генерируются НКО – с опорой на безвозмездную благотворительную поддержку, на ресурсы труда добровольцев, на государственные гранты. Для операционализации определения социального предпринимательства в ходе дальнейших социологических исследований его места и роли на рынке социальных услуг вполне можно ограничиться фокусировкой на двух конституирующих признаках – социально обусловленной мотивацией и целевой установкой на самоокупаемость, устойчивость предоставления услуги.
В ходе дискуссии обсуждались также следующие вопросы:
- Кто из игроков готов занять место государства на рынке социальных услуг?
- Как относится к этому тренду население?
В числе выступивших – И. Задорин (ЦИРКОН), Б. Рудник, А Московская (НИУ ВШЭ) и другие. В целом, исследование ФОМ получило заслуженную высокую оценку, выступавшие высказали заинтересованность в продолжении коллективом ФОМ работы над тематикой социального предпринимательства.
Более подробно с материалами работы ФОМ можно ознакомиться в брошюре «Социальные предприниматели на рынке социальных услуг: перспективы развития».