• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Ирина Мерсиянова выступила с докладом на открытой дискуссии «НКО в зеркале СМИ: реальное отражение или…», которая прошла в медиа-центре «АСИ-Благосфера»

В докладе Ирины Мерсияновой «Деятельность гражданского общества и его институтов в России: исследование медиаполя традиционных СМИ и социальных медиа» были представлены результаты количественного контент-анализа публикаций в традиционных СМИ за 2012–2016 гг.

В выборку для анализа вошли 10 012 статей в российских СМИ и 5014 сообщений социальных медиа. Ученые ВШЭ впервые проследили, как отражаются проблемы разных НКО в зеркале СМИ: какой круг тем и аспекты работы гражданского сектора интересны для массмедиа, по какому принципу журналисты выбирают информационные поводы, каких лидеров НКО считают авторитетными экспертами, насколько корректно и охотно освещают «сложные» вопросы.

Модератор мероприятия Елена Тополева-Солдунова во вступительном слове отметила, что в отображении тематики третьего сектора средствами массовой информации остаются определенные проблемы, особенно в регионах; однако, в настоящее время ощутимы качественные перемены к лучшему, о чем также свидетельствуют современные исследования в сфере гражданского общества и некоммерческого сектора. В частности, растет доверие к НКО среди граждан, уровень информированности об их деятельности, а также уровень участия в НКО.  В развитии этих процессов нельзя недооценивать роль СМИ, которые в последнее время посвящают все больше публикаций тематике благотворительности, развития некоммерческого сектора, добровольчества, которая становится настоящим мэйнстримом времени.

Руководитель социальных проектов и программ АСИ Ольга Дроздова провела краткий экскурс в историю вопроса, рассказав, что в связи с принятием закона об иностранных гражданах пять лет назад появилась идея провести исследование, которое было реализовано благодаря сотрудничеству с НИУ ВШЭ и Центром стратегических разработок.  По результатам исследования «Отношение граждан к НКО в свете ужесточения законодательства об НКО», большинство респондентов, в том числе участвовавших в деятельности НКО, согласилось с утверждением о том, что НКО не приносят ни пользы, ни вреда и не воздействуют на общество. Этот эмпирический факт может быть объяснен воздействием на «умы» граждан передач на федеральных каналах, транслируемых по телевидению.

О том, как НКО отражалось в зеркале СМИ на макроуровне (2012–2016 гг.), участники могли судить по приведенным данным, таблицам и диаграммам в докладе основного спикера – директора Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ – Ирины Мерсияновой. В частности, она отметила, что примененный метод контент-анализа, хотя в отечественной исследовательской традиции считается количественным анализом текстов с целью их последующей содержательной интерпретации, не лишен субъективизма, и это надо учитывать. Регулярный анализ массивов публикаций Центр проводит с 2004 года, а с 2008 года Центр взял на вооружение в исследовательской практике и метод контент-анализа.

Было выявлено, что всплеск публикаций пришелся на 2013 год, несомненно, данный факт связан с принятием закона об иностранных агентах. Можно ли ситуацию в целом характеризовать с положительной стороны, если в течение всего отчетного периода наблюдается тенденция преобладания позитивных сообщений над негативными?.. Амбивалентные материалы в большей степени были связаны с обсуждением закона об НКО и деятельностью штаба Алексея Навального. Согласно приведенной динамике по годам исследования нейтральных в своих оценках публикаций существенно больше остальных.  

Негативные публикации присутствовали ежегодно, и их рост не наблюдался, но даже одна-две негативных публикации, например, о фондах-мошенниках, способны существенно повлиять на репутацию идей и практик гражданского общества. 62% публикаций за отчетный период имели информационный характер – новости, краткие сообщения, анонсы. Материалы с более серьезным и глубоким контентом, аналитические статьи встречались гораздо реже. По типам СМИ ведущую роль в формировании инфополя (более 80%) занимали статьи и сообщения, размещенные в сети Интернет. Докладчик привела такой интересный факт, связанный с доверием россиян к телевидению: регрессионный анализ выявил, что чем больше люди доверяют интернету, тем меньше люди доверяют традиционному телевидению.

Лидерами по количеству публикаций по предмету исследования стали такое СМИ, как Мангазея, что не могло не вызвать удивления у участников, а также более известные News.mail.ru, Ria.ru, Kommersant.ru, Izvestia.ru, Комсомольская правда, Mk.ru, Echo.msk.ru и Vz.ru. Ведущими информационными поводами выступили: включение ряд организаций в реестр «иностранных агентов» (с большим отрывом от остальных), получение и распределение иностранных граждан, ситуация вокруг «Левада-Центра», Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ. Также среди информационных поводов нужно отметить идущие с большим отрывом от вышеперечисленных форум «Сообщество» и слушания в Общественной палате РФ. Наиболее встречающимися персонами в контексте рассматриваемых инфоповодов являются Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Людмила Алексеева, Алексей Навальный, Лев Пономарев, Элла Памфилова, Алексей Кудрин и Юрий Левада.

По итогам проведенного анализа можно сделать вывод, что с макроуровня многих историй об НКО просто не видно. Зачастую то, как государство освещает деятельность НКО, представляется более интересным, чем информация о самих НКО.

Отвечая на вопрос о перспективах, Ирина Мерсиянова сказала, что предсказать будущее невозможно, так как ситуация сильно зависит от факторов внешней среды: трудно предвидеть, какие инфоповоды возникнут и как они могут повлиять на инфополе. Однако благодаря форсайт-исследованию было обнаружено, что два фактора больше всего влияют на развитие гражданского общества в Российской Федерации: государственная политика и общественная поддержка. Можно сказать, что позитивных материалов от государства гораздо больше; сменилась парадигма представления взаимоотношений на сотрудничество. В частности, волонтерству в России оказывается большая государственная поддержка в сравнении с другими странами.

Во встрече также приняли участие такие эксперты, как руководитель отдела исследований благотворительного фонда «Нужна помощь» Елизавета Язневич, исполнительный секретарь Форума доноров – организации, ежегодно изучающей, как деятельность благотворительных фондов отражается в СМИ – Александра Болдырева,  профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна  департамента медиа НИУ ВШЭ Анна Качкаева и другие.

К каким выводам пришли участники дискуссии, смогли ли продолжить провокационное название встречи вместо многоточия или же поставили точку, можно узнать, посмотрев видео открытой дискуссии.

К сведению: Медиацентр «АСИ – Благосфера» – это совместный проект Центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Медиацентр «АСИ-Благосфера» позволит некоммерческим организациям эффективнее сотрудничать со СМИ. По мнению организаторов, новая площадка станет для НКО «трибуной», где они смогут рассказывать СМИ о себе, своих проектах, поднимать важные проблемы и обсуждать их в реальном времени.