Повышать квалификацию – значит идти в ногу со временем!
C 6 ноября по 25 декабря прошел курс повышения квалификации «Регрессионные модели и дизайн экспериментов в социальных науках». В ходе лекционных занятий и практикума ученые Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора – директор Ирина Мерсиянова, а также Марина Шабанова, Вячеслав Иванов, Ирина Корнеева, Ирина Краснопольская и Дарья Резяпова – ознакомились с новейшими тенденциями и усовершенствовали свои навыки в моделировании и дизайне экспериментов в социальных науках.
Целью курса стало повышение профессионального уровня в сфере статистики с получением необходимых для профессиональной деятельности новых компетенций и обучение сотрудников Центра современным статистическим моделям, применяемым для анализа эффектов воздействия.
Курс провел старший преподаватель ФЭН, сотрудник лаборатории макроструктурного моделирования экономики России Дмитрий Малахов, талантливый ученый, вошедший в группу высокого профессионального потенциала НИУ ВШЭ (категория «Новые преподаватели» (2015–2016), и сотрудничающий с Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора с 2016 года..
В ходе курса рассматривались актуальные подходы к выявлению и тестированию значимых взаимосвязей в данных социально-экономического характера, особое внимание уделялось дизайну экспериментов и разделению причинно-следственных взаимосвязей и корреляций. Говоря простыми словами, эта методика позволяет ученым рационально анализировать информацию: объективно оценить взаимосвязи между какими-либо переменными и объективно выяснить, положительное или отрицательное воздействие играет тот или иной фактор.
Основные модули программы повышения квалификации:
- Регрессионные модели с одним уравнением. Постановка задачи регрессии. Процедура оценки с помощью МНК. Инференция. Нелинейность по параметрам, нелинейность по переменным. Индивидуальные эффекты. Кластеризация ошибок. Понятие bad controls. Probit/logit модели.
- Регрессионные модели с несколькими уравнениями. Причины и последствия эндогенности. Понятие инструментальных переменных. Сила инструментальных переменных. Экзогенность инструментальных переменных. TSLS оценивание. Тесты.
- Понятие эксперимента в социальных, медицинских и естественных науках. Дизайн экспериментов. Квази-эксперименты и естественные эксперименты.
- Средний эффект воздействия. Каузальность и регрессионные модели.
По завершении программы повышения квалификации слушатели освоили методику разработки концепций и моделей, апробации способов и инструментов профессиональной деятельности, а также описания проблем и ситуаций в профессиональной деятельности, используя язык и аппарат статистических наук. Приобретенные в ходе курса новые компетенции особенно важны для решения проблем на стыке наук, в смежных профессиональных областях.